Фото: The New York Times
"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит..."
Спустя примерно 180 лет Гоголь всё ещё актуален. Только в наших городах можно ездить под 100 км/ч практически бесплатно, только у нас народ выжимает максимальные 140 из ржавого ведра с гвоздями на двухполосной разбитой региональной трассе! А уж если кому-то повезло в жизни, и он купил себе тачку с заветными буквами M, AMG или хотя бы GTi, он чувствует себя буквально обязанным не ездить, а гонять.
Русский человек так любит быструю езду, что готов и убить, и сам убиться, поэтому любое ограничение скорости воспринимает в штыки. Ему можно навязать всё что угодно, от посадок за репосты до несменяемого президента, только не чувствительные штрафы за превышение!
Поэтому у русского человека есть мечта – покрыть всю страну сетью автобанов, как в Германии. Главное – без ограничения скорости! Чтобы можно было втопить педаль в пол своего кредитного "Соляриса" и умчаться в закат (или в ближайший отбойник).
Сеть скоростных дорог – это, наверное, хорошо. Но помимо гоголевской фразы есть ещё поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу – смерть". И русская мечта о быстрой езде без ограничений разбивается о жёсткую немецкую реальность. Вот как на самом деле обстоят дела на автобанах Германии:
Это тред из твиттера от пользователя под ником Коля Шваб. Он рассказывает, чего россиянину ждать от немецкой сети скоростных автодорог:
"Давайте я для мамкиных любителей погонять по российским дорогам напишу, как обстоят дела со скоростью на легендарных немецких автобанах. А то обычно все знают только, что там "безлимит, йопта, тапку в пол!!!". Но, мягко говоря, это немного не так.
Во-первых, примерно на половине общей протяжённости автобанов лимит всё-таки есть. Скорость ограничивают вблизи крупных развязок, населенных пунктов для защиты от шума, или природоохранных территорий, или... да просто так, потому что местный муниципалитет так решил, идите нахуй.
Часто ставят ограничение 80-120 км в летнюю жару, чтобы сохранить дорожное полотно (Hitzeschutz). Часто встречается ограничение 80, действующее во время дождя/на мокрой дороге (Bei Nässe). Если на дороге много заплаток, или есть стыки на эстакадах (Straßenschaden).
Ну и конечно любой местный житель в красочных выражениях расскажет вам всё, что он думает по поводу ГОДАМИ длящегося ремонта/расширения отдельных участков, длиной в пару десятков км, где вообще ограничение 80 км/ч. Привет всем, кто как я постоянно тошнит на А6, Хайльбронн-Карлсруэ.
На загруженных участках стоят электронные табло, где ограничение скорости могут вводить в зависимости от траффик, или погоды. И это не какие-то локальные участки длиной в пару км, это десятки километров, как например участок Хайльброн-Штуттгарт на А81.
Безлимит здесь введён не с хуя, как просто "а давайте уберём к ебеням знаки ограничения скорости!". Целые институты работают, чтобы определить оптимальную ширину полосы, размер шрифта на дорожных знаках, допустимое количество повреждений полотна на километр дороги, и т.д.
Самый большой пиздец - если перед вами случится авария. Всё, рулю. Вся дорога тут же перекрывается на несколько часов до ПОЛНОГО устранения - пока не уберут самые мелкие кусочки стекла и масляные пятна. Люди просто выходят из машин, гуляют с собачками, знакомятся, женятся.
Отдельным пунктом идёт так называемое правило Gafen geht gar nicht (глазеть не катит вообще) - нельзя заглядываться на аварию, и упаси боже снимать на телефон. Штраф в несколько тысяч евро.
И да, добавим еще, что ПДД и манера езды в Германии "немножко" отличаются от России. Самое существенное - запрещен обгон и "опережение" справа и железное правило съебываться из левого ряда по завершении обгона. Игра в шашечки - опасное вождение и лишение прав на пару месяцев.
Короче, смысл в том, что лимит снимается только на самых идеальных участках, где мало траффика, хорошее покрытие, светит солнышко, и даже самый нулевый водитель вроде гонщика туриста из России имеет минимум шансов разъебаться в лепешку, прихватив кого-то с собой за компанию.
При этом каждый год поднимается тема о введении ограничения 130, или 150 км/ч. Причины - экология и безопасность. Немцы это автомобильная нация и право на безлимит воспринимается почти как конституционное. Пока что его удается отстоять, но ясно, что это уже только вопрос времени.
Фото: The Drive
На практике все знают простое правило: средняя скорость перемещения на дальние расстояния в Европе - 100 км/ч. Как ни изъебывайся. Все знают, что едешь на 300 км - это 3 часа в дороге. Едешь на 600 км - это 6 часов.
Втопить хотя бы 200 км/ч у вас получится ну может на пару километров, если повезет. Потом вы упрётесь либо в зону лимита, или в ремонт дороги, или в машину помедленнее в левом ряду, или вообще в фуру, долго и мучительно обгоняющую своего собрата.
Есть великое множество статей в журналах, где из пункта А в пункт Б выезжали одновременно какой-нибудь Порш и древний Пассат и приезжали с разницей в 20 минут. По моим личным наблюдениям, даже на свободной дороге в основном все едут на круизе 150, или медленнее, и не выебываются.
Плюс расход топлива на высоких скоростях растет по экспоненте. Бензин, напомню, стоит 1,40 евро за литр. Солярка раньше была дешевле, но последние пару лет разница уже незначительная. А на скорости около 200 км у вас расход будет 9-12 л/100 км, с учетом частых разгонов/торможений.
Не будем делать прилежных ангелочков из местных водителей. Система штрафов здесь примерно такая: превышение до +20 денежный штраф, выше - плюс еще штрафные пункты. Максимум можно набрать 8 пунктов, потом пиздуй пересдавать на права. Поэтому ездят все примерно так: лимит + 10-15 км.
НО: это не в городе. В городе мы прилежные урбанисты, едем те самые 50 км/ч, а где-то и 30, внимательно наблюдаем за велосипедистами, пропускаем пешеходов, когда те еще даже не подошли к зебре, и снижаем скорость до "скорости шага", когда видим рядом с дорогой играюших детей.
Любое отклонение от поведения прилежного урбаниста в городе карается штрафным пунктом и минимум месяц лишения прав. Опять же, я не утверждаю, что все примерные, часто видно всяких стритрейсеров, но сколько у них там уже набрано штрафных баллов я персонально у каждого не спрашивал.
Опять же, местные знают, где стоят радары, и например в Мюнхене и Штуттгарте я себя каждый раз чувствую как чмошник, когда еду 60 по лимиту, а не по "правилу +20", и прям вижу в зеркало лицо негодующего сзади водителя мебельного фургона на местных номерах.
Но в целом, никто не борзеет, если бы эти локальные нарушения действительно представляли опасность, поверьте, ими бы давно занялись. Но сама система подготовки и психология водителей здесь совершенно другая и все себе в целом четко представляют, что можно, а что нельзя.
Фото: National Geographic
Добавим сюда еще традиционно российские факторы риска: дядю Васю на Камазе, из которого на дорогу сыпятся кирпичи, тракториста Иваныча, который оставил на дороге шмоты грязи с колхозного поля, укатанную шипами колею в левом ряду, неубранные масляные пятна после ДТП.
Что я хотел сказать: после 5-летней практики постоянной езды по "безлимитным" автобанам, я бы не стал косплеить это на российских дорогах даже на очень хорошей машине. Тем более, что дорог, в принципе это позволяющих, 50 километров на всю страну - и смысл? Но дело ваше конечно.
Пара советов тем, кто выехал на автобан впервые. Гоняйте, никто не запрещает, но:
1) Сразу сильно не разгоняйтесь, вы к таким скоростям не привыкли. Все разгоны-торможения плавные.
2) Держите дистанцию. Не ссыте, здесь не Россия, никто перед вами не влезет, не подрежет.
3) Скорость обгоняющего должна значительно превышать скорость обгоняемого. Если начали обгон и внезапно увидели знак лимита - спокойно завершайте обгон на скорости, возвращайтесь в ряд и плавно снижайте двигателем, радаров здесь в таких местах не ставят.
4) Обогнали - плавно вернитесь в правый ряд. Но и излишне тоже не маневрируйте, любое резкое движение рулем на скорости опасно. Выдержите дистанцию перед обгоняемым, не ныряйте сразу.
5) Обгонять справа нельзя. Даже если в левом ряду тошнит мудак при свободном правом на километр. Неагрессивно поморгайте ему фарами, часто водятлы просто забываются.
6) Если поток затормозил, стойте в своем ряду, не дергайтесь. Между рядами держите промежуток для проезда скорой.
Короче: чтобы разогнаться до 200 км/ч мало быть уверенным в себе и своей машине, закончить там какие-то специальные 5-дневные курсы, почитать треды, посмотреть видео. Желательно знать, что к этому готова дорога, окружающие вас остальные водители и станция скорой помощи в Торжке".