С наступлением нового года вновь обострилась ситуация на Ближнем Востоке. После убийства иранского генерала Касема Сулеймани Соединенными Штатами регион оказался на грани войны.

Россия развернула активную дипломатическую деятельность — неожиданные визиты Владимира Путина в Сирию и Турцию содействовали проведению встречи сторон ливийского конфликта в Москве и сыграли важную роль в подписании итогового документа о прекращении боевых действий в ходе конференции по Ливии в Берлине. Новое развитие ситуации позволило по-другому взглянуть на «уход США и продвижение России» в ближневосточном регионе.

Разные взгляды США и России на Ближний Восток

Так называемый «уход США и продвижение России» — это не только горизонтальное сравнение ролей двух стран на Ближнем Востоке в последние годы, но и вертикальный анализ изменений ролей этих стран.

Во времена холодной войны Ближний Восток был основным полем борьбы за власть США и Советского Союза. У СССР было множество союзников на Ближнем Востоке, таких как Египет, Сирия, Алжир и Южный Йемен. Однако переход Египта на сторону США и вторжение СССР в Афганистан серьезно подорвало мягкую и жесткую силу Советского Союза в данном регионе. После вторжения Ирака в Кувейт СССР «дал зеленый свет» США для развязывания войны в Персидском заливе. Это ознаменовало отказ от борьбы с Соединенными Штатами на Ближнем Востоке, который с тех пор перешел под их влияние.

Причина изменения ролей США и России на Ближнем Востоке заключается в корректировке ближневосточной стратегии обеих стран. Соединенные Штаты развязали войны в Персидском заливе и Афганистане, это привело к тому, что страна увязла в трясине, и ее национальная мощь была подорвана. После вступления Барака Обамы в должность Президента, Соединенные Штаты начали исчезать с Ближнего Востока, администрация Трампа также продолжила эту политику. Цели корректировки американской политики на Ближнем Востоке заключаются в том, чтобы избавиться от бремени, сократить инвестиции, избежать крупномасштабных военных операций с высоким рисками, позволить региональным союзникам разделить ответственность, а также играть роль «мирового полицейского». Ближний Восток является «пробным камнем» для мировых держав, и Россия рассматривает данный регион как важную отправную точку возрождения великой державы.

Другими словами, логика корректировки ближневосточной политики обеих государств заключается в различии взглядов относительно Ближнего Востока. Америка начала рассматривать данный регион как бремя, а Россия — как возможность для подъема.

Причины «продвижения России»

Если считать, что «уход США и продвижение России» связаны с корректировкой ближневосточной политики государств, то «арабская весна» дала России возможность возвращения на Ближний Восток.

У США и России с самого начала были разные взгляды на эту бурю, охватившую арабский мир. Соединенные Штаты расценивают это как «победу демократии и свободы», а Россия — как «цветную революцию» на Ближнем Востоке. Во время Ливийского кризиса под предлогом «защиты гражданского населения» западные страны предложили создать в Ливии бесполетную зону, Россия от голосования воздержалась. Но резолюция была использована западными странами для силового вмешательства в Ливию, и Россия решила, что пришло время нажать на кнопку «стоп», чтобы остановить хаос в арабском мире.

Поэтому, когда в Сирии стало неспокойно, и последний союзник России на Ближнем Востоке оказался на краю гибели, она по приглашению сирийского правительства решительно вмешалась в конфликт.

Действия российских военных в Сирии позволили достигнуть как минимум четырех целей:

Во-первых, России удалось спасти законное правительство Сирии от гибели, завладеть важным стратегическим опорным пунктом на Ближнем Востоке и заложить основу для возвращения в данный регион. Во-вторых, из-за Крымского кризиса Россия попала под санкции Запада, а победа Сирии позволила ей получить средства для борьбы с Западом, что значительно ослабило давление. В-третьих, как сторона, способная определять направление развития ситуации в Сирии, Россия успешно создала из этой страны площадку для интеграции дипломатических ресурсов на Ближнем Востоке. Хотя стороны, заинтересованные в сирийском вопросе, находятся в резком противоречии, все они нуждаются в сотрудничестве с Россией, которое также способствует институционализации дипломатии на Ближнем Востоке. В-четвертых, Россия играет ключевую роль в разгроме «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.), она не только защищает себя от терроризма, но и вносит вклад в международную безопасность. В ливийском вопросе Россия также стала важной стороной, которая оказывает большое влияние на ход войны или мирных переговоров.

Конечно, «продвижение» России на Ближнем Востоке не может быть достигнуто преследованием только своих интересов. В конечном счете, это мотивация для стран этого региона иметь общие интересы и укреплять сотрудничество с Россией.

Что касается сферы безопасности, стремление Соединенных Штатов уйти с Ближнего Востока заставило многие страны данного региона задуматься, что США больше не являются союзником, на которого они могут положиться. В результате Саудовская Аравия, Египет и другие арабские страны начали искать других союзников, чтобы избежать ситуации, когда они полагаются только на США. Возрождение России на Ближнем Востоке помогло ей стать новым партнером по сотрудничеству в сфере безопасности этих стран.

В области энергетики решение проблемы сланцевой нефти позволило Саудовской Аравии и России, двум крупнейшим производителям нефти, найти общий язык. Обе страны тесно сотрудничают в области добычи нефти, ограничивают объем добычи и поддерживают стоимость, а также противостоят конкуренции сланцевой нефти из США. В 2017 и 2019 годах главы государств Саудовской Аравии и России обменялись визитами. В 2019 году крупнейшие нефтяные компании США ушли из Ирака, «Роснефть» заняла их место и стала самым важным партнером Ирака по сотрудничеству в нефтяной сфере. Сотрудничество России с Турцией в строительстве газопровода «Турецкий поток» не только укрепляет энергетическое сотрудничество обеих стран, но и открывает энергетический транспортный канал в Европу.

В области атомной энергетики Россия тесно сотрудничает с Ираном, Египтом, Алжиром и другими странами в строительстве атомных электростанций. С точки зрения продаж вооружения успех России в Сирии помог ей открыть ближневосточный рынок для торговли оружием. Турция, Египет, Саудовская Аравия и другие страны подписали с Россией крупные контакты на поставку военной техники.

Объективный взгляд на роли иностранных держав на Ближнем Востоке

По сравнению с США и Советским Союзом возвращение России на Ближний Восток имеет несколько примечательных особенностей. Во-первых, страна проявляет прагматичность и гибкость, делает упор на реальные результаты и не ставит слишком высокие цели. У России есть четкое понимание ограниченности собственных сил, поэтому ее инвестиции в военную и дипломатическую деятельность на Ближнем Востоке относительно невелики, но осуществляется эта деятельность довольно искусно. После того как ситуация в Сирии стабилизировалась, Россия немедленно прекратила масштабные военные действия и вывела большую часть своих войск. Что касается ливийского вопроса, ее военные и экономические инвестиции были небольшими, но они оказали ключевое влияние.

Во-вторых, Россия избегает столкновения с США. Она в полной мере использует стратегический отход Соединенных Штатов и рассматривает оставленную ими «стратегическую щель» для вмешательства в дела Ближнего Востока. Россия выбирает те региональные конфликты, в которые США не хотят быть вовлеченными, и те экономические интересы, к которым Америка не стремится. Она не собирается конкурировать с Соединенными Штатами на Ближнем Востоке, как и не стремится заменить их, чтобы доминировать в этом регионе.

В-третьих, Россия не продвигает идеологию, политическую систему или экономическую модель. Это принципиально отличается от логики, средств и целей вмешательства США и Советского Союза в ближневосточные дела. Напротив, Россия уделяет больше внимания получению явных геополитических и экономических выгод на Ближнем Востоке, а также достижению отдельных краткосрочных результатов.

Хотя ситуация «ухода США и продвижения России» обращает на себя внимание, не стоит делать поспешных выводов. Необходимо объективно взглянуть на роли иностранных держав на Ближнем Востоке.

Во-первых, это изменение не глобальное. Пробелы России на Ближнем Востоке увеличиваются. Соединенные Штаты по-прежнему остаются самой мощной иностранной державой с наибольшим числом войск, союзников и влиянием на Ближнем Востоке, в то время как влияние России ограничено отдельными проблемами. Во-вторых, существует разрыв между Россией и Соединенными Штатами в плане экономической и военной мощи. Это также влияет на устойчивость возвращения России на Ближний Восток и величину долгосрочных выгод от этого. Наконец, Россия не намерена сильно вмешиваться в ближневосточные дела, а лишь хочет быть важным участником, посредником и заинтересованной стороной в этих вопросах.

Приход России дал Ближнему Востоку силы сдерживать и уравновешивать США. В то же время отношения между Америкой и Россией на Ближнем Востоке отличаются от отношений периода холодной войны и больше не являются игрой с нулевой суммой. Это может быть несовершенной конкуренцией или даже сотрудничеством. Кроме того, страны Ближнего Востока имеют новых партнеров и новые возможности для разрешения ближневосточного конфликта.

Дин Лун — директор и профессор Исследовательского центра Персидского залива при Университете международной экономики и торговли

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.