Товарищ Лю и Трамп

Товарищ Лю и Трамп

Дональд Трамп начал торговую войну с Китаем, он же ее и закончил. Последние переговоры американской администрации с китайской делегацией во главе с вице-премьером КНР Лю Хэ завершились неожиданным прорывом. Как и было запланировано, церемония подписания «мировой» прошла в Белом доме. Первая фаза соглашения предполагает, что Пекин нарастит импорт товаров из США на $200 млрд. за два года. Лю Хэ в свою очередь прочитал благодарственное письмо председателя КНР Си Цзиньпина. Аналитики теряются в догадках, какую игру ведет Лю: свою собственную или согласованную с Си?

 

Торговая война между США и Китаем началась в 2018 году, после того как Дональд Трамп резко поднял размер пошлин на ряд китайских товаров. В КНР ответили зеркальным образом: приостановили импорт сельхозпродукции США и тоже подняли пошлины. Трамп при этом заявил, что его целью является снижение зависимости США от Китая, и призвал американские компании найти альтернативных поставщиков за пределами Китая. Но фермеры, зарабатывающие на экспорте кукурузы в КНР, взвыли. И Трампу пришлось задуматься.

Больше года один за другим шли раунды двухсторонних переговоров. О достижении согласия президент Соединенных Штатов объявил в конце 2019 года на митинге своих сторонников во Флориде. «Переговоры были жесткими, но честными. Было взаимное уважение», – прокомментировал Трамп. И добавил, что собирается «посетить Китай в не слишком отдаленном будущем».

В это время в Китае другой политический деятель, не первого эшелона, но чаще других посещающий США – вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ сделал свое собственное заявление: «Это соглашение хорошо и для Китая, и для США, и для мира. Оно обеспечит стабильный экономический рост, продвижение мира и процветания и будет служить интересам производителей и потребителей в обеих странах. В то же время это соглашение не направлено против и не затронет законные интересы какой-либо третьей страны и соответствует нормам ВТО», – сказал Лю Хэ.


Кто же он такой, товарищ Лю? Лю Хэ с детства знаком с Си Цзиньпином. В 1998-2003 гг. – сотрудник государственного информационного центра при Государственном комитете по развитию и реформе (ГКРР); с 2013 года – экономический советник председателя КНР. На высокую государственную должность вице-премьера Государственного совета Китайской Народной Республики назначен совсем недавно – 19 марта 2018 года

Известно, что китайцы обязались купить американской сельхозпродукции на $40 млрд., энергоносителей – на $50 млрд. Еще $35-40 млрд. уйдет на американские услуги, наибольшая часть – $75 млрд. будет потрачена на промышленные товары. Это поможет привести к “честному знаменателю” торговый баланс, негативное сальдо которого для США составило $378,6 млрд. в 2018 году.

Для справки: оборот торговли товарами и услугами между Штатами и Китаем на момент начала торговой войны в 2018 году составил $737,1 млрд., при этом американский экспорт был всего $179,3 млрд., а импорт китайских товаров – аж $557,9 млрд. При этом рост ВВП Китая по итогам 2019 года оценивается более чем в 6%. Рост ВВП США в прошлом году пока не подсчитан окончательно, но по предварительным расчетам он составит 2,5-3%.


Вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ – единственный в мире китаец, который регулярно фотографируется с президентом США Дональдом Трампом. И пользуется его откровенным расположением. У председателя КНР Си Цзиньпина совместных портретов с хозяином Белого дома намного меньше. В день подписания соглашения с США он снова не приехал в Вашингтон, а отправил через Лю письмо, в котором было сказано, что соглашение "хорошо для Китая, для США и для всего мира".

Трамп также через Лю передал Си Цзиньпину слова благодарности за “сотрудничество и партнерство на протяжении всего этого очень сложного процесса, приведшего обе страны к невероятному прорыву, который многие считали невозможным”. И добавил, что в 2020-2021 гг. намерен посетить Китай.

Уж тогда он станет гостем Си Цзиньпина, а пока его визави – Лю Хэ. Именно благодаря ему не сбылся пессимистический прогноз о том, что в 2020 году из-за торговой войны США и Китая мировая экономика потеряет 0,8% производительности, а в денежном эквиваленте – $700 млрд. Если подсчитать ВВП слабых стран, это фактически уничтожение экономик нескольких отдельных государств.

Кто же он такой, товарищ Лю? Лю Хэ с детства знаком с Си Цзиньпином. В 1998-2003 гг. – сотрудник государственного информационного центра при Государственном комитете по развитию и реформе (ГКРР); с 2013 года – экономический советник председателя КНР. На высокую государственную должность вице-премьера Государственного совета Китайской Народной Республики назначен совсем недавно – 19 марта 2018 года.

Еще в 2013 году Wall Street Journal посвятил тогда еще скромному чиновнику Лю Хэ восторженную статью, в которой говорилось, что Си Цзиньпин представил его в Пекине советнику по нацбезопасности Тому Донилону во время саммита Китай–США. И сказал, что 62-летний Лю Хэ руководит департаментом, разрабатывающим новейший проект для китайской экономики. Ему поручено ни больше ни меньше как представить видение экономического развития на следующие 10 лет.
Пока Лю не входит в конфронтацию с официальной экономической доктриной КНР и лишь время от времени высказывает свое научное мнение, что модель экономического роста Китая, ориентированная на долг, несет не только финансовый риск, но и более фундаментальный вопрос – вопрос безопасности

Сам Лю Хэ якобы сказал американским гостям, что цель высшего руководства Китая – попытаться создать экономику, более близкую к США – продвигать культуру потребления американских и европейских товаров, которые Китай активно экспортирует. Это предполагает заключение Китаем таких договоров с другими странами, которые бы требовали открытия закрытых секторов для большей конкуренции.

Эту же мысль Лю Хэ высказал, выступая на брифинге для китайских журналистов после заключения сделки между Китаем и США в Вашингтоне. Он заявил, что КНР продолжит углублять реформы внутри страны и будет еще больше открываться внешнему миру.

Весь вопрос в том, насколько его мнение как члена Политбюро ЦК КПК совпадает с коллективным видением будущего Китая остальной частью политической верхушки страны. И надолго ли хватит покровительства Си Цзиньпина.

Предложения Лю Хэ о большей открытости китайского рынка искренне поддерживают разве что банки, которые нуждаются в приптоке крупных западных инвестиций. Они лоббировали разработку новых правил, которые позволят иностранным финансовым организациям приобретать контрольные пакеты акций в брокерских компаниях. Именно поэтому Лю возглавил специально созданную комиссию по финансовой стабильности и развитию в сфере банковской деятельности и ценных бумаг.

Но это максимальные послабления для иностранного капитала, на которые готов пойти Си Цзиньпин. Пока Лю не входит в конфронтацию с официальной экономической доктриной КНР и лишь время от времени высказывает свое научное мнение, что модель экономического роста Китая, ориентированная на долг, несет не только финансовый риск, но и более фундаментальный вопрос – вопрос безопасности. При этом он не устает повторять, что “укрепление всеобъемлющего руководства со стороны партии является ключевым вопросом развития Китая”. Кто бы сомневался: если Лю Хэ попробует своевольничать, его мгновенно уволят, несмотря на расположение Дональда Трампа и детскую дружбу с председателем КНР. Это вам не Украина. И не “записи Гончарука”. У китайцев все серьезно...