Западные СМИ констатируют растущее сопротивление неолиберальным и мультикультурным ценностям на востоке Европы. Это проявляется как в отказе принимать мигрантов из Азии и Африки, так и в росте гомофобских настроений. В многочисленных статьях на эту тему отмечается, что борьба с ЛГБТ (группой, в которую входят лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) стала главной предвыборной темой для политиков Восточной Европы и практически создает новое идеологическое противостояние на континенте.

В руководстве Евросоюза и многих стран Западной Европы считают, что новые политические альянсы, направленные против ЛГБТ, создаются противниками неолиберальной идеологии, католическими движениями и праворадикальными организациями. В качестве примера приводится небольшой город Свидник на востоке Польши, который объявлен «свободным от ЛГБТ городом». Свидник — идейный оплот находящейся у власти партии «Право и справедливость». Решение городских властей Свидника вызвало возмущение у депутатов Европарламента в Страсбурге, которые потребовали от Еврокомиссии принять срочные меры в отношении «гомофобов».

На съезде европейских ЛГБТ в Праге была принята декларация, согласно которой новый «железный занавес» разделил Европу. В декларации подчеркивается, что 30 лет спустя после падения коммунизма на восток континента пришли гомофобия, гендерная ненависть и дискриминация.

Однако Свидником ситуация в Польше не ограничилась: десятки муниципалитетов, в основном на юго-востоке страны, приняли соответствующие декларации, поддержанные католической церковью. Примечательно, что отношение к ЛГБТ стало своего рода определяющим тестом на восприятие неолиберальных ценностей, которые пропагандируют западные СМИ, политики и руководство Евросоюза. Согласно недавним опросам, молодые поляки назвали главной угрозой в XXI веке «движения в поддержку ЛГБТ и гендерную идеологию». Примечательно, что на второй план в списке угроз отошли «российская экспансия», климатические изменения и экономический кризис.

Почему именно проблеме ЛГБТ придается такое значение на востоке Европы? Очевидно, что эта тема непосредственно связана с национальной идентичностью, традиционными ценностями, жизненным укладом и биологическим инстинктом продолжения рода. Правящая в Польше правопопулистская партия «Право и справедливость» (ПиС) назвала «идеологию ЛГБТ» опасностью, схожей с коммунизмом советского типа. Именно защита традиционных ценностей стала главной темой предвыборной кампании в Польше и позволила национал-консерваторам выиграть последние выборы. Лидер ПиС Ярослав Качиньский заявил, что навязываемая Польше извне неолиберальная идеология является угрозой польской идентичности и самому существованию польского государства. В свою очередь, архиепископ Кракова Марек Едрашевский сравнил «радужную чуму ЛГБТ» с нацизмом и советским коммунизмом.

 

В Венгрии, где политический мейнстрим представляют правые популисты, в последние месяцы также наметился «антигейский» тренд. Правящая партия «Фидес» и лично премьер-министр Виктор Орбан начали координированную гомофобскую кампанию. Так, депутаты от «Фидес» призвали бойкотировать американскую фирму «Кока-Кола» после того, как она разместила рекламные постеры с гейскими парами. Спикер венгерского парламента Ласло Кёвер сказал, что усыновление детей геями равносильно «педофилии в моральном смысле». Венгрия отказалась от участия в Евровидении-20 в Амстердаме, так как считает этот конкурс «слишком голубым».

 

Аналитики отмечают, что «антигейская риторика» чрезвычайно выгодна для правых популистов Восточной Европы, поскольку тема нелегальной иммиграции уже в значительной степени исчерпала себя. В Чехии, где общество довольно толерантно относится к ЛГБТ (недавний опрос показал, что 61% граждан готовы поддержать закон о легализации однополых браков), консервативные политики используют гомофобскую риторику в борьбе за голоса избирателей. В результате закон об однополых браках застрял в нижней палате чешского парламента еще на стадии первого чтения, попытки протолкнуть его провалились. Наблюдатели отмечают, что этот закон тайно блокирует премьер-министр Андрей Бабиш, который не дает рекомендации депутатам от своей партии «АНО» голосовать за него. Недавно Бабиш встретился с представителями консервативной партии «Движение за жизнь», которая занимает гомофобскую позицию и выступает за повышение рождаемости и права семьи. В Чехии также набирает голоса инициатива по внесению в конституцию поправки (как это сделали в Венгрии и Словакии), которая определяла бы брак как исключительно союз мужчины и женщины. Эту инициативу поддерживают представители церкви и лично президент Чехии Милош Земан.

Опросы общественного мнения показывают принципиальные различия в оценке однополых браков на западе и востоке Европы. Так, в Нидерландах к однополым бракам положительно относятся 82% опрошенных, Швеции — 71%, Дании — 69%, Бельгии — 62%, Испании — 56%, Германии — 52%. Одновременно в поддержку однополых браков высказываются лишь 11% жителей Румынии, 12% — Латвии, 15% — Греции, 17% — Польши и 18% — Венгрии. Усыновление детей однополыми парами поддерживают 69% голландцев, 51% шведов и только 7% поляков.

Особо негативный подход к однополым бракам отмечается в России, где был принят закон о недопустимости «пропаганды гомосексуализма». Согласно ВЦИОМ, в 2015 году против однополых браков выступало 84% россиян и лишь 7% поддерживало их, причем негативная тенденция идет по нарастающей. Ожидается, что в новом варианте российской конституции брак будет квалифицироваться лишь исключительно как «союз мужчины и женщины», а однополый брак будет запрещен. В ряде регионов России, таких как Чечня, преследования геев вызывают осуждение защитников прав человека на Западе.

В Еврокомиссии констатируют, что за последние два десятилетия в странах Западной Европы произошла положительная эволюция в восприятии гомосексуализма и других гендерных проблем. И наоборот, в Восточной Европе возобладали антигейские настроения, для обозначения которых был введен термин «гомонегативность» (homonegativity). Чем обусловлены столь разные подходы? Западноевропейские аналитики видят причину «гомонегативности» восточных европейцев в экономической и образовательной отсталости, а также чрезмерной религиозности. По их мнению, слишком быстрый переход «младоевропейцев» от коммунизма к демократии сопровождался культурным шоком, а также разочарованием в демократических ценностях. Кроме того, политики умело использовали предрассудки населения с целью узурпации власти.

Западные исследователи называют ситуацию вокруг ЛГБТ «тревожной», разъединяющей запад и восток Европы. В результате, восточные европейцы могут со временем отвергнуть западные культурные ценности не только в сфере сексуальной морали, но и в других областях. Таким образом, проблема казалось бы не первой значимости (в сравнении с безработицей, падением уровня жизни и нелегальной иммиграцией) стала принципиально важной и даже определяющей в борьбе народов Восточной Европы за свою идентичность, традиционные ценности и семью — против геев, мигрантов, веганов, представителей экзотических сект и постмодернистского индивидуализма в целом. Это особенно показательно сегодня, когда неолиберальная идеология переживает острый кризис, а в борьбе против нее единым фронтом выступают христиане, мусульмане, националисты и консерваторы всех мастей. Примечательно, что мусульмане в Западной Европе стали одной из главных сил, противостоящих неолиберальному угару.

В целом речь идет о серьезнейшем идеологическом кризисе, в который оказались втянуты все страны Запада и их сателлиты в Восточной Европе. Ведь неолиберализм, по мнению непокорных «младоевропейцев», означает утверждение эгоизма, индивидуализма и гедонизма, неумеренное расширение личной свободы и «раскрепощение» нравов. Именно поэтому они считают, что пропаганда ЛГБТ стала одним из важнейших орудий неолибералов в борьбе с традиционной семьей и христианскими ценностями, которые все еще пользуются поддержкой на востоке Европы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.