В одном из выступлений в марте 2014 г. президент Соединённых Штатов Америки Б. Обама торжественно объявил о том, что американцы являются «исключительной нацией», готовой использовать свою силу в одностороннем порядке в любой точке Земного шара для распространения повсюду «покоя и благоденствия». В целом, задача достойная – другое дело, какими методами предполагается её достичь; и, вообще, что понимается под покоем и благоденствием.
Народы, как и люди, по-своему чувствуют мир – что одному, перефразируя слова героя романа «Братья Карамазовы», видится позором, другому – сплошь красотой. Далеко не все народы решаются объявить о своей «избранности» перед подобными себе; и насколько, вообще, правильно объявлять свою исключительность на фоне других? Чувствующий свою исключительность народ, как и одержимый идеей исключительности человек, так или иначе, постарается навязать свою точку зрения остальным. Постараться – конечно, постарается; и, может, даже навяжет. А вдруг, со временем выяснится, что точка зрения ложная, а она – уже навязана; да, скорее всего, силой; да с ломкой дров. Что делать тогда? Зачем доводить дело до всех шокирующего финала, а потом говорить – «Ладно, сегодня не вышло; завтра попробую в другом месте»? Должно ли быть так в мировой политике? А ведь это «сегодня не вышло» можно увидеть сплошь и рядом – Ирак, Ливия и другие страны Северной Африки, Сирия и т. д. Распространённые в этих частях света «покой и благоденствие» отозвались миллионами (!) смертей, голодом людей, разрушением состоявшихся в истории государств. Откуда, откуда неуёмное желание сломить всё, что кажется неугодным тебе, и навязать остальному миру собственные установки на жизнь?
В одном из постов этого канала вскользь упоминалась причинно-следственная связь появления на свет смыслов «исключительности» американского народа – самого молодого народа в мире. Попробуем дать более развёрнутый анализ развития идей – с надеждой, что при рационализации элитой Америки мотивов собственных мифов, идеи «исключительности» растают, и придёт настоящее понимание ситуации, исправлять которую необходимо в содружестве с другими странами, также желающими жить в «покое и благоденствии» – и не обязательно по американскому образцу. Сколько ещё мифов и ненужных миру иллюзий придётся развеять, прежде, чем человечество обретёт зрелость мысли в понимании самого себя, и в пути обретения миром подлинного покоя и подлинного благоденствия! Идея «исключительности» американской нации – самая простая из иллюзий.
Попробуем объяснить её рождение в нескольких словах.
– Известно, что книги «Ветхого Завета» переполнены напоминаниями еврейскому народу об его «избранности» Богом перед всеми другими народами (не будем сейчас обсуждать, откуда взялась эта идея).
– Один из «Отцов христианской церкви», католический богослов Августин Блаженный (354–430), пытавшийся понять мир в рамках мировоззрения христианской традиции, после многих лет размышлений совершил для себя открытие: «Если еврейский народ был избран Богом для спасения мира, значит, Господь всеведущ; и заранее – до создания человечества – знал, кто погибнет в этом мире, а кто спасёт его».
– Бывший монах католического ордена августинцев Мартин Лютер (1483–1546), основатель новой, «протестантской» традиции христианства, под впечатлением от трудов почитаемого за наставника Св. Августина, развил его идеи: «Если Господь всеведущ, значит, Он до рождения не только каждого народа, но и каждого человека, знает его судьбу – рождён ли он к погибели, или к спасению. Если человек верует в спасительную миссию Сына Божия Христа, значит, душа его избрана Богом для спасения; душа неверующего отправится после смерти в геенну огненную».
– Последователь идей лютеранства Ж. Кальвин, исходя из собственных ощущений, сформулировал более жёсткую смысловую картину мира: «Господь заранее предопределяет судьбу человека ещё до его рождения. Понять его замысел можно через собственную неустанную деятельность – если у человека благополучно складываются дела – значит, он рождён для спасения; если жизнь у него не ладится, он – неудачник, и не достоин сожаления, поскольку рождён для гибели».
– Завоевателями индейских земель Северной Америки были, в большинстве своём, выходцы из местностей, где население исповедовало кальвинизм в традиции пуританства. Религиозные установки предков – осознанно ли воспринятые или полученные номинально как часть родовых традиций, – впитались в кровь искусственно созданной нации, и теперь идея «исключительности» американского народа, сгущённая обстоятельствами финансовой жизни мира (перехват Американскими Штатами возможности представлять собственную валюту в качестве эквивалента расчётов в международной торговле, изобретение ими феномена «финансовых спекуляций» и т. п.), толкает американцев на реализацию проектов бесконечного расширения собственного влияния на всё мировое пространство. Свой толчок в развитие идеи «исключительности» нации удивительным образом обеспечила и та часть американского социума, которая, по расовым признакам, совсем недавно вообще не имела никаких свобод – факт получения гражданских прав этими людьми в полном объёме трансформировал в их общественном сознании прежнее чувство неполноценности в комплекс превосходства над остальными жителями Земли.
– Крушение Советского Союза, произошедшее при прямом участии США, окончательно вселило в сознание элиты американского общества уверенность в «исключительности» собственной нации. Свою роль в ощущениях сыграли факторы отсутствия войн на территории США, и выхода государств из любой крупной войны со сверхзначительным барышом для капиталистов Америки.
И как тут не почувствовать свою «исключительность» на общем фоне нестабильности политической ситуации и многочисленных войн? И неважно, что многое из этого спровоцировано самими Штатами, и сознательно используется как механизм зарабатывания денег на создаваемых в мире бедах. Сознание «исключительности» усиливается, противоречия в человечестве нарастают. В мире, вообще, существует представление, что «исключительному» народу абсолютно наплевать на тот самый мир; что элита этого народа озабочена лишь поиском возможности содрать куш с любого куска Земли. Но насколько это правда, и как американцам разрушить сложившийся стереотип?
Только через осмысление того, что произошло с ними и с миром за крайние тридцать лет. Может помочь диалог с другими странами. Честный диалог – хотя бы с той же Россией. Наша страна готова помочь Америке понять любую её проблему. А проблем – слишком много наросло. В Штатах не очень-то и помнят, что Россия прежде не раз помогала им – и демонстрацией солидарности (острастка английского флота появлением кораблей двух русских эскадр) в период гражданской войны (1863); и спасением от разгрома гитлеровской Германией американских войск под Арденнами (1945). Много ещё чего другого не помнят. И Россия не напоминает о совершённых ею спасительных поступках – хорошо это или плохо, не знаю – это просто черта её характера. Но почему о принесённом добре не помнит Америка, которая всегда помнит всё и всегда всё рассчитывает? Не хочется верить, что в этом есть какой-то расчёт.
Господа исключительный народ! Наступило время осознания простого факта – несмотря на разные противоречия, нашим народам нужно начинать смотреть в глаза друг другу – русским и американцам. Слишком всё усложнилось, чтобы пробрасывать возможность менять что-то в этом мире к лучшему. Главное, начать – а потом разберёмся, что есть «к лучшему» и как этого добиваться. Мы, действительно, нужны друг другу – русские и американцы; русские, американцы и китайцы; русские, американцы, китайцы и французы; русские, американцы, китайцы, французы и …. Короче, все жители Земли. Не стоит кичиться друг перед другом собственной «исключительностью» (пока эта привычка выглядит, мягко говоря, вычурно; несложно предположить реакцию мирового сообщества на подобные идеи завтра-послезавтра) – будем всего лишь сообща думать, как справиться с общими для всех проблемами. Все народы по-своему исключительны, и все хотят обрести «покой и благоденствие». Будем думать, какими путями.
https://zen.yandex.ru/media/id...
Рейтинг публикации:
|