То, что одна из самых массовых ракет-носителей Antares уже много лет летает исключительно на российских двигателях, знают, по-моему, все интересующиеся космосом и авиацией.
РД-181 - очень и очень надежная штука, проверенная временем. И если к нашим двигателям на американских ракетах мы уже давно привыкли, следующая новость может немало повеселить.
Итак, 15 января украинский Южмаш заключает договор с российским ООО "Промышленное обеспечение "Альфа-металл"" на поставку алюминия на сумму в 109,5 миллиона рублей. Общая масса поставки составляет примерно 88,7 тонн алюминиевого проката.
С 2017 года это уже четвертый контракт на поставку алюминия: "В описании прошлогоднего договора говорилось, что украинскому предприятию требуется металл для изготовления основной конструкции первой ступени американской ракеты-носителя Antares: она используется для запусков на низкую опорную орбиту и оснащается российскими жидкостными двигателями РД-181." (конец цитаты)
В связи с этим у меня есть несколько вопросов и выводов. Первое: то, что первую ступень Antares сейчас делают на Украине, означает потерю инженерных и технических компетенций на изготовление такой продукции в США. Причем, по всей видимости, окончательную. И не нужно рассказывать сказки, что собрать первую ступень на Украине намного дешевле, чем в США, поскольку готовое изделие нужно еще в США доставить, а это влетает в копеечку - его необходимо довезти до порта, перегрузить на корабль, доставить до порта назначения и уже оттуда по суше или по воздуху привезти к месту сборки.
Кроме того, первая ступень - один из самых технологически сложных узлов ракеты-носителя, именно она отвечает за вывод на орбиту. При необходимой легкости конструкции первая ступень должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдержать не только вес ракеты с заправленными баками на стартовом столе, но и обеспечить взлет при возрастающих перегрузках и вибрациях.
При этом необходимо понимать, что просто так в тряпочку первую ступень не завернешь - нужен специальный контейнер, способный сохранить целостность готового изделия по пути следования. И на абы какой сухогруз изделие не погрузишь, так как оно является объектом государственной тайны США. Следовательно, нужно не только судно из лояльного к США порта приписки, но и сопровождение ценного груза охраной на всем пути следования.
Второе: а как так получается, что стратегическое украинское предприятие с 2017 года свободно торгует со страной-агрессором? Это ведь самый разгар санкций против России, русофобская истерика в украинских и западных СМИ - и на тебе, стратегический российский металл свободно пересекает границу между Россией и Украиной. И ведь ни одна националистическая группировка не встает на рельсы, требуя развернуть поезд с тоталитарным алюминием обратно в сторону России, хотя спецслужбы, курирующие националистов, прекрасно осведомлены о поставках.
Третье: честно говоря, мне уже надоела беззубая и бесхребетная позиция российского правительства по поводу торговли со страной, прямо объявившей Россию врагом. И не только объявившей, но и внесшей название "страна-агрессор" в официальное законодательство.
Напомню, что Россия ввела ответные санкции против Украины еще в 2016 году - и с тех пор только ужесточала санкционные списки, внося в него новые компании, персоны и группы товаров. По какой причине в этих списках нет алюминия и титана, лично для меня остается загадкой.
Ну и последнее: когда нам в очередной раз будут рассказывать байки про вот-вот скорый прорыв Маска к звездам, всегда вспоминайте эту историю. Все эти Дрэгон-9, Старлайнеры и Блю Ориджин являются, по сути, красочными пиар-проектами, а говорить о неминуемом снижении цены за килограмм выводимого на орбиту груза в Америке как-то резко перестали. От слова "совсем".
К тому же, после недавнего самопроизвольного запуска двигателей на Старлайнере старт этого изделия отсрочен на определенное время, а чудище Маска будет готово к пилотируемому полету не ранее середины 2021 года. И то только в том случае, если изготовители сумеют решить возникающие уже во время полета технические неполадки.
Судя по закупкам злобного российского алюминия, эти проблемы будут решаться еще очень и очень долго.
А манекен на "Тесле" наши запускали в космос еще в 60-х годах прошлого века - правда, тогда и Теслы еще не было, поэтому приходилось использовать животных, которые потом благополучно приземлялись обратно.
Интересно, что будет врать Илон Маск через год?
Источник
Рейтинг публикации:
|