Начало года для белорусского лидера действительно стало «моментом истины»: послание российского президента Федеральному собранию, переговоры с Помпео и Путиным заставляют Лукашенко определяться, как жить дальше. Он еще не понял, что ситуация принципиально изменилась и Россия всерьез начинает отстаивать свои национальные интересы.
Вояж Помпео вдоль западных и среднеазиатских границ России показал, что США не собираются ослаблять свое давление на Россию и будут использовать для этого в том числе и Белоруссию.
Активизации американцев на этом направлении способствовало несколько одновременно сложившихся факторов, имеющих принципиальное значение для Вашингтона. Это ужесточение экономического противостояния США с Китаем и Европой, начало активной фазы американской президентской кампании (и вмешательство в нее Украины), резкое осложнение отношений между Россией и Белоруссией, послание Путина парламенту и начавшаяся конституционная реформа.
Следует отметить, что Помпео посетил страны, через которые предполагается реализация транспортного коридора «Один пояс, один путь» из Китая в Европу, представляющего серьезную угрозу экономическим интересам США. В связи с этим главная цель поездки заключалась в создании как можно больших проблем России и Китаю.
При этом на Украине и в среднеазиатских государствах он решал частные задачи в рамках общей концепции. На Украину он приехал как в свою колонию, и главный вопрос был убедить Зеленского более активно действовать по делу Байдена. На пресс-конференции Помпео подтвердил поддержку Украины в борьбе с «российской агрессией» и принадлежность Украине Крыма и Донбасса, недвусмысленно намекнув на необходимость дальнейшего проведения русофобской политики, а также предостерег от возможного сближения с Китаем.
В Средней Азии Помпео напомнил лидерам государств об экспансии со стороны России и Китая, предостерег от сближения с ними, приветствовал свободу выбора, обещал поддержку в отстаивании независимости и выступил против восстановления СССР. Особое внимание уделил попытке склонить их к поддержке позиции США по обвинению Китая в притеснении национальных меньшинств (уйгуров). Успеха эта попытка не имела, поскольку лидеры этих государств дорожат отношениями с Китаем.
Посещение Украины и Средней Азии было фоном к переговорам с Лукашенко. Главной целью вояжа, конечно же, была Белоруссия. США решили воспользоваться обострившимися отношениям между Минском и Москвой и открывшимся окном возможностей по отрыву Белоруссии от России по украинскому сценарию.
Для этого сложились благоприятные условия. Усилиями самого Лукашенко для удержания власти создается националистическое государство, в основе которого лежит не русскость, а литвинство. На этой основе формируются русофобская оппозиция и элита, которая внушает населению необходимость обособления от России, собственного исторического пути и возврата к корням Великого княжества литовского.
Усилиями Лукашенко и его окружения в Белоруссии сформирована новая прозападная элита, для которой разрыв с Россией уже естественен.
Для удержания своей власти Лукашенко взрастил русофобскую прозападную оппозицию, информационные структуры, занимающиеся евроинтеграционной пропагандой и работающие под крышей НКО. Все они добились материального благополучия и ждут политических дивидендов после переориентации Белоруссии на Запад.
Параллельно белорусская власть при молчаливом согласии России зачистила пророссийские силы, маргинализировала и дезорганизовала их, а также не допустила проникновения в Белоруссию российских НКО. Лукашенко целенаправленно формирует новую антирусскую общность ― белорусский народ, которому внушается необходимость собственной государственности, ориентированной на Запад.
В связи с этим неоднократные встречи Лукашенко с Путиным в конце 2019 года по дорожной карте Союзного государства и условиям экономической интеграции ни к чему не привели. Также не были согласованы условия поставки нефти. К тому же Лукашенко демонстративно отказался от встречи с Путиным 31 января, пригласив в Минск Помпео. Все эти действия Лукашенко происходили на фоне безоговорочной поддержки белорусской элиты во главе с «прозападным» министром иностранных дел Макеем.
Пойдя на переговоры с Помпео, Лукашенко, по всей видимости, преследовал цель разыграть американскую карту и показать Путину, что у него есть альтернатива интеграции с Россией, и таким образом принудить Москву к дальнейшему финансово-экономическому содержанию Белоруссии. Также он демонстрировал свою готовность как бы начать процесс интеграции на Запад.
На переговорах с Помпео Лукашенко заявил, что Белоруссия как суверенное государство не может быть частью другого государства, поставил под сомнение существование Русского мира и выразил готовность интегрироваться в «свободное» общество.
Помпео щедро раздавал обещания поддержать отстаивание Белоруссией независимости, рекомендовал вступить в ВТО, обещал инвестировать в Белоруссию 25 млрд долл. в течение трех лет и снять санкции при условии, что в Белоруссии будут соблюдаться права человека, то есть полностью разрешена свободная деятельность западных групп влияния, НКО и фондов.
Самое показательное в высказываниях Помпео ― рекомендация создать конфедерацию из Прибалтики, Белоруссии и Украины под главенством Польши. Помпео высказал давнюю мечту американцев иметь на западных границах России марионеточное антирусское государство, ограждающее Европу от России и Китая. Возрождение Речи Посполитой, включающей когда-то захваченные и потом утерянные русские земли, ― давняя мечта Польши. Потуги американцев и их польских вассалов здесь проявились во всей своей красе.
Еще более откровенно выступил Макей. Он пригласил США «играть более активную роль в Белоруссии», принять участие в ее внутриполитической жизни и привлечь в Белоруссию американский бизнес.
Цели переговорщиков совпали, результаты встречи были предсказуемыми, и они удовлетворили обе стороны. Американцы впервые застолбили прямые контакты с белорусским президентом при его показушном стремлении на Запад, а Лукашенко, возможно, блефовал с Помпео с целью набрать очки для давления на Путина.
Однако такая опасная игра лимитрофа между двумя геополитическими игроками может сыграть с Лукашенко злую шутку, он рискует перейти черту, за которой уже невозможно будет вернуться к диалогу с Россией со всеми вытекающими из этого последствиями.
После отъезда американского посланника Лукашенко начал нервничать, заявил: «…никому не надо стенать, переживать и рыдать… мы налаживаем отношения с величайшей империей ― ведущей страной мира», ― и добавил, что «наступил некий момент истины». При этом Кремль хранил гробовое молчание и никак не реагировал на стенания «Батьки». Было ясно, что Путин готовил какой-то сюрприз белорусскому лидеру.
На встрече с Путиным 7 февраля в Сочи «момент истины» для Лукашенко наступил, но не тот, которого он ожидал. Путин переиграл его по всем вопросам, несмотря на дружеское расположение Лукашенко и намеки, что именно они вдвоем так много сделали для интеграции двух стран. Путин никак не отреагировал на заигрывания белорусского президента с Помпео, на шантаж переориентироваться на Запад и отказался дальше дотировать Белоруссию с помощью дешевых энергоносителей.
Путин четко показал, что Россия изменилась и больше «дружеских» отношений, при которых Россия должна оплачивать существование независимой Белоруссии, запустившей русофобский механизм и заигрывающей с Западом, не будет. Все это говорит о том, что российское руководство сделало выводы из украинского кризиса. В Сочи у Лукашенко с его блефом произошел облом, он уехал ни с чем, и президенты не дали даже совместную пресс-конференцию, что красноречиво говорит о начале новой эры отношений.
Сейчас Лукашенко и белорусская элита поставлены перед выбором, в какую сторону двигаться. Минск будет сопротивляться интеграции с Россией, поскольку при этом постепенно потеряет свои «места кормления», уступая их Москве и крупному российскому капиталу. При дрейфе в сторону Европы Белоруссия надеется на сохранение своего положения, но опыт Украины показывает, что при этом неизбежно утрачивается суверенитет, а элита лишается своего статуса. Эту команду там никто не ждет, их быстро заменят на радикальных националистов и воспитанных НКО белорусских «соросят». Белоруссию будут ожидать тяжелые времена по украинскому сценарию, включающему строительство русофобского плацдарма, и неизбежное ограбление государства и населения.
Агрессивное отношение Лукашенко к России и заигрывание с Западом может превратиться для него в смертельную ловушку. Москве такой лидер во главе Белоруссии не нужен, и на каком-то этапе Кремль может прекратить его поддерживать. В этом случае Лукашенко сразу же превратится в разменную монету, которую белорусская элита принесет победителю. Она Лукашенко не дорожит и, сдав его, по подсказке Запада выдвинет нового лидера из своей среды. В белорусской элите уже наверняка зреет контрэлита, которая в переломный момент заявит свои права на власть и заберет ее.
Лукашенко не зря на Западе нарекли «последним диктатором Европы». В случае смены политического курса и потери «Батькой» власти его может ожидать только трибунал в Гааге. Опыт Милошевича, Каддафи и Януковича, решивших поиграть с американцами, ничему не научил белорусского лидера.
Лукашенко предстоит сделать трудный выбор: интегрироваться с Россией и уступить часть своей власти или продолжать вести страну по пути Украины и потерять все. Лукашенко ― неглупый человек и отлично понимает, что лично ему дорога на Запад заказана, этот путь для него смертельно опасен и бесперспективен, он там лишится не только власти, но и своей головы. Дорогу на Восток он все эти годы сам себе обрубал, начав строить националистическое государство в противовес России и заигрывая с ее непримиримым геополитическим противником.
Для разворота в сторону Москвы ему необходимо ломать то, что он десятилетиями создавал. Убирать русофобскую и прозападную элиту, которую без российской помощи отстранить уже невозможно, соглашаться на урезание своей власти и интегрировать экономику Белоруссии в такую ненавистную ему российскую рыночную экономику.
Удержать страну на плаву уже не получится, без российской поддержки финансами и энергоресурсами белорусская экономика быстро рухнет, и обозленный народ придет за ним. Местная элита уже готова отправить Лукашенко в тираж и найдет способ поднять народные массы на его смещение. Если повезет, он успеет бежать в Россию.
Выбор остается за Лукашенко: вернуть Белоруссию в русское цивилизационное пространство и уважаемым человеком уйти на почетную пенсию или тянуть страну на Запад и потерять там страну и свою голову, заслужив проклятия народа.
Юрий Апухтин
Рейтинг публикации:
|