Хафтар в поход собрался
Маршал Хафтар, лидер одной из ливийских вооруженных группировок, именующих себя вооруженными силами Ливии, объявил об очередной атаке на Триполи. Собственно, не в первый раз, об этом объявлялось и ранее и последнее (летнее) наступление было весьма широко распиарено в СМИ и завершилось весьма болезненным отступлением войск Хафтара от Триполи.
Попутно в СМИ периодически возникали забавные сюжеты с военной спецификой. Факт того, что в Ливии были сбиты современные беспилотные летательные аппараты Италии и США уже наделало немало шума. Где это видано, чтобы в стране воздушное пространство которого полностью контролируют силы отдельных стран НАТО вдруг кто-то сбивал летательные аппараты этих самых стран.
Другой сюжет, это установление Турцией и «Президентским советом Ливии» (группировкой, сейчас контролирующей столицу страны - Триполи) морских границ. Как это не абсурдно звучит, но это установление границ дает Турции некоторые возможности манипуляций в вопросах газовых месторождений в Средиземном море. Кроме того, это напрямую вводит Турцию в число сторон советующего конфликта. По крайней мере в число заинтересованных сторон, что вносит дополнительные аспекты противостояния в этой и без того истерзанной (с 2011 года) войной стране.
Все это, а также шумиха в СМИ вокруг очередной фазы ливийского конфликта не может не вызывать естественный интерес для наблюдателя. Тем более, что Ливия - это страна которая существует только в международно-политическом пространстве. Ее в принципе нет после всех тех злодеяний, которые были сделаны с 2011 года. Ливийцам стоило бы быть благодарными Муамару Каддафи хотя бы за то, что он смог построить такую схему управления страной, при которой отдельные племена, порой не имеющие даже собственных поселений и ведущих кочевой образ жизни, могли жить в единой стране без конфликтов и гуманитарных катастроф. Но Каддафи убит (цинично и варварски), крупнейшие города контролируют Президентский совет Ливии и его противник маршал Халифа Хафтар, в стране надежно осели недобитые боевики ИГИЛ, в отдельные племена фактически представляют собой независимые государства. Но в государстве которого нет, есть нефть, есть транспортные коммуникации в центральную Африку, есть порты на Средиземном море, а значит есть интересы отдельных государств, вокруг данной разрушенной страны.
Что же там сейчас происходит и к чему это может привести, попробуем окинуть взглядом сложившуюся ситуацию и оценить шансы на предстоящие события.
А кто такая Эллис?
Первый вопрос, очевидно, исходит из того, а кто такие участники конфликта (видимые) – президентский совет Ливии и Халифа Хафтар?
Президентский совет Ливии - это конгломерат бандитских групп, которые коллективно доламывали Ливийскую Джамахирию, а потом были практически за руку сведены в единую структуру их спонсорами. По Схиратскому соглашению от 17 декабря 2015 года они согласились себя считать властью в Ливии. Не больше не меньше. Хотя кого это может сейчас смущать, глядя на того же Гуайдо в Венесуэле, возомнившего себя президентом.
В состав этого органа вошли такие банды, как правительство национального согласия (набранное из бывших чиновников среднего уровня и лояльное к антиправительственным группировкам западной части Ливии), представители боевиков из Мисраты, «Гвардии нефтяных сооружений» (группировок, которые первыми добрались до ливийской нефти), сборной солянки из отдельных представителей Вооруженных сил Ливии, движения «Братья Мусульмане», и боевиков Эз-Зитана. Данная разношерстная компания принимается ООН как переходное правительство Ливии (и за одно те, с кем нужно говорить по поводу торговли ливийской нефтью).
Им противостоит маршал Халифа Хафтар. Он собственно военный покровитель Палаты представителей Ливии (своеобразного прообраза парламента, заседающего городе Табрук и признанного Евросоюзом). Именно это образование утвердило Хафтара в должности Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Ливии.
Хафтар описывается как самый сильный военачальник Ливии, сражавшийся почти с каждой значительной группировкой ливийского конфликта, и обладающий непревзойдённым военным опытом. При этом Президентский совет Ливии клеймит его как военного преступника. Еще в 1969 году он участвовал в перевороте М. Каддафи. При этом не простым участником. Он стал одним из высших офицеров и главных приближённых лидера Ливии. «Он был мне сыном. А я ему был как духовный отец» — сказал Каддафи в одном из интервью о Хафтаре. Все было в порядке, пока в 1987 году Хафтар во главе армии Ливии не принял участие в конфликте с Чадом за участок границы в котором потерпел поражение и попал в плен. Каддафи же открестился от признания и Хафтара и других пленных ливийцев официальными пленными. С тех пор пути Каддафи и Хафтара разошлись. Он пытался организовать переворот против Каддафи, но тот был быстрее и Хафтару пришлось благодаря поддержке ЦРУ эвакуироваться подальше от Ливии и ее проблем. В 90-е годы Хафтар осел в США и даже получил американское гражданство.
В компании 2011 года Хафтар стал одним из военных руководителей оппозиции в Бенгази, успешно обороняя город от атак сторонников Каддафи. В 2014 году попытался провести переворот против представителей исламистов. С 2016 года он представляет собой лидера вооруженных сил Ливии и объединителя тех, кто выступает против исламистских группировок Триполи и Мисраты.
В общем то выбор невелик. Он состоит из поддержки либо бывших боевиков, либо других бывших боевиков. То есть выбор между сортами одной и той же субстанции. Но рядом есть нефть.
Урок геополитики в песочнице
Разобравшись в том, кто участвует в текущих событиях, посмотрим, кто стоит за их спиной. И тут ситуация совершенно фантастическая. Можно говорить о том, что есть три группы поддержки сторон в ливийском конфликте. Те, кто поддерживает Президентский совет в Триполи, те, кто поддерживает маршала Хафтара и те, кто поддерживает всех, понимая, что не стоит рисковать и играть в кости в вопросе о том, кто будет контролировать ливийскую нефть (как, например, США и Великобритания, но это приемлемо, если основной целью влияния считать контроль за ливийской нефтью).
Собственно, сейчас в Ливии есть три геополитические цели вокруг которых может вестись игра. Первая и самая очевидная – это нефть. Нефть один из ценнейших ресурсов и заодно подпитка практически любых геополитических процессов современности. Тем более, что ливийскую нефть с радостью готовы взять практически все средиземноморские страны Европы.
Вторая плоскость - это безопасность и стабильность. Ливия окружена странами, для которых Ливия как центр разгула терроризма и база ИГИЛ неприемлемы. Это и Египет, и Алжир, страны обладающие и экономическим потенциалом, и немалой военной силой, способной подкрепить имеющиеся амбиции.
Третья плоскость - это влияние в исламском мире. Ливия - это не только исламская страна, но и вопроса в Сахиль и Центральную Африку и продолжающаяся борьба за лидерство между лидерами исламского мира затрагивает и этих участников, а значит Ливия и контроль над ней становится ключевым фактором в вопросах геополитических раскладов в мире ислама.
Среди всех игроков на ливийской карте нужно выделить две группы. Первая – это страны Европы. Они соседи Ливии по Средиземному морю и, одновременно, выгодоприобретатели от поставок нефти. Тут ситуация крайне неоднозначная из европейских государств в ливийский вопрос лезут Италия, Франция и Великобритания. Для Италии Ливия - это часть фантомных болей. Страна была некогда итальянской колонией (одно из немногих, и итальянцы никак об этом не могут забыть). Именно на НПЗ Италии в основном и идет ливийская нефть сейчас. Италия поддерживает Президентский совет Ливии. Франция имеет в большей степени интерес к влиянию в Магрибе вообще и с этой позиции старается «дружить» как с Хафтаром, так и с его противниками. Это позволяет и получать нужную информацию, и спекулировать нефтью, и продавать оружие. В общем не без выгод. Великобритания занимает схожую, но более потаенную позицию. Страна напрямую не демонстрирует свою включенность в процесс, но подспудно наблюдает за всеми и со всеми пытается наладить диалог.
Совсем иной расклад в исламском мире. Фактически поддержка отдельных сил обусловила водораздел между лидерами суннитов. Президентский совет Ливии поддерживает Турций и Катар. Но если Катар в основном занимается вопросами финансирования, то Турция пускается во все тяжкие. Это и политическое признание совета (подписание договоров) и поставка вооружения и направление турецких военных советников, наконец, направление части подопечных боевиков из числа сирийской исламистской оппозиции (протурецкой). Последних, говорят, вообще завозят пачками, самолетами ВВС Турции. Собственно, лишь штыки Турции, которая если еще что то и не сделала, так это не ввела еще официальный военный контингент, хотя если у Хафтара дела пойдут слишком хорошо, возможно мы увидим и это, спасли мятежников Триполи от окончательного поражения. Стоит отметить, что на противостояние полу боеспособной «армии» Хафтара у Турции сил пока что хватало. Стоит также добавить, что триполитанским силам идут военные грузы из Украины, готовой продавать свое оружие (оставшееся с советских времен) в том числе стрелковое оружие, боеприпасы, артиллерийские снаряды, танки и бронемашины, в общем все, что еще сохранилось у Украины.
На другой чаше весов силы, поддерживающие Хафтара. Это, во-первых, соседи Ливии – Египет и Алжир, чей интерес понятен, им проще общаться с бывшими военными из числа лиц, когда-то работавших с Каддафи, чем со сторонниками джихадистов прочими полукриминальными элементами. Египет и Алжир вполне способны не допустить поддержки Триполи со своей территории, а также зафиксировать порядок в рамках зоны границы Ливии и этих стран. Так же Хафтара поддерживают целый ряд исламских государств под художественным руководством Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. При этом Королевство держится в стороне, особо не афишируя свое участие, зато ОАЭ старается вовсю. Именно благодаря ОАЭ у Хафтара появились ЗРК Панцирь (боеприпасы, поговаривают, идут из России, где Хафтар уже несколько раз был с визитом), который приземлил американский и итальянский беспилотные летательные аппараты. Ходят слухи о том, что в войсках Хафтара есть российские инструкторы, что однако пока что не имело каких-либо серьезных подтверждений.
В борьбе Турции (Катара), спонсоров движения «Братья мусульмане» и ОАЭ (Саудовской Аравии) решается, фактически вопрос о точке контроля над ситуацией в исламском мире в Африке. Если Турция проиграет ливийский сценарий, ее планы по закреплению в Африке можно считать утраченными. Другой точки закрепления у Турции не будет. Лидер движения «Братья Мусульмане» Египта, и его же экс-президент Муси сидит в тюрьме. В Алжире движение находится под запретом. Других точек распространения влияния Турции в регионе практически нет. Это свидетельствует о том, что Турция будет держать свои ливийские позиции до конца.
То ли эхо прошедшей войны …
Держать до конца – это хорошо. Но есть ли потенциал в таком удержании? На самом деле наступление Хафтара на Триполи, хотя оно и развивается стремительно и вроде бы успешно имеет шансы на провал. О наступлении объявлено только 12 декабря.
При этом Хафтар уже сообщает о том, что будет топить турецкие корабли, если флот Турции попытается помешать продвижению Ливийских вооруженных сил. По большому счету если бы у Турции был авианосец он бы уже барражировал воды Ливийского залива Сидра, но у Турции нет авианосца. Это не исключает возможности появления у побережья Ливии боевых кораблей Турции с целью блокады грузов для Хафтара и участия в артиллерийских и ракетных ударах по его войскам. Блокады, правда не получится, все что нудно Хафтар может получать из Египта, а египетско-турецкая война - это то, что нужно Эрдогану в наименьшей степени, так как победить в такой войне Турции не удастся, а попытка блокировать Суэц вообще станет катастрофой.
Заявлено, что силам Хафтара удалось закрепиться в южном предместье столицы Ливии - Айн-Заре, армия продолжает развивать наступление. Кроме того, захвачен военный лагерь Хамза, неоднократно использовавшийся силами Президентского совета для контратак.
Бои идут в районах Эль-Азизии, Халля-эль-Фурджан (в 10 км к югу от центра Триполи) и трассы вблизи давно нефункционирующего столичного международного аэропорта. Был сбит турецкий беспилотный летательный аппарат и якобы в аэропорту Триполи уничтожен турецкий Боинг 747 (что скорее всего несколько преувеличено).
Однако, и предыдущие попытки Хафтара взять Триполи начинались очень резво до той поры, пока войска не ввязывались в городские бои. Там в условиях плотной застройки и имея в общем то слабую авиацию силы Хафтара традиционно останавливались и отбрасывались его оппонентами. Тем более, Турция продолжает перебрасывать в Ливию инструкторов и сирийских боевиков.
С очень большой вероятностью нас ждет еще пара дней бодрых реляций от Хафтара, а затем затяжные и кровопролитные городские бои, в которых ни у одной из сторон не будет шанса окончательно решить вопрос о власти. При этом сторонники Президентского совета имеют только шанс удерживаться от полного краха. Для изменения ситуации в свою пользу им пришлось бы накопить такие силы, которые найти будет крайне сложно. Изменить ситуацию в свою пользу будет возможно только в случае, если Турция открыто войдет в данный конфликт и организует в Ливии свою военную базу, перебросив туда боевые самолеты, наладив поставку вооружения и боевиков морем. Но это крайне трудоемкая операция, которая чем-то напоминает российскую операцию в Сирии.
Только вот возможности Турции и России в данном случае несопоставимы, как и уровень задействованных в конфликте сторон. Хотя такое развитие ситуации было бы выгодно России. Как минимум потому, что уменьшалось бы поголовье боевиков в сирийском Идлибе и никакие силы не смогли бы установить свою власть в Ливии в ближайшее время, что в таком случае не укрепит позиции ни одного игрока в Северной Африке.
Тяжело ли быть стратегом?
Но актуален и вопрос, а что будет с Ливией. В первой части данного размышления уже писалось, что ее практически нет. Племена туарегов и Тубу живут свое жизнью. Отдельными городами управляют собственные банды, которые не желают терять власть. Ливия фактически уже развалилась на Триполитанию и Киренаику, забыв практически о существовании Феззан как такового (там пустыня и нет нефти).
Навести окончательный порядок в Ливии если и будет возможно, то только в кооперации с сопредельными странами (Египтом, Алжиром и Чадом), а само проведение такой политики будет сродни военной операции, так как каждый населенный пункт, вероятно, придется приводить к порядку силой, которая не беспредельна. В условиях оформления Ливии как племенного государства попытка подмять отдельные племена может закончится многолетней войной на истощение и либо к геноциду отдельных племен, либо к поражению национальной армии. Так что выхода практически нет.
Ливия при этом обречена на разворовывание ее нефтяных богатств. Справедливую цену за ливийскую нефть (которую можно было бы обеспечить, если бы Ливия сама стала заниматься ее добычей) никто из интересантов назначать не будет, рассматривая ее, скорее, как трофей, а не как предмет взаимовыгодной сделки.
Чем бы не закончилось нынешнее противостояние в Ливии всегда есть место мятежу и восстанию Вопрос времени, когда победившая сторона (кто бы не победил Хафтар или его противники) ощутит новое восстание, переворот, исламистский мятеж, или все сразу. В таком случае надеяться на что-то успешное в Ливии не приходится. Хотя участники игры вероятно, на это и не рассчитывают. Это в общем то верно.
Учитывая это давно, пора вывесить лозунг этой компании «Освободим ливийский народ от ливийской нефти». Более ничего большинству участников конфликта в этой стране особо не важно.
М.Тирских
Рейтинг публикации:
|