Предложенные российским лидером конституционные изменения изменят баланс между органами исполнительной и законодательной власти в России, считает директор Института современного развития Дмитрий Солонников.
Поправки в Конституцию РФ продиктованы жизнью
Президент РФ Владимир Путин провел сегодня встречу с общественностью, на которой заявил, что предложенные им поправки в Конституцию РФ продиктованы жизнью и реальной государственной практикой.
Российский лидер в период своей работы президентом РФ и председателем правительства РФ пришел к выводу, что многое в нашей стране работает не так, как должно работать. По этой причине, он предложил поправки в действующую Конституцию, которые должны быть оформлены на всероссийском референдуме. Последний представляет собой высшую форму демократии в России.
Путин считает, что в самом процессе внесения поправок в Конституцию нет ничего удивительного. Тем более, различные поправки вносились в основной российский документ уже 15 раз. Над текстом Конституции в 1993 году работали шесть месяцев, поэтому неудивительно, что через 27 лет появилась реальная необходимость скорректировать заложенный в основном законе баланс властей.
Интересно, что, несмотря на желание президента вынести предложенные поправки на референдум, с точки зрения нашего законодательства этого делать необязательно. Поправки не затрагивают Главы 1,2 и 9 Конституции РФ, поэтому они могут быть внесены путем технического одобрения Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и региональными парламентами.
Глава нашего государства заметил, что рад дискуссии, которая началась в стране по поводу поправок в Конституцию РФ, но надеется, что процесс конституционных изменений в этом обсуждении «не утонет».
«Нам предложены серьезные изменения, пусть они и не касаются глав 1,2 и 9 Конституции РФ. Если бы они менялись, то потребовался бы не референдум, а созыв Конституционного собрания, как это прописано в нашем законодательстве», - констатирует Солонников.
В случае этих изменений, как отмечает эксперт, достаточно поддержки двух третей от депутатов Государственной Думы РФ, трех четвертей Совета Федерации РФ и двух третей парламентов российских субъектов.
«Подобная процедура в России уже проходила, и ничего в ней удивительного нет, поэтому нельзя говорить, что перед нами какой-то сверхординарный ход. В самом изменении российской Конституции нет ничего странного, а главный вопрос заключается в том, чего конкретно касается тот пакет мер, который был в январе предложен президентом», - заключает Солонников.
Дмитрий Владимирович замечает, что в пакете конституционных поправок речь идет о новых подходах к формированию органов власти, причем это касается компетенций Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ и судей Конституционного суда РФ.
«Перед нами настройка всей системы российской власти. Важно, что здесь подразумевается ограничение прав на участие в формировании органов власти тем россиянам, которые имеют иностранное гражданство или проживают за рубежом. Это даст гарантию, что российские власти не будут иметь какой-либо зависимости от других государств», - резюмирует Солонников.
Президент создает новый баланс властей в стране
Главным моментом является перераспределение полномочий между органами власти, которое создаст новый баланс и диспозицию сил в стране. Перед нами новые полномочия Госдумы РФ, Совета Федерации РФ и даже отчасти независимость Правительства РФ от Президента РФ.
«Не надо забывать и про появление нового органа государственной власти, пусть и с пока непонятными функциями – Государственного совета РФ. Этот орган будет только прописан в Конституции РФ, поскольку раньше его там не существовало», - констатирует Солонников.
По мнению Солонникова, мы видим создание новых центров силы и влияния – как говорилось при Ельцине, новой системы сдержек и противовесов. Теперь можно будет бороться не только за должность президента, но и за другие центры силы в России.
«Это позволит политическим акторам договариваться, кто и где будет располагаться, а это в перспективе даст больше стабильности нашей государственной системе. Это приведет систему управления в коллективный коллегиальный режим», - заключает Солонников.
После этих изменений за все в России будет отвечать не один человек, а новая система баланса сил, основанная на консенсусе акторов. В этом отношении данные изменения в Конституции РФ являются дорогой к политическому плюрализму.
«Перед нами предложение по формированию новой системы власти в нашей стране. Можно сказать, что в течение 25 лет шло формирование российских политических элит, а также вспомнить, как тогда в Госдуме РФ друг друга таскали за волосы, на выборах побеждала ЛДПР, а депутат Марченко ходил по залу заседаний с накладными женскими грудями. Все это в прошлом, а работа наших законодателей выглядит теперь вполне прилично, поэтому российская политическая система может сделать очередной шаг вперед», - резюмирует Солонников.
Все это дало президенту основания подумать о повышении роли Государственной Думы РФ в политическом процессе вплоть до делегирования депутатам полномочий по формированию российского правительства.
Поэтому перед нами взросление российской политической системы, которое и выражается в этих изменениях в Конституцию РФ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+