Страна сплошного парадокса

Страна сплошного парадокса

Все-таки наша страна уникальная и парадоксальная. Тут любой Нобелевский лауреат по экономике сойдет с ума, если попытается объяснить наши странности. Ну, вот как может ВВП расти при резко падающем промышленном производстве? У нас может! Рост ВВП в третьем квартале – 4,2%, в годовом измерении – 3,5%, а падение производства в октябре – 5%, за 10 месяцев 2019 года – 0,6% и то за счет хороших показателей начала года. Вопрос: что это? Кризис, слишком крепкая гривна, или мы вышли из предвыборного очковтирательства?

 

Начнем с очевидной и скучной статистики. Как свидетельствуют данные Госстата, в октябре 2019 года объемы промышленного производства в Украине сократились на 5% по сравнению с показателями октября 2018 года. Больше всего упало производство инвестиционных товаров – на 7,5%. Также существенно уменьшились объемы производства товаров краткосрочного потребления – на 5,7% и промежуточного потребления – на 4,5%. Производство энергии сократилось на 3,5%.

СМИ переполнены пессимистической констатацией фактов: металлургия за 10 месяцев просела почти на 12%, автопром – на 15,4%, текстильное производство – на 9%; по замороженной говядине и телятине за год падение на 53%, по колбасам на 16%, соков стало меньше на 27%, кондитерских изделий из шоколада на 35%.

Зато объемы строительства выросли на 14% (в сентябре был зафиксирован рост на 12,2%), всего с начала года 20,8%. Объем произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ в январе-октябре 2019 года составил 131,5 млрд. грн. Причем новое строительство, реконструкция и техническое переоснащение составили 75,5% от общего объема, а ремонты старого – капитальный и текущий – 16,5% и 8,0% соответственно.

Другими словами, пока все падает, строительство растет. И еще растет выпуск компьютеров, электронной и оптической продукции: на целых 28,7%! Правда, в количественном выражении собственных компьютеров мы производим несравнимо меньше, чем колбасы, но проценты вдохновляющие.

Почему тогда производство падает? Есть версия, что его убивает курсовая динамика. Все-таки в бюджет на 2019 год был заложен курс доллара на уровне 29,4 грн. Конечно, когда Верховная Рада прошлого созыва принимала бюджет-2019 на заседании в ночь на 23 ноября 2018 года, никто и подумать не мог, что через год доллар будет стоить меньше 24 грн.

Много странных вопросов возникает. Почему такими темпами растет строительство, особенно жилья и торговых центров в крупных городах, если одновременно с этим, по статистике, убыточных и закрывшихся предприятий стало больше, а задолженности по зарплатам растут?

Из-за крепкой гривны, согласно инфляционному отчету НБУ за октябрь, ухудшилась ситуация для экспортеров: они недополучили значительный объем запланированной выручки. Это, в свою очередь, сказалось на показателях грузового транспорта.

И тут же на 10% выросла торговля, которая в прошлом году дала плюс 6% роста. Причем именно торговля в структуре ВВП Украины занимает первое место. Да-да, именно так. Почти 15% ВВП приходится на внутреннюю торговлю. И только 11% – на сельское хозяйство. Хотя мы считаем себя великой аграрной страной. Что недалеко от истины –таких урожаев зерна, как сейчас, не собирали даже в благополучные советские годы.

Почему тогда производство падает? Есть версия, что его убивает курсовая динамика. Все-таки в бюджет на 2019 год был заложен курс доллара на уровне 29,4 грн. Конечно, когда Верховная Рада прошлого созыва принимала бюджет-2019 на заседании в ночь на 23 ноября 2018 года, никто и подумать не мог, что через год доллар будет стоить меньше 24 грн. Тем более не могли этого предвидеть и производственники. Они во все свои бизнес-планы заложили выручку из расчета доллара по курсу в среднем 28 грн.

Одновременно с этим упали мировые цены на металл. Дональд Трамп сначала поссорился, а затем помирился с китайцами, и они перешли с украинской кукурузы на американскую. Свободный рынок электроэнергии с лета – рост цены на четверть. Впереди свободный рынок газа. Тоже цена подрастет. И так во всем.

Производить что-либо становится крайне невыгодно. Убытки многих компаний связаны с тем, что они потратили на производство больше, чем получили после конвертации валютной выручки по уменьшенному курсу. Таможенные платежи по импорту тоже упали, хотя объем импорта вырос. Из-за этого идет спор между Офисом президента и таможней. Андрей Богдан говорит, что таможня не выполняет план по доходам (в гривне), а Максим Нефедов демонстрирует графики о перевыполнении этого плана, но в долларах.

Самое забавное, что даже Нацбанк, чей бизнес заключается в банальном печатании гривны, умудрился получить 12,3 млрд. грн. убытков (данные из промежуточной финансовой отчетности НБУ за 9 месяцев 2019 года).
Вот вам, собственно, и драйвер роста ВВП в целом и промышленного производства в два предвыборных месяца. Это вполне объективный фактор, помимо статистических фокусов. Не удивительно, что розничная торговля за первые полгода прибавила почти 18%: большая часть розданных денег была потрачена на продовольственные товары

Помимо невыгодного курса доллара, снижающего гривневую выручку, есть еще фактор статистических манипуляций. Промышленное производство в Украине росло только два месяца подряд. Предвыборных – в марте и в апреле. В марте 2019 года был абсолютно фантастический показатель – рост на 12% (!), который обнародовали в апреле.

При этом есть такая маленькая хитрость – рост не в годовом измерении, а к февралю. Если считать по сравнению с мартом 2018 года, то цифра выходит намного более скромная – плюс 2,1%. А вот в апреле промышленное производство выросло на 5,2% уже к апрелю 2018-го.

А потом сразу упало: в июне зафиксирован спад на 4,8%, а, по итогам октября – 5%. Остальные месяцы, начиная с мая, оказались тоже минусовыми. Почему? Думаю, одна из главных причин – правительство Владимира Гройсмана поняло, что новый президент Владимир Зеленский не собирается его оставлять даже при самых впечатляющих статистических показателях. И оно перестало эти показатели рисовать. В таком случае, сейчас у нас не падение, а коррекция. Чтобы вывести на логичный уровень к концу года, учитывая два месяца вынужденного предвыборного очковтирательства.

С другой стороны, вспомним, что перед выборами был проведен “аукцион невиданной щедрости”. С 1 марта Кабмин ввел автоматическую индексацию пенсий. В результате пенсия выросла для 8,97 млн. украинцев. Дали так называемую разовую компенсацию в размере 2410 грн. для более чем 2 млн. пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих пенсии до 1700 грн. в месяц. Это единовременное пособие разбили на две части – перед первым туром голосования и перед вторым: по 1205 грн. в марте и столько же в апреле. К этому стоит добавить выплаты субсидий наличными деньгами.

Вот вам, собственно, и драйвер роста ВВП в целом и промышленного производства в два предвыборных месяца. Это вполне объективный фактор, помимо статистических фокусов. Не удивительно, что розничная торговля за первые полгода прибавила почти 18%: большая часть розданных денег была потрачена на продовольственные товары. Остальное на лекарства (фармацевтика медленно, но уверенно растет все месяцы), одежду, мелкие ремонтные работы. Поскольку в валовом внутреннем продукте у нас на первом месте торговля, то и ВВП подрастает. А так как покупаем мы в основном еду и всякий импортный ширпотреб, то внутреннее производство падает. Откуда ему расти? Так и живем...

P.S. Когда статья была уже написана, появились данные Госстата за ноябрь. По итогам ноября 2019 года падение промышленного производства в Украине достигло 7,5% по сравнению с объемами производства в ноябре прошлого года.