В сознании украинца обязательно кто-то должен прийти и навести порядок. Кто угодно, даже покойники, только не они сами у себя же.
Сейчас уже мало кто сомневается в том, что украинская нация полностью сформировалась. Но чем тогда отличаются украинцы от русских кроме языка и территории проживания? Различия в менталитете есть, и они существенны.
Русскоязычных украинцев не бывает
Сложность этой темы в том, что огромное количество проживающих на Украине русских совершенно искренне считает себя украинцами. Это происходит по разным причинам.
Одних запутали СМИ, подменяющие понятия гражданства и национальности. Как у нас принято подавать новости? «Два украинца попали в аварию в Италии». Речь, конечно же, идёт о двух гражданах Украины, а по национальности они могут быть кто угодно. Но в подсознание откладывается тезис о том, что на Украине живут одни украинцы. Никаких русских на Украине нет. Цель украинской пропаганды: внушить тезис о том, что Украина населена одними патриотами-украинцами.
Некоторые политологи указывают, что термин "украинец" может означать как этнос, так и политическую нацию. Но тогда всё вообще запутывается: целых три совершенно разных понятия используют одно и то же слово. Пойди пойми что оно означает в каждом конкретном случае, никто и не пытается это сделать.
Как ни странно, но российские СМИ также в упор не замечают русских на Украине, поскольку их существование также не укладывается и в их пропагандистские схемы.
Огромное количество нормальных людей называют себя украинцами чисто из меркантильных соображений: ради карьеры, работы, нормальных отношений в коллективе. Попробуй, назови себя русским где-нибудь в Киеве. Самое безобидное – это сразу навесят ярлыки «сепара» и «агента Путина».
А некоторые русские преуспевают в этой имитации своей приверженности украинской национальной идее настолько, что превосходят самих этнических украинцев. Эксперты уже говорят о том, что украинские националисты проигрывают русским русофобам.
Важная ремарка: галичан мы выносим за рамки данного материала. Автор лично с представителями этого этноса не знаком, поэтому делать какие-то выводы просто не вправе. Однако, судя по тому, что можно понять из открытых источников, там совершенно иной психотип.
«Украинцы не такие»
Русские относятся к украинцам как к немного свихнувшимся, но всё-таки родным братьям. Это такая смесь беспечности, покровительственности и недоумения. Тут велика доля пропаганды. Если идеология Украины за почти 30 лет независимости претерпела колоссальные изменения, то в России в этом плане почти ничего не изменилось.
Российские власти и СМИ до сих пор живут в рамках советской идеологической концепции, согласно которой на Украине живет «братский украинский народ», который искренне весь хочет дружить с Россией. Когда же эта схема стала уже совсем расходиться с реальностью, в неё добавили плохих «бендеровцев» (да, да: часто именно через «е»), которые не дают «нормальным украинцам» дружить с русскими.
Дескать, украинцы нас по-прежнему любят и всё такое. Но есть злые бендеровцы (наверное, из космоса прилетели), которые не дают украинцам выразить свою любовь к русским. Несостоятельность этой схемы уже настолько очевидна среди продвинутой части российских интернет-пользователей, что фраза «украинцы не такие» при упоминании очередной безобразной выходки «братьев» стала мемом. Но большинство пожилых людей, информационно подключенных к телевизору, продолжает верить в сталинскую братскую дружбу народов.
Мозаичное панно на станции "Киевская" Московского метрополитена как апофеоз советской пропаганды дружбы народов. Приблизительно так представляет украинцев большинство россиян и сейчас.
На самом деле стремление украинцев к национальной обособленности - это абсолютно естественное стремление любой молодой нации. Никакой дружбы между народами нет и быть не может. Каждая нация имеет свой национальный эгоизм, и это совершенно нормально. Вследствие этого она пытается перераспределить мировые ресурсы в свою пользу. Естественно, это возможно только за счёт других. Поэтому самые острые противоречия - всегда с соседями.
Разница в темпераменте
Согласно теории этногенеза, чем севернее народ, тем он более жестокий и менее эмоциональный. Это обусловлено именно климатическими условиями, которые диктуют особенности образа жизни и характера. Пример русских и украинцев может служить подтверждением этой теории, хотя из-за своей неполиткорректности она не признана в научном мире и предана обструкции.
Украинцы на самом деле намного эмоциональнее русских. Их мир окрашен яркими красками любви и ненависти. Причем, от одного состояния к другому они могут переходить почти мгновенно. «От любви до ненависти один шаг» - да, это про украинцев. Можно сказать, что в их блюде жизни много и сахара и перца.
Украинец быстро зажигается, но его также легко можно потушить. Избыточная эмоциональность всегда сочетается с трусостью, потому что страх – это тоже эмоция. Поэтому из украинцев воины так себе. Опыт гражданской войны на Донбассе убедительно показывает: все самые отчаянные подразделения, такие как «Айдар», «Торнадо», укомплектованы русскими. Они сами, правда, считают иначе, но об этом уже написано выше.
Все знают классический анекдот «А мене за що?». А каким может быть его продолжение? Скорее всего, после отрезвляющего вопроса жены он вернется в хату и повесит ружье на место.
Русские в этом плане – совсем другие люди. У русских нет любви ни к чему: ни к себе, ни к близким людям, ни к делу, которым они заняты. Если маленький ребёнок спотыкается, падает и плачет, русская мать вместо того, чтобы пожалеть кричит на него и бьет по попе. Точно такое же отношение и к себе самому, что выражается в совершенно наплевательском отношении к своему здоровью. Точно такое же отношение к своей работе, когда каждый делает ровно столько, чтобы не быть наказанным начальством.
С другой стороны и ненавидеть русские тоже не умеют. Если для украинца война – яркий фейерверк, который начинается громкими воинственными воплями и заканчивается сверкающими пятками, то для русского – унылая и грязная работа, которую он делает терпеливо, молча, но всегда доделывает до конца. Страх, как и ненависть, неведом русскому, что украинцы, конечно, знают и поэтому очень боятся русских.
«Ай Моська, знать она сильна...»
Украинцы очень боятся русских. Я бы не выносил столь безапелляционное утверждение в начало, если бы не был в этом абсолютно убежден. Это очень большой секрет украинцев. Они страшно боятся русских. В глубине души они прекрасно понимают, что против России Украина – как Моська против слона. Но они используют тот же психологический механизм нейтрализации страха и подъёма собственного самомнения: «ай Моська, знать, она сильна, коль лает на слона».
Но страх от этого никуда не девается и каждый честный перед самим собой украинец, если покопается в себе, обязательно его в себе найдёт.
Отсюда, из-за этого советского идеологического наследия, от которого Украина давно избавилась, и происходит эта странная информационная война в одну сторону. Украинцы массово в интернете выражают агрессию, ненависть, всевзможные оскорбления по отношению к русским. А от русских в ответ - наивно-дебильные увещевания и попытки объясниться.
Замечая такое вопиющее несоответствие, некоторые особо сообразительные и патриотически настроенные украинцы даже применяют такой приём. Они пишут в Фейсбуке, что на них, якобы, только что нападал с оскорблениями «русский из Рязани». В ответ получают реакции возмущения от своих френдов. Но на просьбу показать эти самые оскорбления отвечают, что, мол, уже удалили.
И тут кроется ещё одно отличие украинцев от русских – в отношении к правде и лжи.
Отношение к истине
В совсем давние времена лгать было крайне постыдным делом. Одна маленькая ложь могла сломать человеку и карьеру и судьбу. Но потом пришла глобализация...
Глядя первые сериалы я уже тогда заметил одну особенность: герои этих сериалов много лгали, и это у них не считалось зазорным. Лгали часто вообще без необходимости. Для воспитанного в советском обществе человека это было культурным шоком: разве можно вести себя так бессовестно?
Год за годом эта культурная норма укоренялась. Вслед за героями «Рабыни Изауры» лгать стали все, постоянно, по поводу и без повода. Сложилась привычка бытовой лжи. Страх оказаться разоблачённым и подвергнуться обструкции исчез – сложилась такая культурная среда, в которой ложь перестала быть зазорной.
Такая ситуация сложилась и в Украине и в России. Однако Россия имела какой-то иммунитет против этого: мощную русскую литературу, которая задавала правильные модели поведения. Наверное, больше других разрабатывал эту тему философ в литературе – Фёдор Достоевский. Тот, кто читал его произведения, проникся рассуждениями героев в «Преступлении и наказании», «Братьев Карамазовых», «Бесах» никогда не будет беззаботно лгать направо и налево. Конечно же это – интеллектуальная элита общества, но она влияет непосредственно и на низовые социальные слои.
Украина, отказавшись от русского литературного наследия (по факту – даже от Николая Гоголя) оказалась в нравственном вакууме. По уровню осмысления философских проблем украинским писателям до Достоевского - даже сравнивать неловко. Остались только сериалы с их постоянной ложью ради лжи.
Постепенно эта новая реальность повсеместной лжи перекочевала в СМИ и политику – сейчас если политик публично солгал – это не только не вызывает сенсации, на это вообще никто внимания не обращает, для всех это норма. Про СМИ и говорит нечего – там лгут просто тотально, целенаправленно. В качестве внутреннего оправдания используют патриотизм, гордо называя себя «бойцами информационной войны». Забывая что жертвы этой войны – свои же граждане.
Отсюда ситуация, когда украинец вообще никому не верит, живя в коконе своей картины мира. Такой, какая ему удобнее и проще, а не такой, какая соответствует реальности.
Отношение к еде
Украинец – это носитель чисто сельской ментальности. Что вполне очевидно, поскольку до 2017 года у украинцев практически не было собственных городов. Киев был чисто русским, в чём можно убедиться хотя бы по произведениям коренного киевлянина Михаила Булгакова, а Львов и вовсе принадлежал Польше.
А о чем мысли крестьянина? Каковы его главные ценности? Это продукты питания, еда. Украинец думает о еде, гордится едой. Борщ как семейство первых блюд из смеси говяжьего бульона, вареных и пассерованных овощей уже несколько веков известен на всей территории восточной Европы. Но лишь украинцы сделали из этого простого крестьянского блюда культ, и всё время пытаются присвоить себе его бренд.
Во всем мире уже давно утвердился тренд на здоровое питание, развивается молекулярная гастрономия, сувидная термообработка из ресторанов перекочевывает на обычные кухни. Акцент в пище делается на полезность и изысканный вкус. Но украинцы по-прежнему гордятся солёным свиным салом – примитивным продуктом, без термообработки, да ещё и с огромным количеством холестерина.
Да что там сало, всё больше людей во всём мире отказывается от хлеба как источника малоценных углеводов. Но это совсем не украинская история.
Вот, к примеру, замечательный пример украинца, который перечисляет всё то замечательное, что есть, по его мнению, на Украине. Это реальный комментарий некоего Виталия из Херсона, размещенный на нашем сайте под статьей «Виктория Вагнер – «слуга народа» выступает за войну до последнего украинца».
Как видим, наш уважаемый читатель перечисляет продукты из простого крестьянского рациона. Никакие гастрономические изыски, равно как и достижения из сферы науки, техники, культуры, искусства он не упоминает.
Отсюда же и отношение к земле как к источнику еды. - Крым чей? – любят провоцировать всех и вся украинцы. Но в этом вопросе не только обида. Украинцу невозможно объяснить, что Крым – это полтора миллиона живущих там людей, которые имеют право сами решать в каком государстве им лучше. Это предприятия и объекты недвижимости, которые как принадлежали конкретным частным владельцам, в большинстве своем тем же гражданам Украины, так им и принадлежат. Нет. В их представлении это такой большой огород, где они могли посадить огурцы, а теперь не могут.
Русский же – это больше охотник. Он может добывать еду, но сам процесс его увлекает куда больше результата. Он может есть и борщ, и сало, но никогда не делает из еды культа. Он просто ест, чтобы утолить голод и всё. Если с деньгами плохо он может питаться одной лапшой быстрого приготовления, и не будет испытывать по этому поводу каких-либо неудобств. А если денег достаточно, он скорее будет покупать дорогой сыр и раритетные вина, чем объедаться колбасой с салом.
Чем незалежность отличается от независимости
Украинец всегда жил под паном. Русские всегда жили независимо. Даже в период монголо-татарского ига это не было прямое управление – иго заключалось лишь в обязательстве платить дань. Отсюда главное политическое различие украинцев и русских.
Русский – самодостаточен. Он не любит свою власть, но всегда надеется только на самого себя. Русский привык жить во враждебном окружении, всю историю он отбивался от врагов со всех сторон, не забывая при этом и прихватывать чужие территории.
Совсем не случайно эта фраза Александра III стала крылатой.
Отсюда русский политически мыслит всегда горизонтально: «враг-враг», «друг-друг», «партнёр-партнёр», применительно к украинцам «брат-брат».
Украинцу, наоборот, нужны иерархические отношения, равные ему не нужны, среди них ему непонятно и некомфортно. Украинец политически мыслит вертикально, с позиции холопа, достойная цель которого – найти пана побогаче да подобрее. Такого, который придёт и всё за него обустроит. Выстраивать равноправное сотрудничество, равно как и лично отвечать за свою судьбу украинец не может.
Отсюда и неприятие советского мифа о «братских народах». Когда украинец слышит о «братских чувствах» русских, это вызывает в нём раздражение. И это совершенно правильно и естественно с психологической точки зрения. Ведь они в русских всегда видели своих хозяев, правда, каких-то неправильных и уж слишком бедных.
В украинском менталитете не сформирована ценность по-настоящему независимой государственности, поскольку исторически таковой никогда не было. То, что украинцы гордо называют незалежностью – это простая смена хозяина с бедного русского на богатого американца и немца. Все это прекрасно понимают, но говорить вслух это не принято.
Это прекрасно поняли западные политики, когда стали манить украинцев так называемой европейской интеграцией. С членством в Европейском Союзе украинцы связывали свою мечту о земном рае. Как они себе это технически представляли? Что приедут немцы, построят дороги, отремонтируют дома и теплотрассы, восстановят заводы, и будут им, украинцам, выплачивать толстые пачки евро за просто так?
Результат этой наивности - перед нашими глазами. Хозяина украинцы себе выбрали, и хозяин согласился взять их себе в холопы. Но тут что-то пошло не так, и молочные реки почему-то сами собой не потекли. И в этом тоже есть своя неумолимая логика. Но чтобы её понять украинцам нужно выйти за рамки своего национального архетипа. Возможно ли такое? Для начала нужно этого просто захотеть.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Наверное, неплохо проанализировать характерные особенности народов, с которыми имеешь дело. В конце концов, как отдельный человек индивидуален, так и народы не могут не иметь свои особенности. Однако во всех подобных анализах выявляется некий выстроенный лишь идеальный среднестатистический образ, который к каждому реальному человеку имеет отношение "постольку, поскольку", что-то типа лайкли без хайкли.
И совершенно согласен с Dr.Zoidberg по поводу М.Ф. Достоевского. Конечно, его книги могут отложить глубокий след в читателе. Но всё-таки главное то, что его самого формировала, воспринятая и осознанная им, русская действительность народной жизни (не низовой, а в целом, общей). А он соответственно, в свою очередь, как писатель пытался этим восприятием и пониманием поделиться.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2343
Рейтинг поста:
Оно мне всегда казалось позорным пережитком прошлого. А особая тяга
украинцев быть чьими-то холопами, видимо, и объясняет эту живучесть.
Статус: |
Группа: Публицист
публикации 4
комментария 403
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 189
Рейтинг поста: