Политолог, президент Евразийского Института Молодежных инициатив Юрий Самонкин прокомментировал, каким бы мог быть исходе гипотетического российско-турецкого конфликта.
В начале января 2020 года турецкий парламент одобрил инициативу по отправке военного контингента в Ливию на помощь так называемому Правительству национального согласия (ПНС). Важно отметить, что военная помощь Ливии запрещена ООН. Решение об отправке солдат в Ливию Турция приняла после того, как о помощи попросил главарь ПНС Файез Саррадж, тесно сотрудничающий с террористическими организациями «Аль-Каида»1, «Братья-мусульмане»1 и «Исламское государство»1 (все три запрещены в России).
При этом ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, опираясь на неподтвержденные данные некоторых западных СМИ, говорил о том, что в Ливии присутствует ЧВК «Вагнера», задействованная в антитеррористической операции «Аль-Карама». Впрочем, никаких доказательств этому глава Турции привести не смог, однако его слова спровоцировали волну экстремизма со стороны радикально настроенных исламистов. Они стали призывать Эрдогана вступить в конфронтацию с Россией, тем самым пытаясь столкнуть две страны, успешно сотрудничающие во многих сферах, в том числе в вопросе борьбы с терроризмом в Сирии.
Как отметил в комментарии для Nation News политолог Юрий Самонкин, на открытый военный конфликт с Россией Турция не пойдет, поскольку осознает, что перевес сил окажется не в пользу Анкары.
«Мы прекрасно помним исторический опыт борьбы с Османской империей на Балканском полуострове, когда османы притесняли христианское население восточных славян. Царь ввел туда армию, и Османская империя стала трещать по швам», – напоминает Самонкин.
Он также вспомнил эпизод и из совсем недавнего прошлого.
«Вспомним столкновение Москвы и Анкары в 2015 году, когда турки сбили наш самолет. Началось охлаждение российско-турецких отношений, и сам Эрдоган волком выл, что нам нужно их восстанавливать», – объясняет политолог.
Он уверен, что в случае открытого военного конфликта с Москвой Эрдоган обречет свою страну на кризисное положение. Поэтому, а также потому что Москва и Анкара имеют общие политические, экономические и туристические интересы, открытого военного противостояния не будет. Однако если Эрдоган пойдет на поводу у провокаторов и вступит в конфронтацию с союзником, то последствия могут быть плачевными.
«Туркам с нами лучше не ссориться, а договариваться так, как мы это делали по Сирии и проблематике курдов», – считает эксперт.
Самонкин уверен, что самое разумное, что может сделать Турция в сложившейся ситуации – это начать конструктивный диалог.
«Если Эрдогану действительно интересно урегулирование в Ливии — лучше договариваться с нами и налаживать отношения с Ираном. Потому что Россия и Иран — это ключевые игроки на Ближнем Востоке», – констатирует собеседник журналистов.
Самонкин считает, что Эрдогану необходимо проявить политическую мудрость, в противном случае Турция останется вообще без союзников: без США, без НАТО и без собственных партнеров по антитеррористической коалиции.
Стоит отметить, что Турция уже продолжительное время сотрудничает с боевиками ПНС. Анкара поставляет им оружие и боеприпасы, а также сирийских наемников. Теперь же речь зашла и об отправке в Ливию регулярной армии. При этом в данный момент в Ливии проходит очередная фаза антитеррористической операции «Аль-Карама», в рамках которой Ливийская национальная армия (ЛНА) намерена освободить Триполи от террористов ПНС.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о том, что жители Ливии призвали Эрдогана остановить вторжение в их страну.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Автор: Оксана Волгина