Основные деятели «оппозиции» сегодня Соболь Любовь и Михаил Ходорковский. В отношениях «юриста ФБК» и «олигарха» наблюдалось три этапа — у каждого был свой проект, начало сближения, потом споры и размежевание, в последние месяцы слияние с распределением средств влияния на целевую аудиторию.
МБХ в своих личных сюжетах стремился демонстрировать обаяние «гонимого» российского интеллектуала, комбинируя своё присутствие в кадре с проектами его молодых наёмников (МБХ-медиа, Ёшкин Крот, прочие). Соболь из второстепенного проекта ФБК выделилась в лидеры среди других навальновских средств агитпропа и отмечена, как перспективная, зарубежными кураторами российского инфопространства (ВВС, Radio Free Europe/Radio Liberty, другие).
Наряду со стандартными средствами вызвать симпатии в течение последних месяцев стали применяться особые, которых в деятельности МБХ и Соболь прежде не отмечались.
Во времена массового распространения интернетной аудио-видео информации могут использоваться приёмы, скрыто влияющие на политический выбор пользователей, способный так действовать на публику, что она отчасти потеряет контроль над собой и утратит свободу выбора, проголосовав и продемонстрировав симпатии, которых и не подумала бы испытать, если бы над публикой не поработали с применением особых мер воздействия.
Британцы, например, провели исследования в прошлом веке и давно выяснили, на какую часть их электората больше влияет общение политиков с лошадьми, кто из избирателей позитивней относится к кандидатам, играющим с кошечками, а кто проголосует за собачников или ценителей воронов.
Сведения такого рода всегда интересовали властелинов, желавших проводить «тонкую настройку» социума, а в эпоху газет и электричества появились возможности точнее определять симпатии народа и лучше готовиться к предъявлению публике кумиров.
Телевидение и телефонизация усилили аналитические мощности властелинов и сделали психологию личности и масс личностей объектом исследований и манипуляций, которым очень сложно противиться.
В век компьютеров, интернета и неограниченного потока информации, которую можно собрать о каждом и обрушить на голову каждого, кто не знает о возможности такой атаки, не умеет защищаться и не обладает природным даром неприступности, стало актуальным понятие Big Data.
Речь о способности компьютеров собрать огромные массивы данных о людях, проанализировать их в автоматическом режиме и выдать статистику о том, какие слова или картинки, или видеосюжеты на что влияют.
Кибераналитик может средствами программы прогнозировать эффект как при применении средств на отдельных людях, так и на больших группах, рекомендуя приятные для публики темы, изображения, звуки и комбинации раздражителей.
Тот, кто обладает возможностью проанализировать отношения миллиардов людей, кто способен опробовать методы манипулирования сознанием на миллионах подопытных, тот обладает самыми лучшими инструментами создания кумиров в любой сфере, может незаметно влиять на симпатии и антипатии, на выбор товаров, услуг и партнёров. Само собой, и на политический выбор тоже, если понадобится.
Соболь и Ходорковский стали одновременно использовать одинаковые средства завоевания аудитории
- Ходорковский эксплуатирует «котиков», сделав животных своим атрибутом и инструментом завоевания симпатий той части аудитории, которую не смог купить, как СМИ и каналы в youtube, других соцсетях, демонстрируя свою человечность и мягкость в сочетании с интеллектом, образованием и крутыми поворотами в судьбе.
- Жалость, свойственная эмоционально неустойчивой части аудитории («от тюрьмы да от сумы не зарекайся»), открывает ему доступ к малоимущей части публики, забывшей его свойства времён «семибанкирщины». Известно, что ещё в 2017 году был зафиксирован британский рост реагирования на темы котиков в сетях — выявлено 17% владельцев котов от всей численности мужского населения.
- Любовь Соболь (формально — юрист ФБК, связанная с Ходорковским через своего мужа Сергея Мохова) тоже синхронно с МБХ погрузилась в зоозащиту, в соцсетях распространяя сведения о своей поддержке организаций и просто сердобольных людей, переживающих из-за животных.
- Была слегка «репрессирована» (как ни нарывалась, а не арестовывали, разве что на диване лежащую вынесли на улицу долой из учреждения), даже пыталась помирать с глоду (имитировала «голодовку протеста»), но лавров посаженных за решётку Pussy Riot так и не добыла.
Обе персоны привлекли внимание, поскольку их прежняя деятельность в соцсетях модерировалась, вероятно, обычными имиджмейкерами, а по мере накапливания сведений о реакции их целевой аудитории появились возможности проанализировать массив данных о симпатиях и приспособить публичную деятельность к запросам аудитории с опорой на Big Data.
Цели МБХ и Соболь: стать желанными для электората, авторитетами для групп населения и воздействовать на политическую ситуацию в стране более мощными инструментами психологического влияния, чем это удавалось им до сих пор.
В частности, для воздействия использовать плохо осознаваемые жертвами манипуляций механизмы: «няшные темы», мемы, мотиваторы и демотиваторы, которыми прежде пренебрегали, делая ставки на «антикоррупцию» и «экономические провалы Кремля» в структурах ФБК и «несправедливость власти, притесняющей граждан, лишающей свобод и материального достатка» в структурах МБХ.
Опыт влияния на эмоции, которые применяет «МБХ-котофил»:
Только знатоки биографии МБХ вспомнят, что он отметился стрельбой в львов на сафари (убийство крупных кошачьих), весело позировал, развалившись в кресле на шкуре тигра, и в принципе являл себя миру то жлобом, то хищником, пока мог.
На зрителей действует «добрый» пожилой образ МБХ, интуитивное инфантильное ожидание, что «добрый к кошкам-собачкам не может быть злым к людям», заблуждение из-за очеловечивания животных: звери чувствуют плохих людей и тому подобные мифы ценителй «няшности» и «мимимимшности».
«Мягким и пушистым» Ходорковский стал, мимикрируя, как полагается не столько хамелеону, сколько паразиту, желающему объедать хозяина-носителя, поскольку это его способ существования.
Отличие приёмов МБХ от солитёра или цепня, например, в том, что Ходорковскому своего «кормильца» надо психологически обработать, только потом появится возможность его объедать.
Для Соболь была разработана система комбинации женской агрессивности (привлекательно для феминисток), эротического подтекста в манерах и одежде (для подростков-нормалов), для игроманов в её саморекламе появились публикации по мотивам компьютерных игр, а для сентиментальных — внезапно проявившаяся любовь к животным, многократно показанная в соцсетях, но для более жёсткой части аудитории с дополнением к ассортименту — добавлены манеры хищницы, которая для агрессивной части целевой аудитории должна быть своей («мы с тобой одной крови — ты и я…», по заветам блистательного манипулятора литературой Киплинга с цитатой из «Маугли»).
Соболь предлагает публике умилиться от её умиления, сочувствовать из-за доброго отношения к несчастным животным, оценить её бойцовские качества, поскольку «с чисто женской непоследовательностью» расчётливая Соболь то предъявляет «котиков», то хищного маленького соболя (из псовых, совсем не котик). Хищного, но «милого, пока не голоден». Так обрабатываются все: и кошатники, и собачники, поскольку догхантеры ей (из-за малочисленности и скрытности существования в социуме) не интересны.
Фактически Соболь повторяет приёмы Ходорковского, предлагая публике не свои деловые качества, фундаментальность образования и способность систематически заниматься политикой или хотя бы общественной деятельность, хотя бы работой юриста по специальности, а «няшную» показуху.
Тема «котиков» беспроигрышна. Проверено не только при экспериментах с террористами (после захвата западных провинций Ирака ИГИЛ создали в «Твиттере» страницу Islamic State of Cats или «Исламское государство кошек», куда выкладывали фотографии боевиков с котятами. Очевидная цель – показать человечность бандитов-убийц).
В примере МБХ и Соболь заметна одновременность обострения «няшности» в средствах предъявления себя публике, которой оба персонажа до поры пренебрегали, концентрируясь на своей оппозиционности дествующей в РФ власти, политической и экономической аргументации при обращениям к гражданам РФ.
Модификация обработки массового сознания объясняется тем, что упадок качества жизни в РФ на фоне грубого санкционного давления Запада не стал катастрофическим, апелляции к логике, экономическим и политическим программам исчерпаны, средства создания подвластных партий и общественных движений исчерпаны.
Тема коррупции, эксплуатируемая ФБК больше не возбуждает публику в РФ так, как это было в первые годы навальновского проекта, его подручные (Милов, Соболь, Волков и др.) не смогли обогнать шефа ни умом, ни харизмой, ни блогерским обаянием, летом 2019 года провалили протестный экзамен в столице и крупных городах РФ.
Следовательно, заказчики акций ФБК, Ходорковского и созданных ими частично пересекающихся систем влияния на граждан РФ обязаны были либо закрыть оба проекта, либо слить их в один, либо имитировать «ссору» навальновцев с ходорковцами по политическим мотивам и освежить средства влияния на публику каждого из проектов. Манипуляции проектами ФБК и МБХ могут быть дополнены новыми проектами, например, «Дудь», «Гуриев», «Шульман», «Соловей».
Вероятнее всего, использованы уже полученные Big Data и опыт применения имиджевых манипуляций на российском и мировом (например, на Украине или с ИГИЛ) материале.
В перспективе создание параллельного правительства, дублирующей системы власти с тенденцией к перехвату у действующей рычагов, которые должны начаться с привычного для тавистокско-стэнфордских разработок тренда: тред-юнионы (trade union), то есть профсоюзы, создаваемые из первичных ячеек как бы самими трудовыми коллективами, и партий, как бы создаваемых спонтанно, ввиду большой потребности в защите политических прав, на производствах и на территориях, особенно тех, где у граждан проблемы с ЖКХ, свалками, экологией и безработицей.
Если на современном этапе, после летних экспериментов с протестами на улицах, выбирать первые шаги для завоевания симпатий граждан РФ, то Ходорковскому и его структурам, навальнистам и смежным с ними группам выгоднее всего начинать с мимимишных «котиков» и привлечь симпатии наименее интеллектуальной, но наиболее эмоциональной части целевой аудитории. В данном случае — всего более-менее зрелого по возрасту и не слишком умного, но не сумасшедшего населения РФ.
Рейтинг публикации:
|