Норвежские политики будут приватизированы. "Нынешняя ситуация с демократическими выборами приводит к тому, что мы имеем дорогих и довольно посредственных политиков", - говорит министр труда и социальных дел Норвегии Анникен Хаугли. Она будет руководить процессом приватизации и уже создала Комитет по ускоренной процедуре.
"Важно быстро установить новые правила", - говорит Хаугли. “Вот почему Комитет состоит исключительно из членов Консервативной партии. Таким образом мы можем избежать споров, которые приводят к задержкам и дорого обходятся, и исходят от политиков, которые не могут быть переизбраны в любом случае в соответствии с новым порядком. Нынешние политики больше заботятся об электорате и результатах выборов, чем о том, как мало мы на самом деле получаем доходов от тех денег, которые мы на них тратим”.
Премьер-министр от Консервативной партии Эрна Сульберг поручила министру труда и социальных дел возглавить процесс приватизации. Сначала приватизация будет распространяться на членов парламента и правительства, однако Сульберг готова применять ее также на уровне муниципалитетов.
“Нет причин продолжать переводить средства региональным политикам, которые никогда ничего не делают, только жалуются на государство”, - говорит Эрна Сульберг. Она уверена, что именно Анникен Хаугли должна возглавить этот процесс. "Хаугли не заморачивается законами и необоснованными запросами и всякими выгодами”.
Успешная приватизация системы медицинских авиарейсов в Северной Норвегии побудила правительство расширить этот опыт. Расчеты министра финансов Сива Йенсена показывают, что государство экономит десятки миллионов крон, если самолеты экстренной помощи вылетают по конкретным случаям, а не висят постоянно в воздухе в ожидании проблем со здоровьем у жителей Северной Норвегии.
Анникен Хаугли говорит, что у нее “полный мешок” примеров того, как приватизация может сэкономить государству средства.
"Просто посмотрите на национальную железнодорожную компанию”, - говорит Хаугли и продолжает: "Мы платили недавно ушедшему в отставку генеральному директору железнодорожной компании зарплату и премию в размере почти 6,2 миллиона норвежских крон в 2018 году, а он проиграл почти все тендеры, в которых участвовала компания”.
Приватизация политиков является, по мнению Анникен Хаугли, естественным следствием приватизации других секторов.
"Политики стоят дорого, но это не улучшает качество жизни ни для кого в этой стране. Другими словами, система дорогая и плохая", - говорит Хаугли, ссылаясь на норвежские службы здравоохранения, где даже смертельно больные пациенты теперь подлежат выписке всего через несколько часов. "Ведь пока самолеты скорой помощи остаются на земле, пациенты вообще не доставляются в больницы , что очень экономично.”
Хаугли не скрывает, что успехи Партии центра в прошлом году ускорили реформу.
“В Центристской партии более половины представителей сидят на заднице, не производя ничего, кроме жалоб. Когда кто-нибудь в последний раз видел, как политики из сельских районов предлагали что-либо, кроме отстрела волков, независимо от того, в чем заключалась проблема? Так быть не должно!”
Лидер Рабочей партии Йонас Гар Стере не отвергает (полностью) идею поддержки его партией этого предложения.
"Однако сначала мы должны проанализировать общую перспективу и тщательно все обдумать. Мы создадим комитет внутри Партии, который будет оценивать предложение сверху вниз, снизу вверх, а также сбоку. После этого мы отправимся в турне по сельским районам и Северной Норвегии, а затем, в конце концов, начнем обсуждать, какие последствия может иметь такое предложение. Я полагаю, что мы могли бы сделать вывод до принятия реформы.”
Либеральная партия утверждает, что вопрос приватизации политиков должен рассматриваться с учетом климата. Лидер партии Трин Шей Гранде говорит:
“Это нормально для нас, если критерии включают требование о достижении цели двух градусов, а также сохранении бразильских тропических лесов”.
Красная партия выражает поддержку, однако выдвигает жесткое требование:
“Мы согласны с большинством предложений, которые могут снизить уровень зарплаты политиков до уровня рабочих. Правда, мы выступаем против развития большинства отраслей промышленности, в частности на Крайнем Севере, однако мы полностью выступаем за зарплаты рабочих", - говорит лидер Красной партии Бьернар Мокснес.
"Если приватизация позволит вернуться в политику ушедшим в отставку деятелям, например, бывшим партийным лидерам, то мы будем решительно против", - говорит лидер Христианско-демократической партии Чель Ингольф Ропстад. При этом он категорически отрицает, что имел в виду бывшего лидера партии Кнута Арильда Хареиде.
Министр труда и социальных дел Анникен Хаугли отказывается обнародовать протоколы заседаний рабочей группы по приватизации.
“Как уже должно быть хорошо известно, мы давно перестали этим заниматься. Протоколы заседаний, а также переписка... это может вызвать проблемы. Пресса должна собраться с силами и увидеть преимущества нового режима. Я почти уверена, что мы можем иметь в три раза больше политиков за половину цены нынешнего депутата.”
- Но разве цель приватизации - не сокращение количества политиков?
- А... э-э... Слушай, я вешаю трубку. Мы только что получили письмо из Управления социального обеспечения всего два месяца назад, и я должна ответить прямо сейчас”, - заявила Анникен Хаугли в разговоре с High North News.