Еще в апреле, во время встречи министров стран Организации Североатлантического договора (НАТО) в Вашингтоне было решено, что будет принят пакет мер по усилению поддержки Грузии и Украины, особенно в области морской обороны.
Нет сомнений в том, что существует долгосрочная цель — принять Украину и Грузию в НАТО, таким образом, попытавшись изолировать и оказать давление на их Евразийского соседа-гиганта.
Как Украина так и Грузия являются черноморскими государствами — наряду с Румынией, Болгарией и Турцией, которые уже состоят в НАТО. На Черном море у России находятся самые теплые порты страны, а значит, являются местом круглогодичной торговли с остальным миром.
Вступление Украины в альянс станет крупнейшим выходом НАТО за свои границы с 1990 года, когда тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер пообещал Горбачеву, что НАТО «ни на дюйм» не продвинется на восток, в случае его согласия на воссоединение Германии. Это конечно была ложь.
Грузия станет форпостом на Кавказе, там, где Европа граничит с Азией, и это будет очередным шагом к окружению и изоляции России.
Однако и у Украины и у Грузии имеются существенные препятствия, поскольку у обоих стран имеются территориальные споры — у Украины ДНР и ЛНР, а у Грузии — Абхазия и Южная Осетия, независимость которых Грузия не хочет признавать, несмотря на достижение этими государствами суверенитета. Поэтому до тех пор, пока вопрос с суверенитетом и независимостью Южной Осетии и Абхазии не решен, и остается открытым вопрос о статусе Донбасса, у Украины и Грузии мало шансов на то, что они смогут вступить в НАТО, поскольку европейские страны не хотят начинать с Россией войну ради двух этих стран.
Хотя может быть это именно то, чего хотят США? Советский Союз — причина, по которой и был создан блок НАТО, давно исчез, и уже не вернется. И сегодня это ставит под вопрос причину существование НАТО, сводя его задачи к двум причинам, служащим американским интересам:
— отчаянные попытки воспрепятствовать новому многополярному мировому порядку, где Россия играет ключевую роль. Это по этой причине Китай теперь в НАТО считают «очень сильным конкурентом». Однако защита Россией Южной Осетии в 2008 году и китайская инициатива «Пояс и дорога» уже указывают на то, что эра однополярности подошла к концу.
— чтобы гарантировать, что военно-промышленный комплекс США сохранит монополию на продажу оружия альянсу НАТО, состоящему из 29 стран-членов. Вступление Грузии и Украины в НАТО заставит эти страны потратить не менее 2% ВВП на свои вооруженные силы, от чего выиграют американские военные производители.
Принятие в НАТО Украины/Грузии несомненно создаст проблемы для России, поскольку ей придется увеличить свои расходы на оборону и также это будет указывать на окончательное восточное расширение вплотную к ее обширным европейским границам. Это реально, но блок НАТО сейчас раздроблен, как никогда раньше. Как уже упоминалось, европейские государства не захотят рисковать конфликтом с Россией, несмотря на то, что этого может хотеть Вашингтон.
В свою очередь, у Москвы есть свои варианты против Грузии и Украины — усилить военную поддержку и связи с Донбассом, Абхазией и Южной Осетией. Кроме того, также как и в Крыму, на Донбассе, в Абхазии и Южной Осетии может быть проведен референдум о том, хотят ли эти республики присоединиться к России. Поэтому при вступлении в НАТО Украина и Грузия могут оказаться еще более ослабленными из-за дальнейшего расширения Россией своей территории при помощи законных средств.
Таким образом, хотя Грузия и Украина преследуют цель вступления в НАТО, полагая, что это поможет защитить их интересы от так называемой российской агрессии, в реальности это может привести к обратному результату.