1 декабря Урсула фон дер Ляйен, наконец, заняла пост президента Европейской комиссии. И пообещала, что под ее руководством все в ЕК будет настолько хорошо, что предупреждение президента Франции Эммануэля Макрона о возможном развитии событий, при котором «Европа может исчезнуть геополитически в разгар эскалации китайско-американского соперничества», не сбудется.
Для этого всего-навсего требуется, чтобы Европейское Сообщество стало «глобальным ключевым игроком, способным конкурировать с другими крупными державами».
Несомненно, Европейский Союз — один из крупнейших рынков в мире (по мнению Брюсселя даже — самый крупный). «Содружество двадцати восьми» — второе на планете по величине расходов на оборону (после США), и первое — по величине выделяемых средств в качестве помощи развивающимся и отсталым странам. Но эти сильные стороны ограничены фрагментацией европейской мощи между государствами-членами и внутри стран-членов ЕС.
Если Китай и США в своей внешней политике оперируют глобальными инструментами, то ЕС упорно старается разбивать большие темы на отдельные сферы и участки. Строго говоря, у Евросоюза геополитики в ее первичном понимании — от греческого ge — Земля — как раз и нет. То есть, новой главе ЕК придется строить все практически с нуля.
Если фон дер Ляйен намерена построить «эффективную геополитическую комиссию», ей нужно будет пройти семь главных экзаменов.
Первый. Создать единство членов кабинета в восприятии политики минимизации потерь из-за глобальных изменений климата. Зеленая программа стала одним из основных приоритетов. Вопрос заключается не только в том, может ли она возглавить эффективный европейский ответ на изменение климата, но и в том, сможет ли она помешать этому вопросу стать еще одним фронтом в культурной войне между западными государствами-членами ЕС и всеми Центрально- и восточноевропейскими государствами.
Большинство населения Чехии, Польши и Словакии сомневаются относительно необходимости решения проблемы изменения климата. Если комиссия фон дер Ляйен не предпримет никаких шагов для переубеждения их и превращения в сторонников борьбы с глобальным потеплением, евросоюзные зеленые инициативы, как минимум, будут испытывать проблемы при утверждении в верхах ЕС. А то и вовсе могут оказаться забаненными, благодаря выступлению трех названных стран против мер по отказу от использования угля, переходу на электротранспорт с машин с ДВС и т. д. Не забудем, что пока судьбоносные решения в Евросоюзе требуют единогласия и всего одна делегация, выступающая против, может провалить весь проект. А ведь кроме трех названных выше стран еще есть Венгрия, которая не восторгается идеями отказа от производства энергии на АЭС и, наоборот, строит свою новую станцию в Пакше. И у всей четверки стран имеется уже опыт противостояния официальному курсу Брюсселя — речь здесь, конечно же, о широко закрытых дверях, которые «Вышеградская группа» захлопнула перед носом так называемых беженцев из арабских и африканских стран.
Второе. Комиссия фон дер Ляйен должна быть открыта для принятия мер против возможного использования Штатами доллара в качестве оружия. С тех пор, как президент США Дональд Трамп вышел из иранской ядерной сделки, его администрация фактически решает за европейцев, с кем они могут торговать, угрожая вторичными санкциями против любой компании, которая ведет бизнес с Ираном, участвует в крупных российских проектах, сотрудничает с некоторыми китайскими компаниями, стоящими Вашингтону поперек горла. Задача геополитической комиссии заключается в определении областей, в которых американские компании асимметрично зависят от Европы. И где европейские санкции (или простая угроза санкций) могут быть реализованы с максимальным эффектом. Эта стратегия уже оказалась эффективной в противостоянии повышению американцами тарифов на импорт автомобилей.
Третье. Комиссии фон дер Ляйен придется заняться вопросом европейской обороны. В настоящий момент страны ЕС по своему отношению к этой проблеме разбились на три группы. В первую входят французы, которые хотят добиться европейской стратегической автономии и покончить с зависимостью от США. Вторая, во главе с Польшей, выступает за «стратегическое подчинение Европы НАТО» и хочет удвоить ставку на трансатлантические отношения, покупая больше американского оружия и создавая, образно говоря, «Форт Трампс», чтобы ощущать себя под защитой американского «зонтика». Третья, представленная Германией, предлагает проявлять «стратегическое терпение», основанное на надежде, что «в конце концов, Трамп дистанцируется от нас, а мы от него и так произойдет возвращение к нормальной жизни». Объективно говоря, шансов на то, что победит какая-то одна из групп — почти нет. Скорее всего, государства ЕС почтут за лучшее усилить вклад Европы в НАТО, чтобы она считалась лучшим партнером для Соединенных Штатов. То есть, никакой европейской армии, с последующим заявлением «слухи о смерти мозга Североатлантического альянса оказались сильно преувеличенными».
Четвертое. Комиссия фон дер Ляйен должна пересмотреть политику ЕС в области конкуренции, которая в настоящее время сосредоточена внутрисоюзном протекционизме (иными словами — защите интересов определенных европейских корпораций на территории ЕС и сохранение тем самым ведущих позиций Германии и Франции по отношению ко всем остальным). Евросоюзу следует обеспечить защиту своему производству от внешней конкуренции.
Пятое. В связи с необходимостью, изложенной в последней фразе пункта 4, новая Европейская Комиссия должна будет разработать механизм проверки иностранных инвестиций. Беспокоясь о развитии собственного промпроизводства (и сельского хозяйства тоже), ЕС просто обязан контролировать приток капитала в ключевые (в евроСМИ почему-то их любят называть «чувствительными») сегменты экономики. В случае если какое-то из государств отказывается от иностранного финансирования какого-либо своего проекта «по причине защиты общеевропейских интересов от внешнего давления» (диктата) такому государству Брюссель обязан выплачивать компенсацию. То есть, страна (отрасль) все равно должна получить инвестиции, только теперь уже внутриевросоюзные, не угрожающие проекту перекупкой его внешним инвестором. Которому следует сказать «спасибо» за подсказку, куда вложиться. В дополнение к установлению общих процедур проверки, ЕС должен предоставить Комиссии право накладывать вето на иностранные инвестиции по соображениям безопасности. При этом Европейский совет оставляет за собой последнее слово. Но уже не единогласным решением (при наличии уже нескольких стран, которые ЕК совсем не боятся, единогласие недостижимо), а квалифицированным большинством голосов.
Шестое. Комиссии фон дер Ляйен нужно будет создать европейское агентство по киберзащите, организации, которая по сути своей полностью будет соответствовать названию, а не посвящать себя ловле блогеров, производящих фейковые новости. В частности, новые лидеры ЕС должны преобразовать Европейское агентство сетевой безопасности (ENISA) в учреждение с хорошо укомплектованными и хорошо финансируемыми централизованными группами реагирования на компьютерные инциденты, командами специалистов по борьбе с криминалом в киберсфере, а также разработчиков более надежных протоколов безопасности и постоянного их обновления.
Седьмое. Наконец, перед фон дер Ляйен будет поставлена задача перепозиционировать Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Эти финансовые учреждения должны стать надежным противовесом для китайской инициативы «Один пояс — один путь». Пока что ЕС не принял стратегического подхода к переформированию своей глобальной финансовой архитектуры, и его реакция на глобальную инвестиционную и развивающую деятельность Китая в лучшем случае была робкой. Предоставление ЕИБ и ЕБРР миссии глобального финансирования проектов за пределами Европы поможет устранить этот недостаток. Более того, это позволило бы Европе спасать страны, сталкивающиеся с финансовыми или финансовыми кризисами в случае, если США или Китай попытаются связать руки Международному валютному фонду или другим учреждениям.
Каждое из этих семи испытаний проводится в той области, где ЕС потенциально может стать крупнейшим игроком, способным конкурировать с самыми мощными державами. Но каждый вызов потребует подлинного единства между европейцами, при котором институты ЕС и правительства государств-членов будут работать без сбоев.
Для этого Урсуле фон дер Ляйен нужно добиться всеобщего согласия членов ЕС. Чего и раньше-то не было, несмотря на заверения, что оно есть, а теперь и вовсе выглядит маниловщиной. В условиях, когда новая глава ЕК уже провозгласила курс на полную дигитализацию жизни населения и «озеленение» энергетики, сопровождающееся обязательным введением углеродного налога рассчитывать на единство во взглядах не сложно, а невозможно. Выполнимыми из семи приведенных выше основополагающих задач выглядят максимум четыре (пункты 2, 5, 6 и 7). Честное слово, программа КПСС 1961 года, предусматривавшая построение коммунизма за 20 лет выглядела реалистичнее.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+