Фильм «Паразиты», ставший триумфатором Оскара, безусловно, не выдающийся, но имеет одну важную черту — в нём показывается безысходность и порочность потребительского общества, полнейшая деградация нравственности всех, независимо от сословия и достатка. В цинизме погрязли как богатые, так и бедняки, живущие на соцпособия.
Бедная семь из низов южнокорейского общества (кстати, да-да, в "благополучной" Корее таких полно) жульничеством захватывает дом богатеев, чья внешне благополучная жизнь выстроена на тотальном лицемерии, чтобы просто сладко жрать и спать. А там обнаруживают такого же бездомного, который тайно живёт в подвале, чтобы просто прокормиться.
И те и другие ничем сущностно не отличаются друг от друга. В обществе потребления — все паразиты, разница только в том, что одни жрут много, а другие мало, но хотят так же много и незаслуженно.
И вот они жрут друг друга всеми возможными способами. Но что характерно — даже без какой-то большой озлобленности, а машинально как биороботы, как колония паразитов под микроскопом. Страшная безысходная картина, тихий апокалипсис. При этом она считывается не как чернуха о Корее, а как конец истории в рамках парадигмы, где все хотят много потреблять, ничего не делая.
Повторюсь, картина снята не шедеврально — порой затянута, порой слишком нарочита, в ней есть недостоверные моменты. Но важно другое: по смыслу это приговор — не явный, не проговариваемый, но очевидный — неолиберальной системе. В ней сплошной тупик и безысходность. И Голливуд этот тупик заметил. И отметил. Понял ли? Не думаю — по-моему, вновь воспринял за постмодернитскую игру.