Северо-западный край
Петербургу удалось взять под сень Российской державы всю территорию, населенную белорусами. Возвращение Белой Руси на историческую Родину началось в 1772 году, а окончательно завершилось в 1815-м. На целое столетие белорусские земли вернулись в Россию, где русская монархия последовательно восстанавливала коренное население в правах, ликвидируя последствия польской оккупации, ополячивания и окатоличивания. Несмотря на то, что Речь Посполитая прекратила свое существование, элитой на бело и малорусских территориях все равно оставались поляки и такое положение вещей продолжалось очень долго. Обладая властью над людьми, поляки, когда поднимали вооруженные мятежи против Российской империи, всякий раз втягивали в войну своих холопов, которыми, увы, были украинцы и белорусы. Они же открыто предали против русского императора во время европейского вторжения в Россию под руководством Наполеона.
Недалеко от Гомеля в живописнейшей местности, на высоком берегу реки Сож, стоит старинная усадьба. С ее балкона открывается вид на необозримые пространства. Все они, до Отечественной войны 1812 года, принадлежали польским панам Халецким, которые примкнули к французам. И вместе с ними бежали, так что поместье досталось лоялистам, но тоже полякам: Войнич-Сеножецким, которые владели этой землей до самой революции. Чтобы пресечь польское угнетение Петербург управлял территорией будущей Беларуси напрямую. Администрация до 1911 года была частью государственного аппарата Российской империи. Только во времена столыпинских реформ Государственная Дума разрешила выбирать местные земства и гласных. Сопротивление поляков было таким, что принятие закона о земстве в белорусских губерниях вызвало политический кризис. В результате, польские помещики были устранены из управления земствами. Шесть губерний, где проживали белорусы именовались Северо-западный край, так что династию Романовых можно обвинить в чем угодно, только не в национальном угнетении. Наоборот, все войны и лихолетья служили единственно восстановлению в правах коренного населения. Не прав Бацька: это были наши войны.
Эпоха перемен
Первая мировая не могла быть «чужой» для белорусов: войну объявила Германия. Но ее ход был для России не блестящим. В 1915 году Привислинский край (Польша) и часть губерний Северо-западного были оставлены нашими войсками. Ставка Верховного главнокомандующего была перенесена из Барановичей в Могилев. А Минская и Могилевская губернии стали прифронтовыми. Придерживаясь «кутузовской» тактики русское командование эвакуировало население, заводы и учебные заведения во внутренние губернии, а то, что не могло — уничтожало. Тем временем на оккупированной Рейхом территории был образован военно-административный округ Обер-Ост, где все подчинялось германскому командованию. Офицерам германской армии были отданы в управление помещичьи имения, чьи владельцы бежали в Россию. Практиковались реквизиции, были введены принудительные оплачиваемые работы. В заповедной Беловежской пуще, которую русские цари охраняли законом, заработали лесопилки — немцам была нужна древесина. В школах было введено обязательное изучение немецкого языка, а преподавание на русском было запрещено.
Австро-Венгрия давно имела виды на территорию Юго-Западного края, где планировала создать марионеточную Украину с королем-немцем. У Германии на будущую Белоруссию никаких планов не было. Немцы плохо понимали Габсбургов и их проект «Украина». Гогенцоллерны представляли себе только Польшу, Литву и Россию. Белорусские же националисты, которые по примеру Украины создали собственную Центральную Раду, упустили шанс и на переговорах в Бресте не были представлены. Поэтому, когда в Минск по условиям Брестского мира вошли германские войска, им пришлось срочно прекращать уличные бои между поляками, белорусами, евреями и большевиками. 25 марта 1918-го самостийникам удалось провозгласить БНР — клон УНР, хотя к тому времени немцы разогнали Центральную Раду и поставили гетмана Скоропадского. Ничего подобного тому, что было в Киеве, в Минске не случилось. Немцы даже не думали не то, что признавать — даже замечать романтических фантазеров. Поэтому БНР просуществовала очень недолго: ровно до того момента, пока были германские войска.
От БНР к Литбелу
Ультиматум президента США Вильсона включал в себя освобождение всех территорий России и аннулирование Брестского мира. Это не оставляло надежд сторонникам БНР, их не осталось. Большевики наступали на запад сплошным красным потоком, но единого мнения на будущее не было. «Западники» выступали за возвращение к традиционному административному устройству Северо-западного края. А «областники» рассматривали будущую территорию Белоруссии как часть РСФСР. Их взгляды формировались под влиянием идеи мировой революции, а в самоопределении народов и образовании национальных государств они видели ненужное препятствие на пути к ней. Но ленинская концепция «коренизации» взяла верх, хотя по иронии судьбы белорусская государственность была провозглашена в Смоленске. 1 января 1919 года было объявлено об образовании Советской Социалистической Республики Белоруссия (ССРБ) в составе РСФСР. 8 января 1919-го правительство ССРБ переехало из Смоленска в Минск. Это событие называется «первым провозглашением». Уже 31 января 1919 года ССРБ вышла из состава РСФСР, а её независимость официально признало правительство Советской России.
Новому «государству» пленум РСДРП(б) выделил территории бывших Минской и Гродненской губерний. А Витебская, Смоленская и Могилёвская губернии вернулись в состав РСФСР. 3 февраля 1919-го I Всебелорусским съездом Советов рабочих, солдатских и красноармейских депутатов, принимается Конституция ССРБ. Но уже 27 февраля концепция поменялась и в Вильне провозглашается объединение ССРБ и Литовской Советской Республики в единую, Литовско-Белорусскую. В историю она вошла под названием «Литбел», где «старшим братом» видели литовцев. Это было удивительное время гигантских окон возможностей. Когда бывшие рядовые и вольноопределяющиеся, простые рабочие, мастеровые и «фронтовые офицеры» из солдат свергали и провозглашали государства-республики. Бывшие территории России яростно дрались друг с другом. Литбелу не суждено было существовать долго и счастливо. Красная армия была разбита под Варшавой. Создать Польскую Советскую республику, пойти лихим, кавалерийским наскоком дальше, в Германию, «краскомам» не было суждено. Это сделают другие, через двадцать пять лет. Минск и Киев были заняты поляками. Взошла звезда Второй Речи Посполитой од можа до можа, в границах 1648 года, как им мечталось. Но уже через год поляков из Минска и Киева выбили, так что история Белоруссии пошла иным путем.
БССР и Восточные Кресы
Изначально Парижская послевоенная конференция постановила вернуть России всю территорию Северо-западного края без Литвы и Польши по «Линии Керзона». Но неудачная советско-польская война позволила полякам оккупировать западную Белоруссию, провозгласив ее Второй Речью Посполитой, где Белоруссия играла роль окраины под названием Восточные Кресы. Там проводилась исключительно колониальная политика, вплоть до передачи прав на землю колонистам-«осадникам», которые воевали против Советской России. По иронии судьбы ситуация очень похожа на современную Украину, где «ветеранам АТО» предоставляются преимущества по сравнению с русским населением. Но вторая Речь Посполитая была лишь тенью первой. Денег на государственные программы колонизации не было, а то, что было — разворовывалось. Еще одна параллель с Украиной: межвоенная Польша была настолько коррумпированным государством, что абсолютно все фантазии вернуться в XVII век потерпели крах.
Ну а культурный миф восточной Белоруссии был устремлен в будущее. Молодой национальной республике в начале 20-х годов нарезали бывшие губернии бывшей Российской империи. Сюда вошли фрагменты Смоленской, Витебской и Минской. И не вошли территории западнее «Линии Керзона», аннексированные второй Речью Посполитой. Именно так форматировали БССР, которая сначала была самой маленькой республикой СССР, а многие вообще сомневались в ее целесообразности. Но в 1926 году, после государственного переворота в Польше и установлении там диктатуры Пилсудского, формат Белорусской ССР изменился по соображениям государственной безопасности. Республике передали Речицкий и Гомельский уезды РСФСР. В 1939 году Москва наконец смогла явиться в Польшу за долгом, который причитался ей с 1921 года. И к Советской Белоруссии присоединили территории Новогрудского, Полесского, Виленского, Белостокского воеводств и так называемую «Серединную Литву». Эти приобретения одобрили и Франция, и Великобритания. А Черчилль 1 декабря 1939 года даже публично поддержал возвращение западных границ СССР на Линию Керзона. В 1943 году он попытался изменить мнение. На Тегеранской конференции сэр Уинстон, попыхивая сигарой, пытался откусить что-нибудь в пользу Польши. Но Сталин, куривший трубку, был непреклонен. Окончательно границы современной Белоруссии определились к августу 1945 года. Они нарисованы кровью русских солдат и колоссальными усилиями многих поколений русских политиков и просветителей. И если все это так, разве можно считать, что войны, пронесшиеся над Белоруссией были ей чужими?