Событие, произошедшее в Москве в прошлую среду, поистине шокировало мировое сообщество. А накануне президент Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию, в котором наметил список изменений в российской Конституции.
План Путина состоит в том, чтобы передать некоторые из важнейших прерогатив президента законодательной власти и Государственному совету, в то же время усилив полномочия Конституционного суда по проверке законодательных актов на соответствие Конституции. В ответ на это премьер-министр Дмитрий Медведев добровольно ушел в отставку вместе со всем составом российского правительства.
Хотя все произошло внезапно, если вдуматься, особых причин для удивления нет. Изменения, касающиеся перераспределения полномочий между органами власти, обсуждались на протяжении нескольких месяцев до выступления президента Путина. За последние годы стало очевидно, что Путин приступил к осуществлению второй части своего долгосрочного плана – сначала восстановить, а затем преобразовать Россию за время своего пребывания у власти.
Первым этапом было спасение России от экономического, социального и демографического коллапса. Дело в том, что когда Путин стал преемником Бориса Ельцина на президентском посту, страна находилась в серьезной опасности, на грани распада. В тот момент речь шла, в первую очередь, о восстановлении контроля над стратегическими ресурсами, модернизации российской экономики и обороны, стабилизации демографических процессов, обретении политического контроля над соперничающими элитами в Кремле и возвращении надежды стране, которая так остро в ней нуждалась.
Несомненно, события последних дней стали конечным результатом многолетней работы Путина по «зачистке» российского правительства от того, что известный блогер The Saker называет «атлантистской пятой колонной». Они вцепились как клещи в систему коррумпированной российской бюрократии, и большая часть двадцати лет правления ушла у Путина на то, чтобы как-то обуздать эту группу.
Это был долгий и непростой путь, о котором большинству почти ничего не известно, за исключением самых поверхностных деталей. Впрочем, ясно, что примерно в 2012 году Путин приступил к следующему, второму этапу стратегического возрождения России. Он заключается в том, чтобы после общей стабилизации ситуации в России преобразовать институты государства, создав более устойчивую модель управления.
Поскольку уровень рождаемости постепенно растет и демографический коллапс предотвращен, следующее, что необходимо сделать – реформировать экономику, которую справедливо критикуют за чрезмерную зависимость от нефтяных и газовых доходов. И это является гораздо более трудной задачей. Речь идет о том, чтобы взять под контроль российский Центральный банк и финансовый сектор. Путину представилась такая возможность во время обвала цен на нефть в 2014 году.
Использовав кризис как новую возможность, Путин начал освобождать российскую экономику от зависимости от Запада. В первые годы его президентского правления доходы от нефти и газа не только укрепляли государственную казну России, так и пополняли состояния так называемых олигархов, с которыми Путин активно боролся за контроль над ресурсами страны.
Он неоднократно предупреждал глав таких компаний как «Газпром», «Роснефть» и «Сбербанк» о том, что они на протяжении многих лет слишком сильно полагались на долларовые активы, поэтому обвал нефтяных цен в 2014-2016 годах едва не привел к крушению российской экономики.
И когда Соединенные Штаты в 2014 году ввели санкции в отношении России после присоединения Крыма, все эти компании должны были прийти Путину на помощь. Их задолженность, номинированная в долларах, была обменена через Банк России на долговые инструменты в евро и рублях, и президент дал указание Центробанку позволить курсу рубля резко упасть, перестав защищать его.
Взять на себя риск инфляционного шока было опасно, но необходимо, чтобы Россия обрела истинную экономическую независимость. С тех пор продолжается постоянное «перетягивание каната» с верной идеалам МВФ бюрократией, засевшей в Банке России, чтобы привести денежно-кредитную политику страны в соответствие с интересами самой России, а не требованиями международного сообщества.
Сильная президентская власть на протяжении всех этих лет была огромным благом для России, но теперь, когда работа в основном выполнена, она может стать помехой.
Путин понимает, что когда российская экономика накачана до отказа нефтяными деньгами, эти деньги управляют страной, делая ее ленивой и нерасторопной. Вопреки распространенному мнению, Путин вовсе не хочет, чтобы цены на нефть вернулись обратно к отметке 100 долларов за баррель.
Поскольку сравнительное преимущество России, обусловленное нефтегазовыми ресурсами, настолько велико по сравнению со всеми другими игроками на мировой арене и с другими отраслями отечественной промышленности, эти деньги тормозят инновации и мешают инвестициям в новые технологии, а также диверсификации национальной экономики России.
Эта проблема находится в центре внимания Путина уже давно. Нефть и газ являются стратегическими активами, которые служат для укрепления позиции России как региональной державы, а также для установления связей с новыми партнерами и освоения новых рынков для российского бизнеса. Но это не конец истории новой России, а только начало.
В последнее время происходит постепенная приватизация этих ключевых отраслей: такие компании как «Газпром» и «Роснефть» понемногу распродают избыточные казначейские облигации, чтобы привлечь капитал и передать большую часть этих бумаг в руки государства.
Все это также является элементами очередного этапа развития России. Демократизация президентской власти необходима, если страна собирается пережить уход Путина со сцены. Потому что хорошо, когда у власти человек необычайных способностей и такого же патриотизма, ответственно относящийся к своей миссии. А вот найдется ли второй такой же, чтобы занять его место, это большой вопрос.
Итак, Владимир Путин в очередной раз демонстрирует свою предусмотрительность и дальновидность в продвижении этих перемен. Судя по его действиям в последнее время, президент чувствует себя комфортно, поскольку уверен, что новая структура власти защитит Россию от внешних угроз и укрепит внутриполитическую ситуацию.
То, что происходит сейчас – начальная стадия остро необходимого преобразования конституционного строя в России, и консерваторы на Западе, судя по всему, были ошеломлены до потери дара речи, узнав, что им больше не придется ждать, когда Путин, наконец, уйдет, чтобы попытаться взять под контроль его наиболее вероятного преемника.
Иногда самые важные перемены происходят прямо у нас под носом, у всех на виду. Достаточно сопоставить российские события с мошенничеством и открытой враждебностью, царящими в политических кругах Вашингтона, чтобы понять, в каких направлениях движутся обе великие державы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 88
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
Что за балобольство в ура стиле. Рыжий сидит и не отсвечивает, только ура пЭтриоты придают ему некую сакральную значимость.