С ним встретились, пообщались, Макрон мило похлопал по плечу. Ничья, по его собственному признанию. Но ведь это так мило для заштатного провинциального клуба, впервые попавшего в Кубок, сыграть вничью с грантом мирового футбола. Ничья это не три, а одно, но все же очко.
В Париже наконец-то состоялась встреча «нормандской четверки», которой ждали без малого полгода – с момента появления на Украине нового президента, а значит – надежды на сдвиг с мертвой точки мирного процесса в Донбассе. Ведь Зеленский позиционировал себя как «президент мира». Впрочем, и Порошенко, помнится, обещал закончить войну за две недели, но что-то пошло не так. Тем не менее надежда умирает последней, и появление Зеленского должно было хотя бы немного разнообразить наскучивший всем за пять лет переговорный процесс.
Условием для проведения встречи, напомню, было выполнение, прости господи, договоренностей, достигнутых еще в ходе последних переговоров президентов аж в 2016-м: разведение сил и средств в районе Станицы Луганской, Золотого и Петровского и согласование «формулы Штайнмайера».
Нужно ли говорить, что они так и не были выполнены. «Формула» на Украине превратилась в такой же политический «фантом», как и сами Минские соглашения – они вроде бы есть, а вроде бы их и нет. А принятие закона о реинтеграции, в котором о соглашениях не было ни слова, окончательно похоронило надежду на то, что что-то удастся сделать при Порошенко.
«Практическую часть экзамена» бывший президент также провалил: в Станице Луганской развести войска так и не удалось, а в Петровском и Золотом украинские военные быстро вернулись на свои позиции.
И вот приходит Зеленский и сразу заявляет, что прекратит войну. Правда, сразу вопрос, а почему бы ее просто не прекратить здесь и сейчас, просто отдать приказ прекратить огонь и отвести войска от линии соприкосновения? Ведь ты же главнокомандующий, тебе 42 года, и ты не лох!
Практика показала, что сказать на Украине – одно, а сделать – совсем другое! И что в реальности Зеленский – главнокомандующий только формально, а не формально – вообще непонятно, кто кому подчиняется и есть ли, вообще, на Украине человек, обладающий достаточной политической волей и рычагами власти, чтобы остановить машину войны, плодами работы которой кормятся тысячи людей, от олигархов до простых бандитов в погонах. И если такой человек есть, то это явно не президент.
Первый шаг у Зеленского, впрочем, вышел блестяще – это я про обмен пленными. При Порошенко такого и представить не могли. Впрочем, тут не только его заслуга, но в первую очередь – добрая воля Москвы, которая согласилась обменять невиновных граждан (причем в основном украинцев) на сидящих в наших тюрьмах преступников.
Это был первый «аванс» Зеленскому. Второй – Россия вернула Украине корабли, участвовавшие в «керченской провокации» год назад, причем просто так, не требуя ответного шага от украинской стороны.
Да и само согласие на саммит без четкого понимания того, а будут ли у него вообще результаты, это тоже аванс Зеленскому.
Это, собственно, ключевой вопрос. Да, условия проведения саммита (развод сил и средств и «формула Штайнмайера») выполнены, хотя и со скрипом, да и так, чтобы в любой момент отыграть все назад. Но нет никакого очертания будущего в виде четкого плана выполнения Минских соглашений. Вернее, он есть – как раз «формула Штайнмайера», которую Киев со второй попытки таки согласовал. Однако, что толку – если все последующие дни с украинской стороны звучали противоречащие не только Минским соглашениям и согласованной «формуле», но и друг другу заявления о том, как и когда проводить выборы, какие изменения вносить в Конституцию и можно ли их вообще вносить и т.д.
В общем и целом позиция Киева вырисовывалась так: никакой федерализации, только «децентрализация» (что это такое, едва ли в самом Киеве понимают), выборы только по украинским законам и после передачи границы, закон об особом статусе будет новый, но писаться он будет без учета мнения республик. Ну и прочие мелкие «косметические» детали, типа заменить предусмотренную Минскими соглашениями «народную милицию» «муниципальной стражей», состоящей из нацгвардейцев и надежных, по мнению Киева, местных жителей.
Вот с таким «багажом» Зеленский и ехал в Париж. Ах, да, еще «возвращение под контроль Киева всей территории страны в пределах ее «международно-признанных границ». То есть с замахом на Крым. Вообще непонятно, зачем Зеленский еще перед саммитом попытался пропихнуть крымскую тему в повестку дня встречи, зная, что российская сторона даже возможность ее обсуждения обсуждать не будет. Как будто заранее искал оправдания своему «провалу».
Впрочем, в Киеве к провалу были готовы. В Раде накануне заявили, что, даже если единственным итогом встречи будет декларация о продолжении переговоров, Украина воспримет это как позитивный результат. А пресс-секретарь Зеленского предрекла «послевкусие разочарования».
Зато не случилось зрады, что подтвердил присутствовавший в составе делегации, видимо в качестве «заградотряда», Арсен Аваков. Так что «майданщики» в Киеве могут спокойно собирать свои палатки и расходиться.
Иными словами, Зеленский ехал на саммит с, по сути, невыполнимыми условиями, прекрасно зная о жесткой позиции Москвы, высказанной ранее – порядок выполнения Минских соглашений не меняем, соглашения не переписываем. В итоге личная встреча с Путиным у Зеленского продлилась около 15 минут. Предсказуемо, если учесть, что стороны заранее знают позиции друг друга и компромисс тут невозможен. На что Зеленский рассчитывал?
Ну, для него встреча была действительна важна. Не в плане «достижений», на них никто особо и не рассчитывал. А в плане отсутствия провалов. Ведь если бы с ним с самого начала никто не захотел бы разговаривать, как с Порошенко, это выглядело бы жалко. А так с ним встретились, пообщались, Макрон мило похлопал по плечу. Ничья, по его собственному признанию. Но ведь это так мило для заштатного провинциального клуба, впервые попавшего в Кубок, сыграть вничью с грантом мирового футбола. Ничья это не три, а одно, но все же очко.
И ведь «прорыв»-то есть. Встретились впервые за три года, что уже достижение! Договорились об обмене пленными и о разводе сил на новых трех участках. Правда, об обмене пленными, кажись, еще в сентябре после первого этапа говорили, так что тут нет ничего нового. А что касается новых участков разведения, есть все основания полагать, что пока будут тянуть с разведением на новых участках, на старых все вернется на круги своя. Все эти мелкие шажки это шаг вперед – два шага назад. Договариваться надо о полном прекращении огня и отведении войск сейчас и по всей линии фронта. Только так.
Но главное, встретились. И договорились договариваться. Даже дату новой встречи наметили. Можно спокойно вздохнуть. Вроде бы ничего не произошло, а на душе тепло как-то, спокойно. Вроде как мирный процесс продолжается. Вроде как будет еще встреча. Может, еще кого обменяют (не всех на всех сразу – это пока нереально), где-то снова покажут спектакль с отводом ВСУ и прорывом националистов с оружием. Ну, явно не так скучно, как при Порошенко.
Хотя не менее предсказуемо.
И конечно, жителям Донбасса, которые продолжают жить под постоянными обстрелами, от всего этого не легче. Для них что состоялись переговоры, что нет – все одно. И, повторю, главного – то есть очертания будущего и понимания, как его достичь, – по-прежнему нет и не предвидится.
Дмитрий Родионов
Источник: jpgazeta.ru.
Рейтинг публикации:
|