В США надеются, что запорожское двигателестроительное предприятие «Мотор Сич» все-таки не окажется под контролем Китая. Об этом заявил временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор в ходе общения с украинскими журналистами. Дипломат уверен, что продажа компании еще не закрыта и остается надежда на пересмотр сделки. Правда в самой «Мотор Сичи» считают иначе – 50% акций компании уже давно проданы.
«Сейчас идет поиск инвесторов, и уже есть несколько компаний, как американских, так и не американских, которые заинтересованы. Там реальная заинтересованность, уже проводятся дью дилидженс (проверка объекта инвестирования, — ред.), визиты на завод. Они проверяют финансовую ситуацию», — заявил Тейлор. Как считают в США, поводом для пересмотра сделки может стать финансовое состояние компании-покупателя из Китая – якобы существуют какие-то проблемы.
Стоит напомнить, что эпопея вокруг «Мотор Сичи» длится уже не первый год. Продажа компании де-факто началась еще в 2016 году. Именно тогда совладелец и руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев уступил 56% акций компании из КНР Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Кроме приобретения пакета акций, китайцы объявили о намерении вложить в развитие актива порядка 100 млн. долларов. Однако сделкой заинтересовался Антимонопольный комитет, который усмотрел признаки нарушения конкурентного законодательства. В СБУ, спохватившись, даже возбудили уголовное дело по статье «диверсия» - как никак, стратегический актив оказался в руках иностранцев. В результате акции компании были арестованы, а сделка заблокирована. Более двух лет шли разбирательства, но за этот период украинские антимонопольщики не сумели выдвинуть законные основания для аннулирования сделки.
На этом фоне летом 2019 года в ситуацию попытались вмешаться из Вашингтона. Советник американского президента Джон Болтон в ходе своего визита в Киев предостерег украинское руководство от продажи «Мотор Сичи». Болтон даже намеревался лично встретиться с Богуслаевым, чтобы переубедить его в продаже акций компании. А в ноябре стали ходить слухи будто бы неофициальный советник президента США и основатель печально знаменитой ЧВК Blackwater Эрик Принс может купить «Мотор Сич».
Однако 13 декабря 2019 года Вячеслав Богуслаев в очередной раз подтвердил расклад 2016 года – 50% акций предприятия принадлежат китайским инвесторам, и назад дороги нет. Еще в ноябре свершившийся факт продажи подтвердил и глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус. Единственное, что мешает поставить окончательную точку в этом вопросе – продолжающееся разбирательство Антимонопольного комитета. Контролирующие структуры ищут хотя бы какую-то зацепку, чтобы переиграть продажу компании. Ведь этого требует Вашингтон, не желающий мириться с тем, что уникальный технологический гигант оказался в руках геополитического противника.
Впрочем, с юридической точки зрения едва ли можно к чему-то придраться. «Мотор Сич» после распада СССР был приватизирован и является акционерным обществом. Нет в украинском законодательстве ограничений на продажу долей в АО. Равно как и нет механизма ветирования подобных сделок на уровне правительства. Более того, основная претензия на тему покупки 50% акций компанией из Китая – давно устранена: китайцы распылили акции на несколько оффшорных компаний. Так что формально «Сичью» завладели даже не китайские компании. Стало быть, если украинское государство пойдет в суд, закон будет на стороне китайских покупателей, а мнимые претензии вроде «угрозы национальной безопасности» и вовсе будут отвергнуты.
Единственное, что может Украина в этой ситуации – выпросить у Китая долю в «Мотор Сичи» в качестве гарантии того, что власти не будут чинить препятствия в деле управления активом. Собственно, по некоторой информации именно переговоры на эту тему и оттягивают решение всех формальностей с незавершенными претензиями антимонопольщиков. Возможно, в Пекине и рассматривают такой вариант как удобный компромисс. Но это ничего не меняет с точки зрения интересов США, ведь Китай тогда все равно получает доступ к технологиям предприятия. Однако эффективных инструментов давления у Вашингтона нет. Равно как нет понимания, что делать с активом в случае покупки. Американский авиапром не нуждается в разработках «Мотор Сичи», а если просто ликвидировать компанию, уничтожив техническую документацию, - резонансного скандала не миновать. Потому что на покупку предприятия пошли бы деньги американских налогоплательщиков, пусть и пропущенные через грязную контору вроде Blackwater. Более того, в текущей ситуации Белому дому себе дороже вмешиваться в сделку. Виной всему печальный опыт семьи Байденов и последовавший за этим скандал, а также реакция демократов в виде обвинений Трампа во вмешательстве в дела Украины. Так что едва ли кто-то из американских политиков-демократов или республиканцев будет активничать в этом направлении. По крайней мере до завершения выборной кампании 2020 года.
Между тем, продажа «Мотор Сичи» Китаю едва ли была совершена от хорошей жизни. Как заявил Вячеслав Богуслаев в своем декабрьском выступлении: «Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», - рассказал Богуслаев. Усложнившееся положение компании вполне закономерно. После 2014 года, когда был потерян основной заказчик авиадвигателей в лице России, – производство рухнуло почти вдвое.
А вот Китай в последние годы, напротив, стал важнейшим партнером запорожцев. В частности, по итогам 2018 года Поднебесная обеспечила 35% годовой выручки компании. Но китайских товарищей, как известно, интересует не покупка готовой продукции, а интеграция украинских разработок в собственные проекты. В Пекине активно работают над созданием автономного авиастроения, не зависимого от импортных комплектующих и технологий. Чтобы научиться делать авиадвигатели своими руками, компания Skyrizon Aviation – та самая, купившая половину «Сичи», - в партнерстве с украинцами с 2015 года проектирует завод в городе Чунцин с производственной мощностью 1000 авиадвигателей в год. Разделение труда очевидное: Китай берет на себя все расходы, а Украина – обеспечивает технологическую базу для строительства завода и дальнейшего выпуска авиадвигателей.
Понятно, что как только КНР наладит производство, участие «Мотор Сичи» будет в лучшем случае носить консалтинговый характер. А про выпуск двигателей на Украине придется забыть.
Источник
Рейтинг публикации:
|