Результатом переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана стал меморандум о перемирии в сирийском Идлибе. Выгоду от этого получат все, кто участвует в урегулировании конфликта в САР, считают в Турции.
Переговоры глав двух государств в Кремле проходили накануне в Кремле. Сначала Путин и Эрдоган 2 часа 40 минут общались с глазу на глаз, потом к диалогу подключились правительственные делегации.
Согласно подписанному по итогам встречи меморандуму, Россия и Турция договорились прекратить огонь в Идлибе в полночь 7 марта, создать безопасный коридор вдоль трассы М-4 и возобновить совместное российско-турецкое патрулирование в провинции.
Спокойствие в Идлибе актуально как никогда
Глава турецкой Ассоциации евразийских правительств, доверенное лицо замруководителя генеральной дирекции безопасности Турции Хасан Дженгиз отметил, что для Анкары отношения с Россией очень важны, а урегулирование в Сирии – один из приоритетов.
Он выразил сожаление о том, что была пролита кровь 33 турецких солдат, что, в свою очередь, повлияло на проведение запланированной ранее встречи Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом САР Башаром Асадом. Но спокойствие в Идлибе актуально как никогда.
По словам Дженгиза, любые обострения в Сирии порождают наплыв беженцев в Турцию. Учитывая, что страна уже приняла 700 тысяч человек, новые потоки осилить очень непросто.
С конца февраля мигранты устремились к границам Европы, что очень встревожило страны ЕС. Греция и Болгария привели в готовность военных. В ход уже идут дымовые шашки и слезоточивый газ.
«Конечно, мы должны вместе бороться против террористических групп в Сирии. Обострение отношений между Турцией и Сирией никому не выгодно. Ни России, ни Ирану. Поэтому наша делегация прибыла в Москву, чтобы найти компромисс и не допустить провокаций. Мы должны были найти политическое, а не военное решение конфликта в САР», – сказал Хасан Дженгиз в беседе с обозревателем «ПолитЭксперта» Хаялом Муаззином.
Фото: kremlin.ru – пресс-служба Кремля
Не давать повода для провокаций
Дженгиз полагает, что происходящее в Сирии – проект США, в том числе недавнее обострение в Идлибе, которому предшествовало убийство иранского генерала Касема Сулеймани. Если бы Сулеймани был жив, он не допустил бы такого поворота событий, уверен политик. По его словам, обстрел турецких солдат мог осуществляться военными, которых завербовали американцы. Он не исключает, что США способны создать новую провокацию в САР, и этого допустить нельзя.
«США говорят нам не доверять России. Это двуличные стандарты американцев, и мы это понимаем. Дружба Эрдогана и Путина бесспорна, и мы не должны давать повод нашим врагам за океаном ухудшить наши отношения. Поэтому нужно укреплять взаимосвязь», – сказал он.
Фото: crimea.gov.ru – пресс-служба Госсовета Республики Крым
По словам Дженгиза, со своей стороны Турция выполняет свои обязательства. В том числе, закупает у России зенитные комплексы С-400, несмотря на давление Запада. Это показывает высокую готовность к сотрудничеству.
«Если понадобится, Эрдоган признает и Крым. Но мы должны понимать, какая от этого будет выгода. И со стороны России мы ожидаем взаимности. Например, готовность выполнить нашу просьбу о прекращении огня в Идлибе. У нас в Сирии 13 наблюдательных пунктов, и Сирия не должна нападать на них. Беспокоят и заявления некоторых российских чиновников, которые могут испортить отношения между странами. Мы за улучшение отношений, а не за осложнение. И мы желаем, чтобы Сирия оставалась территориально целостной страной», – заметил он.
Как сообщают источники в Сирии, с пятницы российские и турецкие военные уже приступили к совместному патрулированию на территории Серакиба. Эрдоган также заявил – Турция намерена сохранить статус своих пунктов в Идлибе. Известно, что после переговоров в Москве турецкий лидер вновь выразил готовность встретиться с сирийским коллегой Асадом.