Год 2019, читатель, заканчивается. А посему самое время сделать некоторые прогнозы относительно нищебродов, попрошаек, банкротов и нашего любимого Престол-Отечества. Тем более, на уходящей неделе главные события развернулись как раз на инфраструктурных фронтах, а именно на полях глобального энергетического доминирования. Уверен, пытливый читатель помнит, что две главные задачи, которые должны решить планируемые центры кристаллизации технологических зон, такие:
1. Силовое прикрытие для своей технологической зоны.
2. Обеспечение своей технологической зоны сырьевыми и прежде всего энергетическими ресурсами.
Как раз к решению второй задачи, как мне видится, Россия совсем недавно сделала несколько удачных и неожиданных для наших "партнеров" шагов в ходе так называемой "Газовой войны с Украиной". Но сначала вернусь к тем прогнозам, которые я давал недавно на исход переговоров, завершившихся в пятницу, 20 декабря, подписанием Протокола. 27 ноября 2019 года я выложил статью:
Украинский газовый транзит: зрада чи перемога?
В той статье было:
Прогноз 1:
1) Получается, что для сохранения поставок в Европу ГАЗПРОМу без транзита через Украину не обойтись.
2) Из 87 миллиардов в обход возможно пустить от 44 до 71. Поэтому, остается нужда в прокачке через ГТС от 18 до 43 млрд. кубов.
3) Но не все так просто. Дело в том, что окупаемость работы ГТС Украины лежит в объеме транзита от 60 миллиардов кубометров.
1) Так и получилось: транзиту быть!
2) Именно на объем в 40 млрд. м3 предполагается заключить транзитные обязательства на следующие после 2020 четыре года.
3) Эта цифра косвенно подтвердилась планами прокачки на 2020 год.
Прогноз 2:
На сегодня возможность того, что транзит через ГТС Украины не будет прерван 1-го января 2020 года, заключена только при двух ожидаемых событиях:
1) Получение укро-транзитером сертификата до 1-го января 2020 года.
2) Заключение транзитного договора.
Поскольку Нафтогаз пригрозил конфискацией газа при попытках прокачки после 10.00 1-го января 2020 года без транзитного договора, транзит через ГТС с этого времени краткосрочно будет приостановлен, если стороны не найдут какое-то нестандартное решение.
Именно это и произошло: найдено "нестандартное решение", которое позволяет Газпрому воспользоваться услугами несертифицированного транзитера:
Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что теперь все риски по тарифам транзита, регуляторике и работе ГТС Украины будет нести Нафтогаз, что позволит Газпрому избежать новых судебных разбирательств из-за украинского транзита.
«Механизм состоит в том, что мы имеем дело не с Украиной, не выясняем ни вопросы регулирования, ни тарифов. Теперь у нас есть компания, которая оказывает нам услугу по доставке российского газа европейским потребителям через Украину, – это Нафтогаз. Вот все риски, связанные с тарифным, законодательным регулированием и функционированием ГТС Украины – это теперь вопрос взаимодействия компании «Нафтогаз Украины» и государства Украина», – пояснил Козак...
Что же касается других событий, которыми были наполнены уходящие дни, то я хотел бы вспомнить и другие свои прогнозы, данные несколько лет назад, среди которых один звучал так: транзит через украинскую ГТС не только не прекратится, но и будет в будущем наращиваться. Именно об этом и о других аспектах обострения войн на фронтах газового геополитического доминирования и пойдет речь ниже...
*****
I. Кто и кого "нагнул".
Уже несколько дней в СМИ, Интернете и на Конте идут нешуточные дискуссии порой с излишним накалом "полемического задора". Спорящие выясняют: кто прогнулся: огромный сибирский кедр перед вишней биля хаты или наоборот? Нам же нужно, отбросив эмоции, все подробно рассмотреть, тем более, те уступки, на которые пошли обе стороны, только на первый взгляд являются таковыми. Однако, если их анализировать сквозь призму глобального газового доминирования, о чем речь пойдет в нижеследующих главах, кажущаяся уступка с одной стороны является стратегической победой, как и шумно празднуемая другими перемога уже видимо перетекает в привычную зраду. Итак, все по порядку:
1. Сроки транзитного соглашения.
Украина и Евросоюз настаивали на десятилетнем соглашении, тогда как Газпром долго стоял на сроке в один год. В итоге стороны сошлись на пятилетнем контракте.
Чистая ничья.
Я же ниже покажу, что пятилетний срок - это в среднесрочной перспективе - однозначно большой плюс для России.
2. Заявляемые минимальные объемы транзита.
Оппоненты нашего любимого Престол-Отечества настаивали на минимальных объемах от 60 до 90 млрд. м3. Принятый документ оговаривает крайне удобные уровни транзита: 65 млрд. м3 в 2020 и по 40 млрд. м3 в последующие четыре года. Вот, как об этом говорит наш вице-премьер:
Россия не может гарантировать содержание газотранспортной системы Украины, Киев с пониманием отнесся к тому, что Москва будет снижать объемы транзита газа через украинскую территорию, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
"Естественно, мы должны возвращать те инвестиции, которые вложены и в "Северный поток — 2", и в "Турецкий поток". И Украина с пониманием отнеслась к этому, что мы не можем гарантировать содержание газотранспортной системы Украины. Мы готовы получать услугу, этот маршрут востребованный, а на большую часть, только ради того, чтобы содержать газотранспортную систему Украины, - это невозможно", - сказал Козак в интервью программе "Вести в субботу".
Однозначный плюс для России!
3. Тарифы на транзит.
Напомню изначальную позицию Нафтогаза:
"Нафтогаз Украины" озвучил тарифы на транзит российского газа на 2020-2024 годы, сообщает "Сегодня.ua" со ссылкой на пресс-службу компании.
По данным "Нафтогаза", при бронировании 60 миллиардов кубических метров транзитных мощностей украинской газотранспортной системы тариф составит 3,21 доллара за тысячу кубометров газа на сто километров, а при бронировании 90 миллиардов кубических метров — 2,56 доллара.
В подписанном протоколе (пункт 2.2.3), а также многочисленные заявления информированных лиц позволяют сделать вывод, что тариф будет примерно равен 2,5...2,6 доллара.
Однозначный плюс для России!
4. Прекращение и отзыв всех арбитражных исков.
На сегодня против Газпрома в различных судах находятся претензии на 12 и 7,4 миллиарда долларов. Общий настрой последних решений позволял делать выводы о том, что эти иски от Нафтогаза были бы удовлетворены.
Отмена всех этих преследований в Протоколе - также однозначный плюс для России!
Итак, на сегодня, если между Газпромом и Нафтогазом будет подписан договор на основе утвержденного протокола, можно рассматривать такой шаг, как явную победу России с общим счетом 4:1!
Я сознательно вынес за скобки обусловленную протоколом выплату Газпромом долга по уже вступившему в силу решению Стокгольмского арбитража в размере 2,9 миллиарда по следующим причинам:
1) Решение вступило в силу и его уже нельзя отменить.
2) Я рассматриваю эту выплату, как "взятку" и "страховку", к описанию коих и перехожу в следующей главе...
*****
II. Взятка и страховка.
1. Взятка.
На самом деле я считаю главным пунктом протокола последний, четвертый:
"При условии выполнения в полном объеме договоренностей, предусмотренных пунктами 1-3 настоящего Протокола, Стороны рассмотрят возможность поставок газа в Украину с учетом принципа формирования цены на базе цены европейского хаба (NCG) за исключением обоснованной скидки с учетом объемов поставки".
Вывод такой: Зеленскому и его политической силе кровь из носа нужно снижение цен на поставляемый газ! Поэтому сам протокол выглядит некоторым образом, как ультиматум: получите газ со скидкой только после выполнения трех первых пунктов. К тому же, по поступающей в СМИ информации в бюджете Украины образовалась дыра в 80 милларда гривен, что примерно и равно "уступке" России в размере 2,9 млрд. долларов. Тут нужно вспомнить, в какой, я бы сказал, финансово-геополитической ситуации оказалась власть Зеленского:
1) Из обнародованных записей переговоров Зеленского и Трампа стало ясно, что Германия и Франция по сути "кинули" Украину с какой-либо существенной помощью.
2) Бывшая звезда "95 квартала" совершила вояж в США, где получила от Трампа 25 сентября 2019 года однозначные пояснения насчет грошей:
«Я верю, что президент Путин хотел бы что-то сделать. Я действительно надеюсь, что у вас получится встретиться с президентом Путиным и обсудить проблемы. Это было бы невероятным достижением... Миритесь с Путиным!»
Перевожу: "Гроши получишь только от Путина!"
3) По сути подписание Протокола - это большая геополитическая победа России на фронте строительства будущей "новой инфраструктуры"тм глобального газового и энергетического доминирования! Слова Путина на пресс-конференции обозначили проблему и намекнули на близкое ее решение:
Нас в чем-то обвиняют в отношении Украины, хотят якобы помочь, а хотят на самом деле что сделать, чтобы Украина пополняла свой бюджет за российский счет. Сами дайте денег, помогите, дайте по льготным ставкам кредиты хорошие на долгий период. Ничего нет.
Итак, ситуация классическая для Украины: "У пана атамана Таврического нема золотого запаса!"
К тому же мало кто обратил внимание на такую "мелочь": правительство Порошенко ничего не сделало для так называемого анбандлинга, и Зеленскому пришлось по сути под диким давлением Евросоюза и под "кураторством" России в спешке решать проблему имплементации "Третьего энергопакета". Затягивание Порошенко анбандлинга по прямому указанию из США (от демократов), подтвердилось тем, что, как только было найдено решение "несертифицированного транзитера", немедленно последовали жесткие санкции от Конгресса и Трампа, ведь: "Северный поток - 2", "Турецкий поток" и подписанный протокол - это смачные пинки Гегемону и его интересам с фронта глобального энергетического доминирования.
2. Страховка.
Как говаривал один наш "усатый союзник":
"Белорусы - это те же самые русские, только со знаком качества!"
Но мало кто на сегодня подозревает, что резко увеличились риски от "тех же самых украинцев, только со знаком качества" - поляков! За накалившимся "полемическим задором" дискуссий последних дней совсем потерялась новость о событии, которое случится вот-вот:
Власти Польши назвали цену, по которой «Газмпром» осуществляет транспортировку газа через территорию страны по газопроводу «Ямал—Европа», «практически равной нулю», и намерены повысить ее после истечения текущего контракта.
Сейчас Польша получает $5,4 млн за транзит российского газа. Такую сумму представитель польского правительства назвал «практически равной нулю».
Транзитный контракт по газопроводу «Ямал—Европа» истекает в 2020 году. Варшава уже не раз занимала неясную позицию относительно условий заключения нового контракта по транзиту, а также заявляла о готовности отказаться от контракта на покупку российского газа.
Получается, что уже весной следующего года у Газпрома могут начаться новые проблемы с транзитом газа. И 2,9 миллиарда долларов за возможность полностью купировать эти риски - довольно незначительная плата за страховку от вполне реальных негативных событий. В этой связи транзит через Украину может уже в 2020 году увеличится до желаемых Нафтогазом 90 млрд. м3, а снижение тарифа на транзит до "конкурентного" вполне способно с лихвой окупить эту самую "взятку-страховку".
III. Будущее транзита.
1. Ближнесрочная перспектива.
Выше мы выяснили, что в ближайшие несколько лет без транзита через украинскую ГТС не обойтись. Однако, я хотел бы обратить внимание на тот оговоренный в протоколе прокачиваемый объем, который гарантируется Газпромом с 2021 года: 40 млрд. м3 в год. Этот уровень - однозначно убыточен для эксплуатанта ГТС, тем более, протокол еще и оговорил невозможность манипулирования со стороны транзитера тарифами за прокачку. Еще одним, как я полагаю, убийственным для укро-газо-властей шагом станет та самая вынужденная сертификация транзитера: подписали евро-ассоциацию, приняли "Третий энергопакет" - выполняйте. А сертификация, уверен, покажет крайне плачевное состояние ГТС и настоятельную необходимость многомиллиардных вложений в поддержание газовой инфраструктуры в работоспособном состоянии. Кроме того, нужно учитывать, что пришедшая к власти на Украине группировка по всем своим активным действиям представляется, как группа, готовая "приватизировать все", тем более такой уже планово убыточный актив, как ГТС (напомню, что до сих пор Украина не жила в ситуации, когда ГТС не приносит доходов продолжительное время).
2. Среднесрочная перспектива.
Как, уверен, знает пытливый читатель, в Европе и, в частности, в Германии объявлена "зеленая эра" с закрытием атомной и угольной генерации. Буквально несколько недель назад вновь избранные евро-комиссары объявили о "перестройке", "грэтизации экономики" и "ускорении декарбонизации". По разным оценкам, для воплощения уже запущенных и во многом необратимых процессов в энергетике Евросоюза до 2030 года к уже транзитируемым объемам потребуется дополнительно поставить на европейские рынки от 100 до 180 миллиардов кубических метров газа. Учитывая это, а также действия по подписанию протокола и рассуждения в первом пункте, можно с уверенностью утверждать:
Российско-украинско-европейскому консорциуму по управлению украинской ГТС - быть!
В таком случае наша обсуждаемая выше "взятка-страховка" в размере 2,9 миллиардов долларов уже выглядит, как крайне прибыльное вложение в стратегический геополитический инфраструктурный объект!
3. Дальнесрочная перспектива.
Почти два года назад я давал прогноз относительно газовых перспектив Европы в дальнесрочной перспективе. Настала необходимость вспомнить и обновить те мои тексты.
1) Если кто-то всерьез надеется на некий мифичный "СПГ из США", то тут можно рассматривать два варианта:
а) Трамп после своего переизбрания на второй срок, наконец-то, прекращает MAGA-Light в твиттере и на графике Доу-Джонс и реально приступает к обновлению инфраструктуры и реиндустриализации США. В этом случае Гегемону понадобится не много, а очень много газа. Поэтому никакого СПГ из США в Европе во вменяемых объемах не будет. Более того, самим Соединенным Штатам понадобится наращивать не экспорт, а импорт газа.
б) США окончательно превращается в региональную державу. В этом случае значительный объем СПГ из этой страны может поступать на рынки, но кто сказал европейцам, что газ повезут к ним задешево, если этот газ можно продать дороже в Юго-Восточной Азии?
2) Относительно России мой прогноз двухлетней давности был такой:
Более того, поставки газа из России в ближайшие годы могут быть поставлены под вопрос по следующим причинам:
1) В самой России планируется строительство многочисленных заводов по переработке газа и газо-химических производств мирового масштаба. Достаточно вспомнить развивающийся тобольский кластер и проекты в Амурской области и на Дальнем Востоке!
2) Если взглянуть на планы по энергетике России, то мы увидим, что в следующие несколько лет планируется значительное увеличение тепловой генерации. Это повлечет увеличение внутреннего потребления газа и угля.
3) Россию не минует проблема исчерпания легкодоступных месторождений газа и нефти!
Единственное, на что сегодня может надеяться Европа - это на газ так называемого "западного коридора": запасы месторождений, газопровод от которых планируется к постройке в Китай по западному маршруту. Наш Президент предупредил европейцев, что, если те будут и дальше сами себе вставлять палки в колеса разными энергопакетами и арбитражами, весь этот газ может уйти в Поднебесную. В мире сегодня остались единственные запасы газа, которые могут решить европейские проблемы. И в том прогнозе я об этом писал так:
Возникает вопрос: откуда Россия возьмет огромные дополнительные объемы газа? Ответ на этот вопрос именно, вот, в это время дается в городах Алеппо, Пальмира, Ракка, в горах Латакии в пустынных районах провинции Хомс, в пригородах Дамаска!
5. Примерно с 2011 года в медийном пространстве гуляет большой лживый фейк! Якобы, снабжаемые деньгами, оружием, политически поддерживаемые террористические группировки воюют на благо некоторого проекта, который можно охарактеризовать так: "Отстраним от власти в Сирии кровавого диктатора Асада, который не только издевается над мирными бородатыми "онижедетьми", но и мешает свободолюбивой катарской демократии проложить газопровод в Европу,чтобы навсегда разрушить "кровавую монополию путинского ГАЗПРОМа!" Но на самом деле США и Великобритания выпестовали и вскормили "Нусру" и СГИЛ (Садистскую Гадину ИбЛисов, запрещенную ИГИЛ или ДАЕШ) только с одной целью: не допустить строительства газопроводов в Европу из Катара, Ирана, Азербайджана и Туркмении! И что интересно и забавно, в этом суициидальном акте деятельное участие принимают те, кто без этого газа скоро может просто сгинуть: Германия, Италия, Бельгия, Австрия, Италия... Таким образом, получается, что Россия, ведя боевые действия и неся людские потери, на самом деле делает все, чтобы в ближайшем будущем у газопроводов из Катара и Ирана в Европу появился реальный шанс на реализацию!
*****
IV. Возвращаясь к напечатанному.
Вернусь к тому, о чем говорил в начале статьи: о том вое, который не затихает уже несколько дней на просторах Интернета: "Позор!" "ГазпромСлил!" "ОпятьКормимБандеровцев!"
Никто из этой "группы товарищей" не отметил очевидного: газопровод в Европу начинается не на границе России с Украиной. До этой географической черты по территории России уложены тысячи километров труб, построены компрессорные и распределительные станции, на которых работает много наших сограждан. Предлагается "отрезать трубу" и лишить этих людей работы, а их семьи достатка? Кроме этого Газпром - крупнейших налогоплательщик в бюджеты разного уровня (несколько триллионов рублей), в монополисте работают сотни тысяч россиян с зарплат которых платятся налоги и за которых идут отчисления в Пенсионный и иные фонды. Я бы выразился так:
Небольшие проблемы у Газпрома - проблемы у России, большие проблемы у Газпрома - очень большие проблемы у России, очень большие проблемы у Газпрома - катастрофа у России.
А готовы крикуны всех мастей, рвущие на себе тельняшки за "три миллиарда", к тому, что в России резко ухудшится социально экономическая обстановка? Может, целью таких кликуш является то, чтобы на митинги Навального-Ходорковского на Бульварное кольцо выходило не три тысячи креаклов, а триста тысяч разгневанной толпы?
Если кто-то решил, что "три миллиарда" у России можно просто так отнять, то они глубоко ошибаются: все фиксируется, до всех на Западе официально доведено, что все потери России от таких действий нашим "партнерам" нужно готовиться компенсировать. Всем сомневающимся приведу строки из "Плутониевого ультиматума Путина", который Россия объявила путем подписания и обнародования официального документа от 03 октября 2016 года, закона, ратифицированного Государственной Думой:
«Действие Соглашения и протоколов к Соглашению может быть возобновлено… при условии:
1) сокращения военной инфраструктуры и численности контингента войск Соединённых Штатов Америки, размещённых на территориях стран — членов Организации Североатлантического договора (НАТО), вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению;
2) отказа Соединённых Штатов Америки от недружественной политики в отношении Российской Федерации, который должен выражаться:
а) в отмене закона Соединённых Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений закона Соединённых Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины;
б) в отмене всех санкций, введённых Соединёнными Штатами Америки в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц;
в) в компенсации ущерба, понесённого Российской Федерацией в результате введения санкций, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении Соединённых Штатов Америки;
По пункту "в" я не сомневаюсь, что те самые "три миллиарда" мы вернем! Причем вернем с процентами!
*****
Выводы и прогнозы:
1. Договоренности по газовым проблемам с Украиной в среднесрочной перспективе можно считать положительным достижениям в рамках противодействия санкционной войне, развязанной США против российского глобального энергетического доминирования.
2. Большинство пунктов подписанного протокола носят компромиссный характер и положительны для России относительно изначальных позиций Нафтогаза.
3. Продолжение транзита газа через ГТС - это большой шаг в направление формирования российской технологической зоны в рамках распада глобального мира.
4. Условия подписанного протокола позволяют прогнозировать продвижение к созданию газотранспортного консорциума России, Украины и Евросоюза по управлению ГТС.
5. В рамках создания консорциума в будущем объемы транзита газа через ГТС будут значительно увеличены.
Примечание:
Одними из самых информированных структур, рискующими на фоне имеющейся у них информации значительными денежными ресурсами, являются структуры, торгующие на бирже акциями Газпрома. Сегодня никакого обвала котировок актива на торговых площадках не наблюдается. А это означает, что подписанный протокол, как минимум, не несет для газового концерна какого-либо существенного ущерба!
Источник
Рейтинг публикации:
|