В американских СМИ со ссылкой на «информированные правительственные источники» прошла информация о том, что в самое ближайшее время Пентагоном всерьез будет рассмотрен вопрос о максимальном снижении военного присутствия США в Африке, вплоть до полного его сворачивания. Как же так? Ведь еще недавно Вашингтон громогласно выражал «глубокую обеспокоенность» тем, что свои позиции на Черном континенте укрепляют Россия и Китай? Помнится, что-то было даже о противостоянии им, чуть ли не о «выдавливании» из этого региона главных своих геополитических противников...
При ближайшем рассмотрении планов оборонного ведомства можно прийти к выводу, что в данном вопросе все далеко не так просто. Речь идет, конечно же, не о бегстве, а, скорее о перегруппировке сил в рамках некоей хитроумной стратегии, направленной, опять-таки, против тех стран, в которых Соединенные Штаты видят реальную угрозу собственной мировой гегемонии.
За что боролись...
Как было подсчитано самими же американцами, за пределами США сейчас находятся примерно 200 тысяч их военнослужащих, которые, по большей части, осуществляют «борьбу с терроризмом». И много наборолись?! Эта «великая война», объявленная Вашингтоном в 2001 году после трагических событий 11 сентября за почти два десятка лет сожрала колоссальные средства из госбюджета и немало человеческих жизней. Подчеркну – жизней американских военных, ибо гибель людей в тех странах, которые они явились «избавлять от терроризма» в расчет особо не принимается. К примеру, в нынешнем году Пентагон без малейшего стеснения признал, что в 2018 году его «освободители» как-то совершенно случайно убили 120 мирных жителей только в Афганистане, Ираке, Сомали и Сирии. В 2017 году, кстати, такая же, официально подтвержденная цифра была в 20 раз больше! И это при том, что, согласно оценкам международных экспертных инстанций жертвы творимого ими «беспредела» американцы считают весьма своеобразно и признают только те из них, скрыть которые уже совершенно невозможно... Впрочем, мы несколько отвлеклись – главное заключается в том, что, несмотря на все потраченные деньги, иные ресурсы, несмотря на пролитую кровь, никакого существенного успеха армия США, гоняющаяся по всему земному шару за «врагами демократических ценностей» так и не достигла. В Афганистане и Ираке ни миром, ни гражданским согласием и не пахнет. Взрывы гремят там чуть ли не каждый день и люди продолжают гибнуть от рук тех, кого «самая сильная армия в мире» грозилась стереть в порошок «одной левой».
Единственная серьезная победа над терроризмом в лице «Исламского государства» была одержана в Сирии и уж точно никак не американцами. Дональд Трамп может рассказывать по этому поводу какие угодно сказки, но мир-то знает правду. Да, в общем-то глава Белого Дома и сам признался, что в Сирии его интересует исключительно нефть, с которой он вознамерился «делать, что захочет». Вот потому он и оставил там ровно столько вояк, чтобы хватило охранять незаконно захапанные скважины. Такая же примерно ситуация и с другими странами, где США долго и упорно пытались «навести порядок» - Афганистаном, Ираком и прочими. Трамп, помнится, божился, что «вытащит страну из эпохи бесконечных войн», вот на уровне его администрации и возникают все чаще разговоры о том, что «бравых американских парней» пора бы вернуть домой отовсюду, где они «сражаются» непонятно с кем и непонятно ради чего. Правда, особого энтузиазма среди прочно засевших в высших эшелонах вашингтонского политикума «ястребов» подобные идеи не вызывают. За один только вывод войск из Сирии президента не оплевал и не обвинил в «предательстве национальных интересов» разве что самый ленивый. Да и Пентагону такие перспективы, чреватые урезанием бюджетных ассигнований, которые там, кто бы что не говорил, «пилить» умеют просто залихватски, не улыбаются. И вот – новое веяние: уход из Африки, где оборонное ведомство США не так давно отгрохало роскошнейшую базу для своих БПЛА в Нигере, «влетевшую» в 100 с лишним миллионов долларов. Предназначена она была, в первую очередь для оказания помощи французским войскам, ведущим борьбу с боевиками в нескольких соседних странах, однако теперь им, как видно поддержки с воздуха не видать. С чего бы это?
Африка выбирает Россию
Совершенно непонятно, как эти намерения состыковываются с той крайне нервной реакцией на вполне реальное увеличение политического и военного присутствия России на Черном континенте, которую неизменно демонстрирует Вашингтон? В нынешнем году, помнится, глава африканского командования вооруженных сил США (AFRICOM) Томас Вальдхаузер на трибуне Сената чуть ли не форменный китель на себе рвал, витийствуя по поводу «перспективы распространения русского военного влияния на всю Африку». Москва, мол, и оружие туда поставляет прямо-таки эшелонами, и местные армии обучает, а заодно «поддерживает местных диктаторов с помощью частных военных компаний». В общем, все как всегда – сказал десять процентов правды и наврал при этом с три короба, сгустив краски до полной, пардон за каламбур, черноты. Какие там «русские ЧВК» примерещились на африканской земле Вальдхаузеру и его коллегам – вопрос, скорее, к психиатру. Нашей стране, в общем ухищрения в этом регионе не особо-то и нужны, поскольку тамошние страны в самом буквальном смысле слова выстраиваются в длинную очередь и за нашим оружием, и за нашими «спецами»-инструкторами. При этом они с Россией заключают вполне официальные договора как на поставки вооружений и военной техники, так и на прочие виды помощи. Начиная с 2015 года поставки нашего оружия на Черный континент начали расти небывалыми темпами, их объемы удваивались, что ни год! Однако, к чему ограничиваться только этим аспектом сотрудничества? Сегодня речь идет о гораздо более масштабных проектах, включающих в себя и вполне реальные перспективы размещения в Африке военных баз России.
Для скептиков, немалое количество которых, как водится, неизменно принимается ставить под вопрос целесообразность наращивания нашего присутствия в том или ином регионе (особенно, если таковое связано с масштабными финансовыми вложениями), приведу несколько красноречивых примеров. С 1 января будущего года в восьми странах Черного континента – Кот-Дивуар, Бенин, Буркина Фасо, Гвинея Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того вводится новая валюта, эко. При этом, естественно, прекращает хождение так называемый западноафриканский франк (CFA franc), который, как ясно уже из названия, был самым плотным образом завязан на Париж. В обмен на «поддержку» денежной единицы, все упомянутые выше государства обязаны были хранить не менее половины собственных ЗВР именно во французском казначействе. Теперь этому пришел конец. Африка все более смело и решительно «пускается в свободное плавание», отказываясь от «помощи» тех, кто еще недавно топтал ее землю в качестве колонизаторов. К чему это я? Да к тому, что, как минимум, с половиной упомянутых выше стран Россия уже имеет соглашения о полономасштабном военном сотрудничестве, касающемся далеко не только поставок вооружения. В том же Мали, кстати, в свое время французы развернули «антитеррористическую операцию» исключительно для того, чтобы выжить оттуда китайцев. С нами при нынешних раскладах подобный фокус, понятное дело, не пройдет. Самое замечательное, что говоря о «наращивании российской и китайской экспансии в Африке», в США неизменно делают акцент на том, что проводится таковая исключительно с «низменными», «меркантильными» и чуть ли не захватническими целями. В то время как американцы, конечно же, лезли и лезут на Черный континент исключительно с самыми благородными намерениями, неся «мир и демократию». Ну да, ну да...
Всего лишь перегруппировка сил?
Подобные байки ребятки из Пентагона могут травить кому угодно, но только не тем, кто помнит, что после прозвучавших из Пекина угроз полностью лишить США, и, в частности, их ВПК поставок редкоземельных металлов, искать эти крайне важные составляющие для любых продуктов современных технологий американцы собирались как раз в Африке. Да и вообще, уже давно подсчитано, что лишившись возможности распоряжаться как вздумается богатейшими природными ресурсами региона (в которые помимо упомянутых выше минералов входят алмазы, кобальт, уран, золото и много чего еще), Запад будет отрезан от трети ископаемых богатств мира. А ведь часть таковых вообще не имеют других разведанных месторождений, кроме африканских! Все эти богатства тем же американцам придется, как минимум, покупать по справедливым ценам. Немудрено, что сообщения, вроде того, что Зимбабве намерена заключить с Россией соглашение о поставках топлива на полтора миллиарда долларов, по условиям которого наша страна оплату за энергоносители получать будет не долларами, а алмазами от государственной компании Zimbabwe Consolidated Diamond Company, вызывают в США предельное негодование. Не меньше, впрочем, портит Вашингтону настроение и информация об африканских успехах китайских товарищей, которые при «освоении» континента используют несколько другу тактику. Не так давно всплыла информация, согласно которой под контроль Поднебесной вот-вот должен перейти Администрация портов Кении (KPA), а, главное - ключевой порт этой страны Момбаса. Причина проста – кредит от КНР в 5 миллиардов долларов, который страна получила на постройку железной дороги Момбаса-Найроби (SGR). Рельсы давно уложили, поезда пустили, а платить нечем... Похоже, вопрос будет решаться тем же путем, что в свое время в Шри-Ланке или Замбии: передачей китайцам собственности на важнейший в Восточной Африке транспортный узел.
Естественно, смириться с подобным положением в США никак не могут. В свое время Пентагон вел речь о принятии некоего «специального плана» по противостоянию влиянию России и Китая в Африке, рассчитанного, как минимум, на пять лет. Неужели же трезво взглянув на вещи, от подобных намерений там решили отказаться. Скорее всего – нет. Дело тут вовсе в другом. Нынешний глава оборонного ведомства США Марк Эспер уже неоднократно озвучивал свое мнение: американской армии следует прекратить «операции по борьбе с терроризмом», столь же затратные, сколь и, надо признать, бесполезные. Но сделать это необходимо исключительно для того, чтобы сосредоточить высвободившиеся силы и средства на «противостоянии главным врагам Америки». То есть, конечно же, России и Китаю. Так что радоваться рано. Возможно, Соединенные Штаты уберутся из Африки, сократят свои контингенты в Афганистане и даже кое-где в Латинской Америке. Вопрос в другом – где они впоследствии намерены нанести удар по России и где – по Китаю? Ни о каком миролюбии и уменьшении имперских амбиций Вашингтона не может быть и речи. Военные расходы США не уменьшаются, напротив – растут как на дрожжах при чудовищном общем бюджетном дефиците. Пентагон упорно лезет в космос, анонсирует строительство новых авианосцев и подводных лодок. А еще – самыми стремительными темпами наращивает свою активность на границах России. При этом не прекращается выращивание и натаскивание мелких, но крайне зубастых и ядовитых «мосек», которые США намерены натравить, опять-таки на нашу страну. Так, министерство обороны Эстонии на днях похвастало тем, что Вашингтон намерен выделить 175 миллионов долларов «на нужды армий стран Прибалтики». Военная помощь Украине, согласно подписанному Дональдом Трампом соответствующему бюджету на 2020 год, составит 300 миллионов долларов...
То, что американцы хотят уйти из Африки, открывая тем самым большую свободу действий там для нашей страны, это, конечно, прекрасно. Но лучше бы они просто оставили нас в покое. Прежде всего, убравшись подальше от российских границ.