Жизнь каждого из нас полна ожиданий. Но эти ожидания у всех разные. Так же, как и у обычных людей, различаются ожидания населения разных стран. Россияне ожидают рост своего благосостояния, американцы хотят сделать Америку Great Again, французы мечтают о занятии места Германии в иерархии стран Евросоюза.
Ожидания и положительные прогнозы граждан определены целеполаганием руководителей и направлением вектора развития государства. И только у граждан одной странной державы есть мечта о всеобъемлющей «пэрэмоге» и мгновенной перемене от худшего к лучшему благодаря избранию одного-единственного человека. Думаю, вы поняли о какой державе идет речь.
Вспомните, сколько было ожиданий в марте 2019-го! Ждали: посадку Порошенко и Кº, народовластие посредством референдумов, окончание войны на Юго-Востоке, снижение тарифов, профессиональную команду министров и прочее. Захлебываясь от восторга слюной, украинские горе-журналисты, блогеры и эксперты пророчили всем странам СНГ «пойти по стопам Украины», то есть избрать такое же «молодое дарование». Ванговали, что сам Темнейший, то есть Владимир Владимирович Путин, дрожит от страха и всячески старается избежать встречи с умнейшим и сверхкомпетентным украинским президентом Володимиром Зеленським.
Надо признать, что Зеленский умеет работать на камеру. Заготовочка в виде сериала «Слуга народа» послужила некоей предвыборной шпаргалкой. Зе-команда не сыпала обычными штампами, а радовала своих избирателей новаторством и оптимизмом. Обсуждались зарплаты учителей размером в 4000 долларов, создание новых условий для бизнеса, при которых «бабки» на Украину потекут не просто рекой, а обрушатся настоящим финансовым цунами. Да, выглядел Владимир Александрович масштабно. Но в том-то и дело, что только выглядел.
При формировании своей фракции в Верховной раде он допускал детские ошибки, наводнив ряды «монобольшинства» не только сторонниками дяди Джорджа и Бени, но и вполне себе единомышленниками Петра Алексеевича. Зеленский даже не озаботился тем, чтобы отстоять свои кандидатуры при формировании Кабинета министров, а ведь они у него были. Да, Сорос и Беня сильны, всех бы отстоять не получилось, но хотя бы кого-то своего провести в Кабмин необходимо было даже из принципа. Но Зеленскому на тот момент важнее было казаться, чем быть на самом деле, хоть сколько-нибудь значимой фигурой. Он предвкушал встречу с Трампом, смело грозил на словах Путину.
Фиаско в США и нежелание бороться с Петром Алексеевичем дали почувствовать его политическим противникам и недоброжелателям в собственном стане запах крови и страха. На Зеленского началась массированная информационная атака со стороны порохоботов.
Это закон жизни в любой политической системе, он работает в любой стране мира. Если ты угрожал политическому оппоненту, вещал с высоких трибун, что ты ― его приговор, то ты должен продолжать давление на него. Как демократы в США, которые все же начали процедуру импичмента. Как тот же Трамп, который продолжает собирать материалы против Байдена. А что Зеленский? Пригрозил Порошенко и все? Понятно, что посадить Петра Алексеевича никто не даст, но и спуска ему давать тоже не надо. Но Зеленский не умеет воевать в долгую. Он предпочел не отвечать на хамские выходки Петра Алексеевича и «сглатывал» оскорбление за оскорблением. В конце концов некоторые мажоритарщики в его фракции, почуяв слабость Зеленского, переметнулись в лагеря порохоботов и соросят.
Может, все хорошо на внешнеполитическом фронте? Нет. Смог ли Владимир Александрович «нагнуть» Путина? Консолидировать вокруг себя весь мир? Нет. А ведь он на это рассчитывал. Смело полагал, что поедет на Запад, поторгует лицом, как раньше, и весь цивилизованный мир набросится на Путина, заставит пойти на уступки и отвалить Украине десятки миллиардов долларов компенсаций, да и сами западники не забудут подкинуть пару-тройку миллиардов на жизнь.
Вот только не вышло. Никто не купился на ужимки, прыжки и веселые кривляния. Зеленский перепутал европейских зубров политики с собственными избирателями. На поприще внешней политики все наоборот. Здесь нравиться необязательно, но вот интерес твоя страна представлять обязана. С тобой как президентом Украины должно быть интересно, а также выгодно договариваться и работать. Но Украина уже давно неинтересна и недоговороспособна. И Зеленский это исправлять не собирался. Для этого нужно системно работать и вмешиваться в массу внутренних конфликтов, а еще успешно их разрешать. А вот этого Владимиру Александровичу не хочется. По его собственному признанию, «хотелось по-быстрому». Подозреваю, что под этим кроется трансляция нескольких роликов по ящику с величественной речью и торжественными обещаниями. В большой политике это не работает, там крупные игроки цепляются к каждой запятой в договорах и разнообразных коммюнике, отстаивая политические и экономические интересы своей страны.
Может, Зе-команда сделала мощный рывок в экономическом развитии Украины? Сколько по этому поводу было сломано копий! А сколько было сказано колкостей в адрес России! Мол, Зеленский сам создал собственный бизнес, он точно знает, чего недостает экономике, не то что ваше неповоротливое скучное российское правительство! Будут применены новаторские и инновационные методы развития, и нэнька, совершив мощный рывок, наконец утрет нос ненавистной «рашке».
Я не перестаю удивляться украинскому избирателю. Вернее, тому, что он наделяет своих «народных избранников» свойствами, которыми они не обладают и обладать не могут.
Зеленский никогда не был гением бизнеса. Он никогда не был выдающимся управленцем. Он был банальным субподрядчиком. Объясню по-простому: он отрабатывал заказ на постановку юмористических шоу при установленном и заранее оговоренном бюджете. А вопросы финансирования и оплаты решали другие люди, к примеру, Игорь Валерьевич Коломойский. То есть вопросом, где же взять деньги, были озабочены совершенно другие личности, но никак не Вова Зеленский. В этом и есть разница между толковым управленцем и простым субподрядчиком. Проблемы с финансированием и всевозможные риски, связанные с окупаемостью, управленец, он же Заказчик, берет на себя. Субподрядчик является простым исполнителем и, как правило, мало чем рискует. Вспомним, что Зеленский вкладывался в России в съемки только в связке с крупными российскими продюсерами. Фактически все риски брали на себя они, так как лучше знали российский кинопрокатный рынок. Так что Владимир Александрович управленцем, или Заказчиком, никогда не был. И как действовать в кризисной ситуации, когда, к примеру, Заказчик оказался неплатежеспособен, думаю, даже не представляет. То есть, как быстро заработать денег из других источников, если основной оказался перекрыт, он не задумывался.
Все последние годы он был не в свободном плавании, а под теплым крылышком весьма платежеспособного Бени. А украинские избиратели наивно полагают, что он способен найти неординарные решения по наполнению государственного бюджета в кризисной ситуации, в которой сейчас Украина и находится.
Я сомневаюсь, что он быстро бы сориентировался даже в шоу-бизнесе, если бы, к примеру, потерял Коломойского в качестве Заказчика, а не то, что в масштабах большой и сложной страны нашел бы новые источники государственных доходов для наполнения бюджета. Считать Зеленского гением бизнеса — все равно что считать таким же гением бизнеса Свинарчука-Гладковского или того же Милованова. Они ведь тоже очень богаты. Но они не сами заработали эти деньги. Заработок им был обеспечен заранее и легитимизирован высокими покровителями.
В итоге вышеперечисленного получилась старая украинская политическая история с заранее известным результатом. Гора родила мышь. Мышь, которая напялила на себя костюм льва, пытается всем грозить и поначалу даже убеждает кое-кого в своем могуществе. Кричит, топает ногами, выгоняет местных депутатов из актовых залов, проводит несколько показательных чисток в руководстве МВД. Избиратели пищат от восторга. Но повадки мыши навсегда останутся мышиными. И такая смелость возможна лишь в состоянии относительного политического и социального покоя, когда фальшивому костюму льва ничего не угрожает. Как только приходит время решительных действий, связанных с определенным риском, фальшивый лев неотвратимо превращается в серую мышь.
Слабость и управляемость Зеленского стала очевидна после явной неспособности отправить в отставку правительство Гончарука, которое посмело нанести ему как внутриполитические, так и внешнеполитические имиджевые потери посредством «пленочного скандала». Костюм льва окончательно исчез в дымке обманчивого эфира, явив мировой политической элите новую украинскую мышь.
Эта трансформация, которая была неизбежна ввиду отсутствия волевых и управленческих качеств, еще сыграет с Зеленским злую шутку. То, что его политический конец неизбежен, ясно как дважды два. Импичмента или переворота на Украине точно не будет, но второй раз Зеленский не переизберется точно. А сейчас он, не думая о последствиях, пропихивает законы, выгодные западным кураторам Украины. Среди них есть и те, что ограничивают свободу слова. То есть он сам нанес удар по постпрезидентскому будущему «95-го квартала».
Когда Зеленский перестанет быть президентом, «95 квартал» станет для его нынешних и будущих врагов легким завтраком. Против творческого коллектива будут применяться те же самые законы, направленные против свободы слова, которые он же сейчас и проталкивает. Его коллектив будут вызывать на ковер и «шпрехенфюреры», и уполномоченные по противодействию дезинформации в медиа. На Зеленском отыграются все те, перед кем он сейчас проявляет слабость, пытаясь скрыть скандалы активными выступлениями по телевидению.
Не удивляйтесь, ему ведь кажется, что он активно «работает» на политическом поприще. Ну да, очень активно выступает по телевизору и в Сети. Просто другой «работы» он не знает. А вот его противники — игроки системные и очень изощренные. У них есть свои медиа, свой бизнес и опыт в аппаратной и политической борьбе. Они отомстят ему за то, что он отнял у них потенциальные пять лет правления. И еще за то, что, по сути являясь обыкновенной серой мышью, посмел называть себя львом.
Анатолий Урсида,
специально для alternatio.org