калининград

Литва пошла на крайние меры, чтобы заставить Брюссель отказаться от урезания дотаций республике в новом семилетнем бюджете ЕС. Официальный Вильнюс угрожает сорвать транзит россиян в Калининградскую область. Такая угроза больше походит на истерику, чем на повышение ставок в переговорах: литовские власти от психоза из-за грядущего лишения финансирования не сознают того, что срыв транзита в Калининград объединит Евросоюз и Россию против Литвы.

Первые лица Литвы ввиду надвигающегося урезания выплат республике из фондов ЕС на 27% ведут себя все более нервно и неадекватно. Судя по прошедшему саммиту Евросоюза, страны — доноры европейской интеграции твердо вознамерились снять с пайка дотационную Восточную Европу. Последняя громко из-за этого возмущается, и Литва — громче всех.

Президент прибалтийской республики Гитанас Науседа устроил в Брюсселе настоящий триумф логики, заявив, что Литва — тоже донор Евросоюза…и поэтому последний должен дальше платить ей дотации.

«Некоторые страны — доноры бюджета ЕС не готовы к амбициозным цифрам. Однако Литва также является донором бюджета ЕС. Только мы даем Европе не деньги, а рабочую силу. За последние годы Литва потеряла 10% своей рабочей силы — людей, которые переехали в Великобританию, в Германию и способствовали экономическому росту в этих странах. Мы считаем, что заслужили компенсации за это», — пояснил свою мысль Науседа.

Заявление по-своему выдающееся, достойное отдельной статьи.

Литва начинает качать права и выставлять себя жертвой евроинтеграции в надежде выбить из ЕС деньги — ровно так же, как она 30 лет пыталась выбить деньги из России за «советскую оккупацию».

Эта смена позиционирования от «истории успеха» и «балтийского тигра» к «невинной жертве» очередной «оккупации» (на сей раз европейской) могла бы стать главной новостью, если бы истерика Вильнюса из-за лишения финансирования не продолжилась и не породила еще более скандальные заявления.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что в случае сокращения дотаций ЕС Литва не сможет гарантировать бесперебойность транзита граждан России в Калининградскую область.

«Литва честно реализует это соглашение между ЕС и Россией, однако сокращение части многолетней финансовой перспективы ЕС действительно осложнит реализацию транзитной схемы, а если говорить проще — возможности граждан РФ ездить в Калининградскую область и из нее», — сказал глава литовского МИД.

Речь идет о Регламенте Совета ЕС от 14 апреля 2003 года об упрощенном порядке пересечения Литвы для граждан России, путешествующих по железной дороге в Калининградскую область. В рамках достигнутого тогда соглашения между ЕС и Россией Вильнюс обязался выдавать россиянам аналог транзитной шенгенской визы, действующий те несколько часов, которые занимает проезд через Литву в российский эксклав или из него.

На этом условии Литву взяли в Евросоюз, и теперь литовское руководство де-факто шантажирует европейцев: если из-за сокращения дотаций ЕС денег будет не хватать, то Вильнюс не станет обеспечивать упрощенный порядок железнодорожного движения за свой счет и заблокирует Калининградскую область.

«Давайте не будем считать Литву ненадежным партнером, мы действительно являемся ответственными членами ЕС, и мы точно будем ответственно выполнять свои обязательства, однако одновременно мы выдвигаем и свои требования, которые связаны с финансированием определенных функций. Литва не такая богатая страна, чтобы финансировать на свои средства общие потребности ЕС», — подтверждает слова главы МИД о калининградском транзите президент Науседа.

Литовский истеблишмент действует за гранью фола. Называть прозрачные намеки Линкявичюса и Науседы повышением ставок в торге с Западной Европой о сохранении дотаций — безбожно им льстить. Это не повышение ставок, а банальная истерика.

Если бы литовские политики действовали рационально, они бы продумали последствия шантажа Европы срывом калининградского транзита и молчали в тряпочку.
Потому что последствия впечатляют.

Самое очевидное — за блокаду Калининграда иметь дело придется в первую очередь не с Брюсселем, а с Москвой. Насколько жестко отреагирует Кремль на покушение против национальной безопасности России, можно только догадываться. Встанут ли союзники по НАТО на защиту Литвы против ядерной сверхдержавы, если Литва сама нарушит соглашения с ЕС и Россией и спровоцирует международный кризис в Европе, чтобы получить денег, — тоже любопытный вопрос.

В финале может получиться совсем интересно.

ЕС и Россия объединятся против Литвы, которая своим поведением создает слишком большие проблемы и на Западе, и на Востоке.

Между прочим, существует прецедент такого объединения против вконец обнаглевшего постсоветского лимитрофа. Молдавия, лето 2019 года: Россия, США и ЕС договариваются о демонтаже режима зарвавшегося сверх всякой меры олигарха Влада Плахотнюка. Спустя менее недели после того, как представители Москвы, Брюсселя и Вашингтона ударили по рукам, в Молдове поменялись коалиция и правительство, а «хозяин страны» Плахотнюк бежал в неизвестном направлении и по сей день пребывает в международном розыске.

Сноска для литовских политиков: Влад Плахотнюк был абсолютно проевропейским, проамериканским и антироссийским деятелем. Его криминальный режим уверенно вел Молдову прочь от Москвы — в сторону НАТО, ЕС и унии с Румынией. Для США и Европы многие годы Плахотнюк был тем самым «нашим сукиным сыном».

Однако со временем этот «сукин сын» стал вызывать у западных патронов такую головную боль, что терпеть его не стало никакой возможности. В самом деле, когда страной — «отличницей» программы «Восточного партнерства» ЕС заправляет наркобарон, который наладил поставки гашиша в Европу, это уже проблема общеевропейской безопасности. От Атлантики до Урала.

Так что пусть в Вильнюсе не тешат себя упованиями на то, что Литва — член ЕС и НАТО, и союзники будут это учитывать в деле о шантаже калининградским транзитом.

Международный кризис вокруг Калининграда — это удар по европейской безопасности и головная боль для западных кураторов Линкявичюса и Науседы, поэтому они не преминут поступить с ними так же, как с Плахотнюком.

В конце концов, Литва — такой же постсоветский лимитроф, как Молдова. Элемент «санитарного кордона» против России, который сидит в нищете на дотациях Запада, пышет ненавистью в адрес Востока и полагает, что ему за эту ненависть причитается еще больше дотаций.

Только однажды можно перегнуть палку и с выклянчиванием дотаций, и с ненавистью. И тогда «прилетит» и с Запада, и с Востока.