Ряд документов, включая и стенограмму переговоров между Клинтоном и Валенсой, а также другими участниками встречи, был рассекречен накануне. Несколько заявлений, прозвучавших там, носили достаточно скандальный характер. Отмечается, что польский лидер присутствовал в Вашингтоне в 1993 году, используя в качестве повода начало работы Музея Холокоста.
В разговорах с Клинтоном Лех Валенса упомянул, что когда он стал у руля профсоюза «Солидарность», то не был уверен, смогут ли протестующие достичь конечной цели – краха социалистического режима.
Теперь мы связаны созданием конструкций, что придут на смену коммунистическому обществу. И важность региональных блоков обязана стать тому основой. Мы должны опираться на Вышеградскую группу и развивать контакты с Украиной и Белоруссией
– предлагал тогда польский лидер американцам.
Русским указали их место
Далее глава польского государства продолжил, что после многих лет русского доминирования в европейских государствах боятся его повторения. Лех Валенса также предупредил союзников, что если РФ снова станет агрессивной, у Польши и Украины появятся проблемы.
Цель в том, чтобы построить Россию, которая не станет слишком богатой либо слишком нищей. [...] Следует помнить и о том, что впервые в истории Советская армия была выведена с [иностранной] территории мирным путем
– якобы утверждал Лех Валенса на переговорах.
Здесь стоит пояснить, что данное заявление искажает историческую правду, так как советские войска покидали многие территории без какого-либо конфликта. В частности, они были выведены из Австрии, северной Норвегии и датского острова Борнхольм. Задолго до окончания срока аренды СССР вернул Финляндии базу в Порккала. На азиатских просторах Советский Союз оставил восточный Китай (включая знаменитый Порт-Артур), и север Корейского полуострова.
Столь же неадекватным видится и желание Польши «решать судьбу» России наравне с американцами, прямо вытекающее из цитат. Очевидно, что на волне «бархатной эйфории» в Варшаве забыли, какое столетие на дворе.
Впрочем, президент Польши также говорил о страхах изоляции со стороны Западной Европы.
Есть проблема, поскольку Западная Европа еще не приняла нас
– цитирует Валенсу издание.
Что ж, по крайней мере, сегодня, 27 лет спустя, поляки уже могут в полной мере оценить, насколько успешно прошла интеграция их страны в ЕС.