Есть такой анекдот конца прошлого века — про петуха, который промозглым утром, не догнав курицу, успокоил себя: «хоть согрелся». Впрочем ещё в начале того же века принцип «Главное — не победа, а участие» был взят на вооружение лузерами Олимпийских игр.
Вспомнилось это при ознакомлении с итоговым коммюнике Встречи предстоятелей и представителей поместных православных церквей, состоявшейся 26 февраля в Аммане. В нём говорится, что «целью собрания было возобновить диалог и способствовать единству братьев в православном причастии». Но разве диалог между участниками встречи когда-либо прерывался? Разве евхаристическое единство между представленными на встрече церквями было утрачено?
Нет.
Более того, то, что в коммюнике именуется евхаристическим единством, не утрачено даже между отвергшим Амманскую инициативу Экуменическим патриархатом и принявшими приглашение церквами, исключая Московский патриархат. Значит, за византийством формулировки скрывается следующее: «Целью собрания было возобновить диалог Московского и Экуменического патриархатов и способствовать единству братских Константинопольской и Русской церквей в православном причастии».
Но диалог и единство с Фанаром были совершенно справедливо разорваны по инициативе Москвы. Неужели наш патриарх поехал на встречу не для того чтобы убедить собратьев осудить разрушителя единства мирового православия, открытого преступника канонов Церкви, наконец, захватчика канонической территории Московского же патриархата, а для того чтобы «дать себя уговорить» возобновить «братские узы» с оным?
Как мы наблюдаем это в последние годы, Его Святейшество отправился решать важнейшие вопросы, не опираясь на соборное мнение церкви. Опять «художественная самодеятельность» от любимого композитора в нарушение правила 34 Святых Апостолов: «Первый ничего да не творит без рассуждения всех». А ведь даже анонсировал предстоятель РПЦ созыв архиерейского собора. Но за полтора года с начала открытого вторжения «первого по чести» на каноническую территорию РПЦ, вылившуюся в подлинно религиозную войну на значительной её части, не говоря уже об угрозе раскола мирового православия, собор так и не был созван. Видимо, «не столь значительная причина». Каковой, очевидно, была и беспрецедентная, первая за всю историю Церкви «братская встреча» патриарха Московского с римским понтификом, также готовившаяся в тайне даже от собственного епископата.
Ради чего же на этот раз была соблюдена кулуарность? Следует полагать, ради следующих строк коммюнике: «В атмосфере братской любви собравшиеся на встречу согласились с тем, что решения вопросов общеправославного значения, включая предоставление автокефалии отдельным церквям, должны приниматься в духе общеправославного диалога и единства, а также при всеправославном консенсусе.
Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что для исцеления и примирения общеправославный диалог необходим».
Но первое утверждение — касательно принципа предоставления автокефалии — не более чем повторение положения, заверенного ещё в 2009 году на предсоборном совещании в Шамбези представителями всех поместных церквей. Да, хорошо, что об этом напомнили Варфоломею. Тем самым дали понять, что отвергают его притязания на право единолично раздавать автокефалии направо и налево. Но стоило ли только ради этого повторения гонять самолёты, заказывать дорогущие номера для делегаций и фуршеты, так и не осудив в итоге это проявление папизма?
Что же касается «признания необходимости диалога ради исцеления и примирения», то кого там «исцелять»? К чему этот самообман, если всем очевидно, что Варфоломей не заблуждается, а методично выполняет поставленную задачу. Не поздно ли вообще проводить увещевательную профилактику там, где спасительно исключительно оперативное вмешательство?
Если уж на то пошло, сам «пациент» за пару дней до встречи направил инициатору встречи Иерусалимскому патриарху в высшей степени оскорбительно письмо, в котором заранее обвинил своих «увещевателей» в работе на… Российскую Федерацию. Чем лишний раз подтвердил — время призывов к диалогу ушло. «Исцеления и примирения» теперь возможны только на основе акривии — строгого исполнения канонов. В противном случае — без отделения овец от козлищ — овцам попросту грозит гибель от вируса папской короны, которую давно уж напялил на себя фанарский «понтифик».
Когда митра превращается в корону
От этого «короновируса» уже фактически погиб Экуменический патриархат и стремительно гибнут Элладская и Александрийская церкви.
Мы уже не раз приводили выводы ведущих канонистов о том, что без полного и безоговорочного разрыва Русской церкви с теми, кто находится в молитвенном общении с признавшими «СЦУ» (даже если сами они «СЦУ» не признают) таинства в самой Русской церкви могут оказаться недейственными. Об это прямо предупреждают каноны. Любому клирику РПЦ — от патриарха до диакона — достаточно открыто помолиться с только помолившимся с сослужившими с СЦУшниками, чтобы он стал переносчиком вируса безблагодатности для своей поместной церкви.
Именно об этом должен был вопиить архиерейский собор РПЦ, обличая все гибельные ереси Варфоломея (последовательно разобранные нами в преддверии так и не состоявшегося собора). Именно эти обличения (вплоть до анафемы) должны были вооружить патриарха Московского аргументацией для амманского призыва к отделению Церкви от источника заразы. Призыва к немедленному спасению собственной паствы, а не к запоздалому примирению с этим безнадёжно больным источником.
Именно последнему сейчас всячески радуются спикеры ОВЦС — мол, появилась надежда на упразднение угрозы раскола Православия! Но разве возможен раскол Православной Церкви в принципе? Разве не гарантировал единство её Создатель, когда утверждал, что «врата Ада не одолеют её»? Следовательно, возможен только откол тех, кто уже по факту не является православным. Так было с латинянами, которые до 1054 г. уж пару столетий как впали в папизм, исповедание филиокве и сопутствующие ереси. Так и с фанариотами, которые не первое десятилетие открыто исповедуют восточный папизм, этнофилетизм, экуменизм и сопутствующие ереси.
Так что же для православных предстоятелей должно быть важнее — спасение вверенных им душ от смертельного вируса безблагодатности еретичествующих сообществ или эфемерное «восстановление единства православия» с закостенелыми в гибельной ереси «церквами»? Если последнее, так давайте уж и с католиками сливаться. Они ведь тоже православными когда-то были…
В конце концов, чем как не «изоляцией носителя вируса» объяснялось решение синода РПЦ полуторагодичной давности о разрыве евхаристических отношений с Фанаром? Если не этим, то получается банальная месть, за то, что он «в нашу песочницу влез».
В лучшем случае, ОВЦС МП занимает просто оборонительную позицию там, где требуется упреждение в защите Церкви от губительных ересей. Обличить их нужно было ещё до сентября 2018 г., когда Фанар фактически объявил войну канонам и догматам Православия (ведь и сам Варфоломей, и его полномочные представители к этому времени уже не раз «пересматривали» Апостольские правила). Тогда и разрыв евхаристического общения выглядел бы не как отплата за вторжение, а как неминуемое следствие всей деградации Экуменического патриархата. Констатировать его отпадение от церкви нужно было ещё до того, как он выпишет «томос» «Святейшей церкви Украины». Тогда… Впрочем, анафема Варфоломею не вынесена до сих пор.
Вместо этого делегация РПЦ молилась 27 мая вместе с патриархом Иерусалимским Феофилом и митрополитом Чехии и Словакии Ростиславом. И дай Бог, чтобы до этого сами они не успели помолиться с теми представителями епископата вверенных им церквей, которые уже служили с «епископами СЦУ». А таковы, увы, имеются.
Что же, впереди новые встречи, как анонсировал глава ОВЦС МП митрополит Иларион. И молебны с молившимися с еретиками.
Дмитрий Скворцов,
специально для alternatio.org