Ровно 60 лет назад был подписан японско-американский договор безопасности в том виде, в котором он существует сегодня.
Старый договор, носивший неравноправный характер и содержавший только положения об использовании Америкой своих военных баз в Японии, был пересмотрен тогдашним премьером Нобусукэ Киси, и возложил на США обязательства по защите Японии. С тех пор японская внешняя политика осуществляется по вектору этого модифицированного японско-американского договора.
В связи с договором нельзя не вспомнить о широких народных демонстрациях против него, проходивших по всей Японии, а также о том факте, что его одобрение парламентом было «продавлено» фактически силовым путем. Это почувствовал на себе и нынешний премьер Абэ, когда пять лет назад так же «продавливал» принятие ряда законов, связанных с договором безопасности.
В Японии японско-американский договор безопасности фактически стоит над Конституцией страны. Эти слова неоднократно звучали в связи со страданиями Окинавы, несущей на себе основное бремя расходов по содержанию американских военных баз. Эти же слова звучат теперь и в адрес тех «ценностей», которые должен защищать японско-американский договор безопасности, и которые по существу безжалостно им же растаптываются.
В преамбуле к договору звучат высокопарные фразы о том, что он призван «оберегать принципы демократии, личные свободы индивидуума и верховенство закона». Договор должен обеспечивать Японии возможности участвовать в формировании мирового порядка, основывающегося на этих высоких ценностях, и сама Япония обязана следовать им.
Однако, если оглянуться на те 30 лет, которые прошли со времени окончания «холодной войны» между США и СССР, можно сказать одно: все они были отмечены постепенным отходом Японии от принципов, зафиксированных в 9 статье Конституции страны. Этот отход выражается в усилении военного сотрудничества с Америкой, а также ставшим уже привычным направлением военных контингентов японских сил самообороны за границу.
А теперь, с приходом к власти в США президента Трампа, выдвинувшего лозунг «Америка превыше всего!», близорукие военно-политические оценки Соединенных Штатов сами по себе подвергают рискам договор безопасности. В настоящее время настоящей головной болью становится вопрос о том, как нам взаимодействовать с Америкой, которая из «охранителя» существующего миропорядка превратилась скорее в фактор беспорядка и хаоса.
Если задуматься о дальнейших перспективах японско-американских отношений, то нельзя не отметить три важных момента.
Первый. Японско-американский договор безопасности нельзя «втискивать» в рамки противостояния с другими странами. Можно предположить, что и дальше США и Китай будут бороться за доминирование в мире. Но, исходя из того, что Китай является ближайшим соседом Японии, нам следует всячески способствовать американо-китайскому сосуществованию.
Второе. Нам нельзя оставаться в роли простого «доверенного лица» Соединенных Штатов. Япония самостоятельно должна решать, что необходимо делать в геополитике, а также для блага всего мирового сообщества. Более того, при необходимости она должна высказывать Америке и неприятные вещи.
Третье. Совершенно необходимы понимание и поддержка договора японским народом. Сейчас же получается так, что по соглашениям, подписанным с американцами одновременно с договором, вооруженные силы США, расквартированные в Японии, получили различные привилегии. В результате не только на Окинаве, но и других местах Японии это ставит под угрозу жизни и права местного населения. Такое положение должно быть как можно быстрее исправлено.
Именно так японцы должны размышлять над тем, чтобы не просто слепо следовать вслед за Америкой, а о том, как нам содействовать формированию стабильного миропорядка. Подошло время для того, чтобы японская дипломатия серьезно задумалась над этим на основе опыта, накопленного за 60 лет существования японско-американского договора безопасности.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.