Состоявшийся в Лондоне саммит стран — участниц Североатлантического альянса оказался не только юбилейным, но и предсказуемым. К семидесяти годам дедушка окончательно впал в маразм. Собрание участников военного блока вылилось в типичный базар, столь же громкий, сколь и не последовательный. Зато скандальный.
Прибывший в британскую столицу Трамп назвал канадского премьера Трюдо двуличным типом за какую-то его антитрамповскую шутку в кулуарах. Еще ярче он пнул Францию, намекнув на возможность депортировать ей плененных в Сирии радикальных исламистов французского происхождения.
Продолжается битва взаимных заявлений между Эрдоганом и Макроном по вопросу смерти мозга НАТО. Журналисты гадают, куда турецкий президент порекомендует французскому направить парижский ультиматум.
Джонсон и Столтенберг традиционно говорят о незыблемости единства НАТО и его великих перспективах. Тогда как и.о. премьер-министра Испании Педро Санчес заявил прямо обратное. Мир слишком изменился. Альянс от перемен критично отстал. Страны-члены должны выработать новую стратегию организации на ближайшие десятилетия.
Ну и совсем уж водевилем выглядят попытки одновременно укрепить усилия по отражению растущей военной и геополитической угрозы со стороны России с одновременным рассмотрением идеи по её приглашению вступить в альянс.
Юбилейный 70-й саммит Блока вылился в королевство кривых зеркал, где правая рука не знает, что делает левая, а голова вообще не понимает — всё это для чего. На фоне явных финансовых проблем (перед самым отлётом в Лондон Трамп объявил о сокращении объёма расходов США на НАТО с 22 до 16% бюджета Организации) лидера страны Альянса объявили о решении распространить зону его оперирования ещё и на космос.
В реальном мире они тоже придумали новую инициативу. Впрочем, нечто подобное они изображают каждые два года. Сначала это был Корпус сил повышенной готовности, потом Бригада сил НАТО повышенной оперативности, а теперь вот придумана формула 30−30−30 за 30. Страны альянса взяли на себя обязательство в случае необходимости предоставить центральному командованию 30 наземных батальонов, 30 авиаподразделений и 30 боевых кораблей в течение 30 суток.
Инициатива поставить за месяц в первую линию 150 тысяч штыков выглядит, конечно, грозно, однако реалистичность её достижения остаётся сомнительной. Как показали учения 2018−2019 годов, анонсированный в 2016—2017 годах Еврокорпус численностью в 15 тыс. человек по факту оказался способен собрать менее 3,5. Причём именно боевых частей там оказалось чуть более 800 человек. Где в нынешних условиях они возьмут 150 тысяч (!), остаётся решительно непонятным. Хотя обещать, как известно, ещё вовсе не означает действительно жениться.
Однако не стоит думать, что некогда грозный западный военный блок окончательно превратился в цирк-шапито. Пока колхоз его участников на общем собрании играет в демократию и пытается важно надувать щеки, люди серьёзные, как принято говорить, на полях мероприятия, совершенно не пиарясь, решают свои конкретные вопросы.
Например, Трамп провёл переговоры с Эрдоганом. О чём там шла речь — все молчат, однако пресс-служба президента Турции назвала их плодотворными, а в Белом доме о ней отозвались — «хорошо поговорили». Вероятно, в ближайшее время стоит ожидать интересных заявлений.
Но главное не это. За всей бесполезностью яркой мишуры официальных заявлений США, похоже, тихо формируют тот самый Восточный вал, о котором уже неоднократно говорилось ранее. Польша подчёркивает важность и успешность расширения военного сотрудничества с Америкой.
В частности, по формированию у себя тыловой инфраструктуры экспедиционных сил США численностью порядка 50 тыс. человек. Что характерно, именно американской армии, а не частей НАТО. Причём платить за это поляки намерены из своего кармана.
Польский бастион должен стать своего рода тылом западной (читай — американской геополитической и военной) оборонительной линии в Восточной Европе, передовой фронт которой сформируют республики Прибалтики. Причём министр обороны Эстонии генерал-майор Мартин Херем, не скрываясь, высказался за создание из стран региона единого военного протектората под управлением НАТО, ради которого назвал вполне уместным пожертвовать даже частью национальной независимости.
И эти его слова ни у кого там возмущения не вызвали. Даже у правительства Эстонии. Интересно, что думают по этому поводу в Белоруссии, у нынешнего руководства которой это понятие стало носить с 2014 года гипертрофированный характер.
Это наводит на вполне определённые мысли. Североатлантический альянс действительно умер, но за его внешним пока ещё трепыханием уже идёт процесс формирования Вашингтоном новой военно-политической конструкции в Европе. Довольно опасной, учитывая последствия отказа США от условий договора по РСМД.
Но это в тени, а на сцене пляшут клоуны, прежде всего украинские. Хотя руководство Блока прямо говорит об отсутствии в ближайшие два десятка лет каких-либо положительных перспектив принятия Украины в НАТО, Киев всё равно пытается к блоку хоть как-нибудь примазаться. Власти Украины объявили о желании арендовать в здании штаб-квартиры Альянса офис для своего военного представительства. Речь идёт о сумме в 850 тыс. евро.
Специально для ИА REGNUM
Рейтинг публикации:
|