Редкий человек хотя бы раз в жизни не мечтал попасть на необитаемый остров, прихватив с собой какие-нибудь три вещи на выбор: книгу, нож, удочку, спички, палатку, зеркальце или что там ещё предлагают тесты в интернете. К сожалению, реальность такова, что далеко не у всех имеется возможность и смелость уединиться. Поэтому приходится быть частью общества, с которым ты связан территорией одного государства.
Социологи утверждают, что только в группах человек может обеспечить своё выживание, поэтому люди и объединяются в различного рода союзы: семья, студенческие и рабочие коллективы, спортивные секции, кружки по интересам. Пребывание в группе даёт человеку возможность реализовать свои способности, даёт ощущение нужности, внимания к собственной персоне, уважения и единения. Группы достигают заявленных совместных целей: в семье — любви, взаимоподдержки, совместного приятного и познавательного времяпровождения, в спорте — спортивных результатов и здорового образа жизни, на работе — реализации бизнес-проектов и улучшения материального положения. Чем многочисленней группа, тем больше уверенности придаёт она индивиду.
В украинском обществе ниша объединений по политическим убеждениям долгое время пустовала. И вот однажды высказывание «Если ты не интересуешься политикой, она очень скоро заинтересуется тобой» (Бисмарк) получило реализацию самым эффективным с точки зрения психологии способом: созданием в стране групп, поддерживающих определённые политические идеи. Под влиянием пропаганды в подобные группы попадают в поиске своего места в этом мире как взрослые, казалось бы, сознательные люди, так и молодёжь с ещё не устоявшимися взглядами.
Майдан-2004 был первым серьёзным толчком к расколу украинского общества на две группы по политическим взглядам. В тот период в городах можно было наблюдать, как это происходит в студенческой среде. Мнение, которое необходимо было сформировать, касалось не только и не столько предполагаемой фальсификации результатов выборов или политических программ. Всем просто предложили выбрать между двумя персонами: Ющенко или Януковичем. Не припомню, чтобы кто-то из моих знакомых был в курсе предлагаемых программ кандидатов. Яркие оранжевые ленточки вошли в обиход только потому, что их раздавали на каждом углу. Единственным аргументом против оппонента Ющенко было «Янукович ― зэк», а речёвка «Разом нас багато, нас не подолати» придавала чувство уверенности и принадлежности к очевидному большинству.
Вторая группа старалась не отставать в привлечении сторонников — «а ми не гірші, нас ще більше» — и перетягивала к себе неопределившихся, а также тех, кто, не желая предаваться стадному инстинкту, рассуждал: «Раз большинство за Ющенко, я буду за Яныка».
Основная масса студентов вливалась в толпу на улицах не по идейным мотивам, а потому что вышло распоряжение не наказывать студентов за пропуск занятий из-за посещения митингов и они радовались шансу законно прогулять лекции.
Молодёжи вообще некогда разбираться в сложных политических процессах. На их выбор может повлиять благозвучность фамилии или привлекательные внешние данные кандидата. А протестное молодёжное движение — это своего рода тусовка, когда на природе собираются молодые люди, что-то обсуждают, поют песни, едят мороженое, знакомятся, ведут задушевные разговоры у костра. Протестная цель отходит на задний план, важнее становится ощущение себя частью чего-то большого. Это окрыляет и придаёт значимости себе в собственных глазах.
Первый майдан не сумел привлечь абсолютной массы украинского общества, а вот последующий выплеск народной стихии в 2014-м, кажется, не оставил в стороне никого на территории Украины. Какую иллюзию создавала картинка, представляемая зрителям на телеэкранах? Огромное количество простых людей восстало против власти: смело, бескомпромиссно, ещё немного, ещё чуть-чуть и мы придём в Европу — красиво и современно. Мы — часть сытой европейской семьи. Мы — сама Европа!
В тот период со всей очевидностью проявилось одно из отрицательных свойств типичного украинского национального характера: не имея собственных здоровых амбиций, не имея собственного мнения, идти за большинством, разрушая родственные связи, растаптывая столетиями сложившиеся ценности, уничтожая даже близких людей, если их взгляды не совпадают с мнением большинства. Что называется, «гуртом і батька легше бити».
Массовый психоз, поразивший тогда украинское общество, проявлялся в откровенно глупых выходках типа кастрюли или дуршлага на голове. И никого это не смущало, вполне себе подходящий знак общности. Чуть позже стали живо обсуждать ещё одно проявление всеохватывающего психоза: свободный доступ в резиденцию сбежавшего президента. И вот люди, которых ты знал как нормальных и здравомыслящих, гордо постят свои фото в пробке по дороге в Межигорье. Дело не в Януковиче. Дело в том, что люди в такие моменты перестают понимать, насколько унизительно лезть в чужой дом, прыгать по чужим пенёчкам, заглядывать в содержимое чужих унитазов.
Сложившаяся ситуация навязанного организаторами майданов деления украинского общества на группы дала выход самым низменным качествам человеческой натуры: зависти, агрессии, нетерпимости, непримиримости, неприятию противоположной точкой зрения.
Запущенный механизм уже тяжело остановить. Проходит ещё несколько лет, и украинские граждане, не успев окончательно перессориться между собой, получают очередную «гранату». С предвыборной кампании 2019 года и по сегодняшний день встречи старых друзей или новых знакомых начинаются с вопроса: «Ты за кого?» Столкновение взглядов обрывает межличностные связи, разводит друзей и близких родственников по разные стороны баррикад. Речь идёт уже не о разделении на «свой — чужой», а «свой — враг». Приговор — неправильный ответ на вопросы: «Чей Крым?» «Бандера — герой?» С чьей-то тяжёлой руки по стране стала расползаться идея построения националистического общества, которая превратила воспринимающийся ранее нормально термин «патриот» в синоним насильника, буквально «огнём и мечом» насаждающего тотальную украинизацию и русофобию. Принудительно начались попытки формирования «национальной и гражданской идентичности».
Вследствие промывки мозгов многие люди мигом «прозрели» и осознали, «какой мы великий народ», поверили в то, что мы сможем построить квітучу незалежну державу и беззаветно полюбили неньку-Украину, но какой-то странной любовью. Жители западных регионов, которые активно поддерживали майдан, возлагали надежды на Порошенко, в большинстве своём работают в Венгрии, Румынии, Польше и детей своих планируют забрать туда же. На вопрос: «А кто же будет розбудовувати рідну країну?» ― следует ответ, что у них другого выхода нет.
Человек, ранее не обременённый потугами поиска национальной идентичности, теперь много читает об этом в интернете и убеждает, что мы должны определиться, кто мы, в какой стране будут жить наши дети и чтоб однозначно не «рабами Москвы». А через несколько месяцев после этого разговора уезжает на заработки в Прибалтику, поскольку «у нас на квартиру не заработаешь».
Ди-джею, посмевшему «оговориться» и сказать в микрофон «на Украине», будут дружно кричать: «В Украине! В Украине!», пока не лопнут. Не говоря уже о популярной народной забаве «хто не скаче, той москаль», свидетелем которой можно стать на обычном концерте, где с удивлением будут смотреть на нескачущих, как будто от этого зависит уровень жизни в стране или благополучие её граждан.
Вообще распространение русофобии — подходящая в данном случае идея для укрепления националистических настроений, ибо дружить против кого-то зачастую очень приятно. Общая ненависть порой способна сплотить людей больше, чем любовь. Отмена всего русского в западных областях не составляет труда. Но у населения других регионов, поддавшегося пропаганде и воспылавшего желанием с головой окунуться в национализм, получается как-то непоследовательно. Глава русскоязычной семьи радуется увеличению объёмов украиноязычного контента на телевидении и говорит, что это правильно и останавливаться нельзя, а Россия — враг. На удивлённый вопрос детей: «Как же ты ненавидишь русский язык, а говоришь по-русски» ― он только разводит руками.
Чтобы рознь не затухала, снимают патриотические фильмы. «Чёрный ворон» по роману современного украинского писателя Василя Шкляра. В нем красной нитью проходит мысль о том, что Россия — безоговорочный враг, неизменным рефреном звучат слова: «Не ми, так наші діти продовжать боротьбу за Україну». И это вместо того, чтобы стремиться подарить молодому поколению мирное небо и сильную страну, в которой хочется жить и работать.
Русскоязычному населению Украины всё сложней становится противостоять насильственной украинизации. Они вынуждены рассуждать: зачем отправлять ребёнка в класс с русским языком обучения, если всё образование на украинском. В результате в семье говорят на русском, ребёнок учится на украинском, теряется чистота и того и другого языка, процветает суржик: язык «шо попало», «то шо так удобніше і простіше».
Замечательный «мовний закон» даёт современным детям право написать заявление на русскоязычного учителя. Русскоязычный гражданин, устраиваясь на работу в обычный киоск возле дома, должен держать себя в постоянном напряжении и следить за тем, чтобы вместо «вітаю» не вырвалось привычное «здравствуйте». Иначе предупреждение, штраф и потеря места работы.
А начиналось всё с лёгких призывов времён Ющенко: «Думай по-українськи, говори українською». И вот по прошествии сравнительно недолгого времени вследствие майданов процветает «патриотизм», нацеленный поглотить всё вокруг и растоптать, заставляющий забыть то, что близко и дорого: исторические памятники, праздники, литературу, любимые фильмы, язык матери.
Возвращаясь к размышлениям о целях, которые реализовывают группы, зададимся вопросом: какова цель у той группы украинского общества, которая упрямо намеревается стать главенствующей на всей территории страны? Националисты думают, что, наведя «внешний марафет» среди граждан по всей стране, Украина сразу станет счастливой: вытравив русский язык из каждой сферы общественной жизни, русскую литературу — из школьной программы, положительные упоминания о России из СМИ, одев всё население в самые национальные из всех национальных вышиванки.
Люди, заболевшие лжепатриотизмом, сродни женщине, которая недовольна своей внешностью и решилась на пластическую операцию. Она думает, что внешняя привлекательность автоматически приведёт к внутренним переменам и гармонии в жизни: она станет уверена в себе, любима, богата и счастлива. Увы, это часто приводит к диссонансу и разбалансировке психической жизни или к уродству.
В аналогичном состоянии сейчас находится и Украина в целом. Пытаясь себя улучшить неуклюжими «пластическими операциями» на мозге, которые совершаются не совсем умными и умелыми людьми, она получает психическую разбалансировку массового сознания и все больше начинает походить на изуродованного «покращеннями» урода.
Человек после пластики уже не может отмотать все обратно и стать таким, каким он был. Это невозможно. Ту Украину, которая была когда-то, уже не вернуть. Поэтому главный для нас всех вопрос: найдётся ли тот психиатр и терапевт, который сможет поправить мозги и убрать уродство? Главный вопрос: какой будет Украина будущего? И будет ли она вообще?