В последнее время, похоже, Зеленский начинает прозревать насчет того, кого, собственно, ему выпала честь вести к светлому будущему. Скандал вокруг эвакуации «поднебесной сотни» подвигнул президента на сердечные откровения о своих соотечественниках: «Мы постоянно говорим, что Украина ― это Европа. Вчера, откровенно вам скажу, казалось в некоторых эпизодах, что Украина ― это Европа эпохи Средневековья. К сожалению. Давайте не забывать, что мы все с вами ― люди, а не... Не хочу сейчас подбирать неправильное слово».
В этом случае президенту и впрямь трудно подбирать слова. И его вполне можно понять. В силу своей сумасшедшей успешности ему долгие годы приходилось томиться в опостылевшем кругу общения с подобными себе: коммерсантами, хронически креативными элементами, извращенной богемой вперемешку с прочими юристами и аферистами. Откуда он мог знать, что в значительной своей массе народ Украины состоит из дурно пахнущих бомжеватого вида особей с гнилыми зубами и сумрачными помыслами? И становятся они такими неэстетичными по одной простой причине, о которой догадался еще Карл Маркс. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», ― говорил тогда еще живой и ничего не ведавший о перспективах десоветизации классик марксизма-ленинизма. И будто бы предвидел все «прелести» сегодняшнего украинского «бытия», способствующего превращению местного населения в массовку для фильма ужасов про зомби-апокалипсис.
Тем не менее президент Зеленский по долгу службы просто обязан преодолеть кризис коммуникации с собственным электоратом. Пора наконец воплотить мечты народные: «почуты кожного» «малэнького украинця» и начать «житы по-новому»! Кто же придет на помощь нашему герою в столь благородном деле? Алексей Гончарук посвятил этому последние полгода своей жизни! Ведь этот далеко не графских кровей небритый мальчуган университетов особо не кончал и трудовой биографией не заморачивался. Вместо этого он без излишних комплексов приступил к работе. И не каким-нибудь «начальником подотдела очистки» по рекомендации мифического управдома Швондера, а премьер-министром Украины по протекции вполне себе реального товарища Сороса. Но любовь между Зеленским и Гончаруком, судя по всему, оказалась недолгой.
Поэтому очень вовремя украинский премьер решил публично подвести первые промежуточные итоги работы своего правительства. Сквозь призму сухой экономической отчетности народ и власть получили возможность обменяться свежими взглядами как друг на друга, так и на весь царящий в стране бардак. И предоставить Зеленскому дополнительную информацию к размышлению о судьбах отечества и интеллектуальных способностях Гончарука.
Чем же смог удивить общественность первый украинский премьер-миллениал, реформатор поколения Y? Необходимостью заплатить 84 тысячи гривен жене Фаворова (коммерса с американским паспортом из «Нафтогаза») за «диджитализацию» отчета правительства! Почему именно жене? Потому что после случая с премией Коболева мам, пап и детей реформаторов решили временно к общественно полезной работе не привлекать. В перспективе «долю малую» будут маскировать под благотворительные взносы для бездомных зверушек. Но неужели тщательно отобранные в аппарат правительства системой ProZorro кадры с врожденным клиповым мышлением уже не в состоянии подготовить отчет из нескольких десятков слайдов? PowerPoint завис или батарейки на презентационном пульте сдохли? Да нет, конечно. Просто все должно делаться с глубоким уважением к местным традициям и обрядам! «Свий до свого по свое»… Сколько сакрального смысла заложено в этой простой формуле украинского счастья!
Но беда в том, что счастье, которое бесплатно свалилось на них в виде правительства Гончарука, до сих пор не понимают и не ценят многие украинцы. В феврале уровень доверия к правительству сократился до 28 процентов, тогда как недоверия достиг 64,5. Это ужасные цифры: правительству не доверяют две трети населения. Баланс составил 36,5 проц. в пользу недоверия. Уровень доверия к премьеру Алексею Гончаруку всего лишь 24,8, а недоверия ― 63,2. Баланс 38,4 проц. в пользу недоверия. Все ведь почему? Коммуникация хромает, и взаимопонимания не хватает. А если сам не догоняешь, то и другим не объяснишь.
Что же успел понять Алексей Гончарук за время работы на ответственном посту? «По состоянию на сегодняшний день наша экономика, к сожалению, маленькая. Она составляет 0,3 проц. от общего ВВП в мире. Она открытая, она сырьевая. Это означает, что для того, чтобы расти, нам нужны конкурентные преимущества. То, что сейчас происходит в экономике, можно охарактеризовать так: она недооценена и недоинвестирована. Нам нужны инвестиции. Стратегия экономического развития Украины на следующие пять лет ― это привлечение инвестиций», ― говорит премьер.
Странная, мягко говоря, стратегия, которая заключается в самом процессе «привлечения», а не в достижении конкретных целей. Возможно, целей этих попросту не существует? Правда, Гончарук ― оптимист и считает, что украинская экономика растет быстрее европейской. К тому же главное конкурентное преимущество Украины ― это, оказывается, демократия. И тут он по-своему прав. Имел бы Алексей шансы возглавить правительство в условиях диктатуры? Нет. Его давно бы послали куда-нибудь в BRDO, а может, и еще дальше. Туда, где все уже отреформировано, сухо и комфортно.
В ЕС с гончаруковскими фантазиями на заданную тему предпочитают не спорить. Расставляют, правда, несколько иные акценты. В частности, посол Евросоюза в Украине Матти Маасикас считает, что главное преимущество Украины — это земля, на которой выращивают популярные в ЕС органические продукты (неужели рапс и подсолнечник? ― Авт.). Также европейский политик говорит, что Украина опережает Европу по драйву: «Тот драйв, та динамика, которые есть у вашей страны ― это фантастика!»
Примерно в таких же эмоционально-иррациональных, ни к чему не обязывающих тонах прозвучал отчет о проделанной работе правительства Гончарука 21 февраля в украинском парламенте. Премьер, к примеру, решил почему-то присвоить себе лавры победителя украинской коррупции в высших эшелонах власти. И дело даже не в том, что эта феноменальная виктория по праву должна принадлежать Зеленскому. Всем ведь известно, что коррупцию с «Печерских пагорбив» изгнали еще в 2014 году вместе с людоедом Януковичем. И как после таких легкомысленных заявлений Зеленскому продолжать переговоры с папой римским о скорой канонизации Кличко и всех других героев революции?
Вдобавок ко всему глава украинского правительства искренне верит в то, что приватизация (800 объектов) и концессия (все порты, вокзалы, а в перспективе, по идее Милованова, ― университеты и больницы) являются «одними из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций». Это стало новым словом в экономической теории, так как до сих пор прямую зависимость между этими процессами никому установить не удавалось. Тем более в «маленьких сырьевых и открытых» экономиках. Однако правительство Гончарука продолжает планировать свои действия по принципу пса Шарика из Простоквашино, предлагавшего продать «что-нибудь ненужное» и купить корову. Если б еще члены кабинета министров могли зимой на снегу спать, цены б таким специалистам не было!
Но Алексей Гончарук настолько успешен лишь потому, что стоит на плечах титанов! «Продавая активы на открытых аукционах, привлечем инвестиции, технологии», ― сказал премьер-министр Украины… Владимир Гройсман. Еще в 2018 году, когда продать планировали целых 900 объектов госсобственности. И все эти грандиозные планы после победы «революции гнидности» составляются каждый год. И каждый раз реализуются всего на несколько процентов. А 2–3 миллиарда долларов США ежегодных прямых инвестиций отражают реальный интерес международного бизнеса вкладывать деньги в развитие Украины ― страны, у которой все более-менее интересные активы можно будет со временем отобрать за долги.
Реальность украинской экономики выглядит далеко не радужно даже в глазах вполне политкорректных экспертов. Так, постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман недавно напомнил, что Украина попала в «почетный» список 18 стран мира, экономики которых сократились за период с 1990 по 2017 годы, показав при этом пятый с конца результат. Международная организация труда ожидает сокращения трудоспособного населения Украины на 1,2 проц. ежегодно, вплоть до 2030 года. От стран Европы, по его мнению, Украина особенно отстает в сферах судебной системы и верховенства права (уровень коррупции, защиты прав собственности), товарных рынков (уровень конкуренции и регулирования) и финансового сектора (доступ к финансированию, устойчивость банков).
В этой связи Люнгман видит три сценария возможного развития Украины. Первый предполагает полное реформирование (преодоление указанного выше отставания, рынок земли без ограничений) и рост ВВП 6 проц. ежегодно, что позволит населению стать богаче на 60 проц. за 20 лет и достичь сегодняшнего уровня Польши примерно в 2038 году. Второй вариант ― частичные реформы (сохранение разрыва в судебной системе и рынок земли с ограничениями) и рост на 4 процента, что сделает население богаче всего на 20 процентов. В третьем сценарии ― отката реформ (без рынка земли) и роста темпами до 1,5 проц. ― население через 20 лет станет на 20 процентов беднее, чем сейчас. Пока же, судя по всему, Украина реализует вариант «ни два ни полтора», двигаясь где-то между вторым и третьим сценариями.
Но даже упомянутые выкладки международного валютного клерка являют собой лишь прожекты о далеком будущем. На практике Украина балансирует на грани дефолта по внешним обязательствам, а де-факто уже не может полноценно финансировать государственные расходы, имея «дефолт» бюджетный. Почему же не выполняется бюджет? Теплая зима, низкие цены на энергоносители, укрепление гривны, борьба с коррупцией ― все эти причины украинские реформаторы готовы отнести к факторам, сдерживающим наполнение казны. Все что угодно, но только не падение промышленного производства, которое продолжается ускоренными темпами и рискует в скором времени достичь двузначных показателей. И, в свою очередь, сдерживает оживление корпоративного кредитования, инвестиций и роста экономики.
Собственно, «аграрно-айтишная» сверхдержава уже даже продовольственную безопасность себе гарантировать не может. А финансовую стабильность поддерживает «на соплях» за счет откровенной пирамиды ОВГЗ. Но даже из этой ситуации можно постараться выйти плавно и с наименьшими потерями, а можно «по-шариковски» продолжать заниматься фигней и профанацией в надежде на непонятно что. А пока получается, что украинские «элиты» тридцать лет назад приняли страну с уникальными космическими технологиями, а оставят с импортным самокатом Гончарука. И то, если он не прихватит это «чудо техники» с собой в отставку, которая внезапно стала реальностью.
Сразу же после «победного» отчета правительства в украинских СМИ заговорили о том, что на должность премьера «зеленые» рассматривают кандидатуры Хорошковского и Тигипко. Логичный выбор с учетом того, что оба были заместителями Азарова, а самого Николая Яновича привлечь к работе сейчас несколько проблематично. Но, похоже, Виктору Федоровичу удалось все же докричаться до Зеленского. «Чтобы страна не упустила эту надежду, нужны союзники, компетентные исполнители», ― закинул новую тему молодой папаша Янукович в очередной своей маляве от 18 февраля.
Поначалу уход Гончарука не выглядел предрешенным. Однако события в кулуарах начали развиваться настолько стремительно, что уже даже определили дату судного дня по кадровым вопросам ― 4 марта. И похоже, пинка под зад готовятся дать всей соросовской шобле. Но сколько во всех этих решениях принципиальности и насколько они суверенны, сказать трудно. Скорее переход в политическое контрнаступление Дональда Трампа заставляет среди прочего сметать со стола мелкие пешки в украинской власти. И Зеленскому с компанией приходится перетряхивать скамейку запасных, пытаясь удовлетворить хотелки местных олигархов и благие пожелания заокеанских друзей.
Таким образом, следуя четким инструкциям из Ростова, Зеленский работает над сшиванием страны, последовательно привлекая старых воров к сотрудничеству с заполонившими коридоры украинской власти жуликами-молокососами. А рожицы во властных коридорах периодически приходится менять. Таковы законы жанра в этом водевиле. Поскольку ПМЖ у украинских правителей может быть где угодно, но кормушка у них на всех одна. Как и «легкость необыкновенная в мыслях»…
Войцех Михальски
Рейтинг публикации:
|