Эксперты говорили о сходстве и различиях в процессах, происходящих уже длительное время в Белоруссии и на Украине, и о том, к каким последствиям это приводит и может ещё привести. Проводя аналогии с развитием событий на Украине, можно сказать, что в Белоруссии Москва многое уже упустила.
По словам Аверьянова-Минского, «то, что Беларусь ведёт себя так, как ведёт, у этого есть давние корни, давняя достаточно история». Историю эту, продолжил эксперт, можно вести, как минимум, с начала 2000-х годов, когда в Белоруссии начала конструироваться антирусская идентичность, которая при помощи различных инструментов постепенно всё это время навязывалась населению.
Аналитик отметил, что «идентичность базируется, прежде всего, на историческом фундаменте, и вопросами исторической памяти белорусское государство достаточно давно озаботилось».
В чём же проявилась эта забота? Ответ на этот вопрос многих россиян, не следящих внимательно за событиями в соседней республике, может удивить. Аверьянов-Минский напомнил: «ещё в начале десятых годов Отечественная война 1812 года перестала в Белоруссии перестала называться Отечественной, её стали воспринимать как гражданскую белорусскую войну».
«Я не шучу. Поскольку якобы белорусы сражались и на стороне Наполеона, и в русской армии, поэтому — ну какая же она Отечественная?», — пояснил аналитик, добавив, что на этом дело не закончено: «через некоторое время, в наши дни, уже Александр Григорьевич Лукашенко заявляет о том, что Великая Отечественная война — это не наша война, как он выразился».
Эксперт отметил, что многие такого поворота ожидали, говорили: начали с Отечественной войны 1812 года, скоро дойдём и до Великой Отечественной — «вот, собственно, уже дошли».
«Кроме того, фундаментом белорусской самостийной идентичности является восприятие Великого княжества Литовского и Речи Посполитой как именно своих государств, государств белорусского народа. Это тоже началось с начала 2000-х, и что мы имеем сегодня? Мы имеем то, что в прошлом, 2019 году, в городе Лида был поставлен памятник князю Гедемину, литовскому князю. В 2018 году в Брестской области был поставлен памятник Тадеушу Костюшко. До этого в Минске была установлена доска Винсенту Калиновскому. До этого — памятник Ольгерду в Витебске… Вы думаете, почему эти персонажи с такими (иронично говоря) исконно белорусскими именами — Тадеуш, Ольгерд, Гедемин, Висент — почему им ставят памятники в Белоруссии? Дело в том, что их считают белорусами на полном серьёзе. Официальная националистическая историография считает, что это как раз-таки белорусские национальные герои. Тут речь идёт об обеларусивании части польско-литовской истории, естественно, в пику России, потому что и Ольгерд ходил походами на Москву, и Костюшко сражался с Суворовым — то есть, такая польско-литовская составляющая формирующейся идентичности, она имеет место», — рассказал Аверьянов-Минский.
Он добавил, что часто приходится слышать о том, что в Белоруссии «выросло новое поколение, и оно в значительной своей части латентно-антироссийское просто потому, что они выросли в суверенном государстве».
«Но я хочу напомнить, что до 2014 года и жители Крыма тоже жили в самостийном государстве, да и жители Донбасса, но почему-то они русофобией не страдали. А нынешнее поколение (в Белоруссии — Ред.), оно выросло таким именно потому, что его таким воспитали, на это была заточена, в общем-то, государственная политика, именно государственная…», — подчеркнул аналитик.
Он привёл пример: в 2015 году в городе Могилёве был установлен памятник Пушкину, и на его постаменте были выбиты строчки из стихотворения Александра Сергеевича «Клеветникам России»:
«Иль нам с Европой спорить ново
Иль русский от побед отвык?»
«И эти слова с памятника через несколько дней были снесены после шумихи, поднятой в белорусских прозападных СМИ. И снесли именно власти Могилёва, официальные власти — в общем-то, они продемонстрировали такое вот своё отношение к Александру Сергеевичу», — сказал Аверьянов-Минский. Он добавил, что совсем недавно произошёл такой инцидент: некий молодой человек раскрасил красной краской руки на памятнике Пушкину, установленному в белорусской столице, видимо, намекая на то, что руки у великого русского поэта — «по локоть в крови». По мнению эксперта, удивляться тут нечему: белорусское государство уже показало молодёжи, как оно относится к Пушкину, и молодёжь этот урок усвоила.
«Почему у Пушкина руки по локоть в крови, спросите вы? В крови белорусов, конечно же. Потому что этим стихотворением, «Клеветникам России», Александр Сергеевич поддержал подавление польского восстания 1830-31 годов, которое свидомые, сознательные белорусы считают белорусским восстанием», — пояснил Аверьянов-Минский. И резюмировал: «Сегодня мы имеем то, что и Великая Отечественная война — не Великая Отечественная, и Пушкин — не великий поэт, а, по сути, такой кровавый… чуть ли не убийца».
По мнению эксперта, «достаточно странно» говорить о том, что возможна какая-то интеграции с политическим образованием, у которого такая идентичность: «как Россия может интегрироваться с республикой, которая строит свою идентичность на противопоставлении России».
Аверьянов-Минский также отметил, что отсюда и кажущиеся немотивированными и странными экономические решения Минска, например, в вопросе поставок нефти — просто Белоруссии «хочется доказать, что мы не Россия, мы не зависим от России, это шаг в этом направлении, продиктованной такой вот идентичностью».
При том, что такая антирусская идентичность формируется уже давно, Белоруссия до последнего времени получала дотации, получала средства из российского бюджета, продолжил аналитик, предположив, что у белорусского руководства, возможно, «был такой интересный план — отстраиваться от России за счёт России». В Москве этого долгое время не замечали или не хотели замечать.
Что ж, тут напрашиваются аналогии с ситуацией на Украине. В недавнем интервью изданию Украина.ру политолог, ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский, говоря об упущениях в выстраивании отношений с Киевом, подчеркнул, что «ещё со времён «Оранжевой революции» приходится твердить, что политика на Украине — это в первую очередь политика идентичности» (пожалуй, и раньше — Авт.). При этом, по словам эксперта, «у России как не было, так и нет своей системы национальной идентичности, она так и не разработана». Не тут ли кроется корень проблем, с которыми Москве приходится теперь сталкиваться и на белорусском направлении?
По мнению замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ Высшей школы экономики, специалиста по вопросам Белоруссии Андрея Суздальцева, недооценивать серьёзность этих проблем не следует. Как отметил эксперт в интервью изданию Украина.ру, в Белоруссии есть такое же агрессивное и ненавидящее Россию меньшинство, как и то, что диктует свою волю большинству на Украине, поэтому — «кризис по украинскому формату возможен, и возможны такие же последствия».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1604
Рейтинг поста:
Начнем с конца.
Про идентичность. Идентичность, когда она выстраивается искусственно, специально, она всегда против кого-то, чаще всего против соседа. В исторически многонациональной России такая идентичность просто противоестественна и не нуждается в выстраивании, насаждении – радуга русской идентичности с огромным национальным спектром и так существует. Потому никаких "просчетов" Россия не делала в плане работ над идентичности на Украине и в Белоруссии. Может быть надо было поработать над антипольской и антилитовской идентичностью. Но это как-то слишком по-европейски и по-волчьи. Нам об это пачкаться не стоит.
Далее любая страна появляется не потому что где-то взыграло национальное самосознание. Для этого должны быть геоэкономические и геополитические причины. Белоруссия просто не имела и не имеет предпосылок к самостоятельному существованию, как к этому не имели и не имеют предпосылок не менее многочисленные народности чудь и весь, который просто часть и суть русского народа. Такие искусственные образования, как Белоруссия или прибалтийские лимитрофы ВСЕГДА выстраиваются через местечковые элиты, на спеси, глупости и жадности которых играют внешние модераторы. Конечно возникают околоэлитные кланы, задача которых «обосновать» - потому они всегда «интеллектуальные», других там не бывает, разве что вообще бандитские, как правый сектор. Собственно народ от этого только страдает.
Вопрос очень простой – кому и зачем нужна и выгодна Белоруссия в чистом «самостийном» варианте. И другой вопрос – насколько исторически естественно и экономически накладно адсорбировать Белоруссию в состав России? Или Польши? Или Литвы? Не случайно именно эти ключевые странообразующие моменты никогда не обсуждаются «патриотической» русофобской общественностью.
Самое грустное для Белоруссии, как экономического не самодостаточного организма, что России она в общем-то и не нужна. И даже экономически не выгодны. России проще обойтись без Белоруссии. Оборонный ресурс там для России существенен, но не критичен. Остается именно историческая этика, ну не знаю, просто тот факт, что мы с белорусами – одни народ, свои, а своих не бросают только потому что они не очень выгодны. И именно эти причины ( по сути единственно важные) максимально агрессивно дискредитируются белорусскими элитами и тамошней свидомой общественностью.
Что будет на выходе, если белорусские элиты не угомонятся, а народ Белоруссии пойдет по пути своих украинских соседей? Наверное, то же самое, что с Украиной, а что еще?
Как и Украину, Белоруссию Европа поматросит и бросит. А вот у русских в памяти поколений останется, что своих продали за колбасу.