Кастрюля из Гонконга-2

Кастрюля из Гонконга-2

Еще в августе мы опубликовали статью о протестах в Гонконге. Поводом была публикация «Why Hong Kong’s protesters look to Ukraine?» на сайте, принадлежащем Atlantic Media, где гонконгские активисты рассказывали о просмотре фильма о майдане «Зима в огне». Насмотрелись! После гастролей в Гонконге наших «нациков» появилась информация о задержании украинцев в аэропорту. В общем, есть повод еще раз проанализировать ситуацию...

 

Еще недавно казалось, что протесты скоро сойдут на нет: правительство Гонконга отозвало законопроект об экстрадиции, ставший причиной зашквара. Первая большая уступка была сделана, осталось выполнить еще два требования: уволить главу Гонконга Кэрри Лэм и отказаться от идеи объединить экономики китайской провинции Гуандун и Гонконга, символом чего стал Западный Коулун. Но тут коса нашла на камень, а затем появились и другие требования, которых не было раньше. Теперь обо всем по порядку.

О поездке в Гонконг написал в соцсетях ветеран полка “Азов” Игорь Маляр. Как пишет канадский журналист Майкл Колборн в своем Twitter, украинец представляется журналистом. "Он не журналист. Он неонацистский хулиган с многочисленными татуировками со свастикой и историей насилия, в том числе нападением на темнокожих фанатов футбола в 2015 году в Киеве", – уверен Колборн.

Также в Гонконге были замечены другие украинские националисты. В частности, один из ветеранов АТО Сергей Филимонов выложил отчет о поездке в Facebook, написав, что Гонконг "встретил как родных".

Во время обсуждения этого визита выяснилось, что в Украине появилась организация Free Hong Kong Center, члены которой позиционируют себя как специалистов по борьбе с "кровавым режимом Януковича". При этом радикалы заверили, что, несмотря на близость к правому движению, активисты выступают против нацизма.

Против чего и за что выступают данные граждане Украины, это вопрос дискуссионный. Но китайские власти их заметили. О чем свидетельствует задержание других, совершенно аполитичных, но попавших под горячую руку украинцев в аэропорту Гонконга. В социальных сетях сообщали, что наших соотечественников по прилету не выпускали из аэропорта, задерживали, вели на допрос, а потом готовили к депортации. Посольство Украины уже обратилось в компетентные органы Китая с просьбой сообщить о наличии задержанных украинских граждан в Гонконге.

И первый, и второй протест башляет местная финансовая элита. Но если «зонтики» целиком кормились у олигарха Ли Кашина, то питание «чернорубашечников» идет еще и от западных грантовых организаций. Поэтому и контингент протестующих иной: на “желтые” протесты выходили офисные служащие и работники многочисленных фабрик, а на “черные” – безработная молодежь, студенты и так называемые поденщики

Также украинские дипломаты сообщили, что основной причиной отказа гражданам Украины во въезде в Гонконг является недостаточно четкое и убедительное обоснование цели посещения ими города. Ну, а какое еще может быть объяснение, кроме как “передать полезный опыт уличных столкновений с преступным режимом”?

И тут самое время вспомнить хронологию гонконгского майдана. Краткое содержание предыдущих серий, точнее, нашей статьи. Процесс стартовал в марте-апреле 2019 года, а обострилась ситуация в июне. В отличие от предыдущего долгоиграющего майдана, я имею в виду «движение желтых зонтиков» в 2014-2015 гг. против экономической интеграции Гонконга в рамках Зоны Большого залива (объединения в одну крупную экономическую зону Гонконга, Макао и провинции Гуандун), нынешний окрашен в темные тона. И называется «маршами черных футболок».

И первый, и второй протест башляет местная финансовая элита. Но если «зонтики» целиком кормились у олигарха Ли Кашина, то питание «чернорубашечников» идет еще и от западных грантовых организаций. Поэтому и контингент протестующих иной: на “желтые” протесты выходили офисные служащие и работники многочисленных фабрик, а на “черные” – безработная молодежь, студенты и так называемые поденщики. В общем, те, кого можно нанять недорого.

Иностранным наблюдателям разница между двумя волнами протестов не заметна, потому что протестующие носят очки. Но только наивный европейский демократ может думать, что очки – это признак интеллекта. В Гонконге это вещь первой необходимости. Азиаты по своей природе близорукие, а тут еще повальная гаджетизация буквально с рождения. Так что кто не в очках, тот в линзах. Но очки дешевле, поэтому на митингах больше “очкариков”.

Требования у протестующих, как мы писали, легко “прочитываемые” на предмет того, откуда ветер дует: отзыв закона об экстрадиции и отставка мэра (главы администрации) Гонконга Кэрри Лэм. С первым требованием, все понятно: Китай мог бы «выцепить» западную грантоедскую «резидентуру», окопавшуюся в Гонконге. Но оно уже выполнено. Закон отозван. Вопрос снят.

А вот насчет Кэрри Лэм сначала было непонятно. Тихая бабушка в возрасте больше 60-ти и не раз извинялась перед согражданами за причиненные им политические неудобства. Но, как оказалось, установка требовать отставки Кэрри Лэм пришла извне. И связана она с тем, что на Западе подобрали кандидатуру другой гонконгской бабушки на пост главы администрации – это Энсон Чан, 79 (!) лет. Она много лет работала в британском колониальном правительстве Гонконга, потом была избрана членом Законодательного совета Гонконга, боролась за демократические ценности, ходила на митинги, наконец устала и вышла на пенсию.

Но на Западе решили, что бабушке рано на покой, и начали ее раскручивать заново. В ведущих западных СМИ появилась серия интервью Чан, где она заявила, что до сих пор мечтает сделать Гонконг "испытательным полигоном" для внедрения демократии в Китае. С ее внедрением в протестное движение у “черных рубашек” появилось новое требование: всеобщее избирательное право, которым жители Гонконга никогда не пользовались даже при британском правлении. Сейчас часть правительства Гонконга избирают граждане, а еще часть – Пекин, и они никак не могут поладить между собой.

На сегодня введение всеобщего избирательного права стало первым пунктом требований протестующих. Но именно этот факт и сводит шансы бабули Чан переползти с пенсии в кресло главы Гонконга к нулю. Китайцам только “демократического полигона” не хватало под боком. Так что запущенные на западе слухи, что Пекин планирует сместить Кэрри Лэм из-за непрекращающихся протестов, были тут же опровергнуты МИДом Китая. Если Лэм и уволят, то лишь ради более жесткой кандидатуры. А такой пока на примете нет.
Нужна ли при этом гонконгским воротилам консультативная помощь ветеранов сражения с "антинародной пандой"? Сомневаюсь. Почему-то мне кажется, что Free Hong Kong Center – это наша “самоделка”, с помощью которой отдельные неустроенные активисты желают присосаться к протестным финансам Гонконга

После избирательного права и отставки Лэм третье требование – не рассматривать протесты как массовые беспорядки, ведь за участие в последних грозит тюремный срок до 10 лет. Еще недавно говорили, что оппозиция и администрация Гонконга вроде бы договорились о компромиссе. Это произошло после того, как к переговорному процессу подключились местные финансовые воротилы. Протесты им совершенно не нравились, и они подпитывали их, только чтобы не поссориться с американцами.

С момента активизации протестов в июне из Гонконга ежедневно уходило $1,5 млрд. Пока накал не спал. А не спадал он до тех пор, пока дровишки в огонь подкидывали американцы. Для них это был “второй фронт” в торговой войне Китая и США. Надо было нанести наибольший экономический ущерб КНР.

Но тут ситуация резко изменилась. В Штаты 10-11 октября с визитом приехала китайская делегация во главе с вице-премьером КНР Лю Хэ и договорилась о “мировой”. Мы об этом тоже недавно писали в контексте того, что наш массированный экспорт кукурузы в Китай накрылся медным тазом, теперь туда пойдет урожай американских фермеров.

Но это не вся сделка. Дональд Трамп, нежно полюбивший Лю Хэ, пошел ему навстречу в плане перенаправления потока инвестиций в Шанхай для превращения этого города в трансазиатский финансовый хаб.

В Гонконге сообразили, что, пока они бунтуют за деньги и по наущению грантоедов, роль крупного финансового, транспортного и туристического центра от них перейдет к Шанхаю. И Трамп будет только за. А тут еще и Конгресс США инициировал проверки финансовых и экспортных потоков, идущих из Китая через Гонконг для обхода американских санкций.

В общем, решили, что пора лавочку закрывать. Власть отозвала законопроект об экстрадиции, протестующие снизили обороты. Но полностью пожар не потушили. И он вспыхнул снова. Поводом стало введение в эксплуатацию высокоскоростной железной дороги от Гуанчжоу в Гонконг. Скоростной поезд за 47 минут долетает от железнодорожного вокзала города Шэньчжэнь до станции Западный Коулун в Гонконге.

Но футуристическая железнодорожная станция Западного Коулуна, несмотря на все логистические удобства, которые она несет, символизирует собой вторжение китайской системы в Гонконг: несмотря на то, что она расположена внутри Гонконга, там есть таможня материкового Китая, а к прибывшим иностранцам применяют китайское законодательство на территории Гонконга. Многие считают это нарушением принципа "одна страна, две системы". Так родилось еще одно актуальное требование, которого не было раньше: ограничить приток мигрантов из материкового Китая.

Тем временем финансовые элиты Гонконга потихоньку переключают возмущенную толпу на совершенно новый пакет требований. Грантоедов – побоку, на кону теперь вопрос отказа Китая от объявленной кампании по созданию нового большого района в заливе Перл-Ривер. С тем, чтобы объединить экономики Гуандуна, Гонконга, а также полуострова Макао – игорного района, до 1999 года управляемого Португалией. Китай рекламирует это как одно пространство с тремя зонами, азиатский Сан-Франциско или даже Нью-Йорк. Но олигархи Гонконга предпочитают обойтись без этих Нью-Васюков из Пекина и сохранить свой статус независимого от КНР финансового центра на будущее.

Нужна ли при этом гонконгским воротилам консультативная помощь ветеранов сражения с "антинародной пандой"? Сомневаюсь. Почему-то мне кажется, что Free Hong Kong Center – это наша “самоделка”, с помощью которой отдельные неустроенные активисты желают присосаться к протестным финансам Гонконга. Совершенно для них не предназначенным. Еще бы кастрюлю с собой прихватили. Как символический сувенир в подарок. Что ж не подумали?