Сразу два видных польских политика, включая президента Анджея Дуду, сделали комплиментарные заявления в адрес России, и это, вероятно, не просто так и не совпадение.
Два раза подряд — это не совпадение. Вице-спикер Сената Польши Богдан Борусевич назвал большой ошибкой решение Варшавы отменить действие режима местного приграничного передвижения (МПП) между польскими регионами и Калининградской областью. Мало того, Борусевич заявил об этом в интервью ТАСС.
Политик назвал соглашение о МПП «успехом Польши и России, важным для жителей этих регионов шагом». Этот режим, затрагивавший один миллион человек в Калининградской области и два миллиона в Польше, по словам Борусевича, «прекрасно функционировал», «не было никаких проблем».
Сенатор выразил непонимание, почему действие данного соглашения было остановлено польской стороной, так как оно приносило «очень большую экономическую выгоду приграничным регионам Польши». Борусевич напомнил, что это мотивировалось Варшавой некими исходящими от России угрозами, но он «не заметил никаких угроз, исходящих от российских туристов», ещё раз повторив, что «это решение навредило Польше».
Разъясняя свою позицию, Борусевич указал на важность непосредственных контактов народов обеих стран:
«Мы проходили разные исторические перипетии. Но с немцами мы тоже их проходили. Свободное движение на границе привело к тому, что два народа узнали друг друга и пришли к согласию.»
В заключение вице-спикер польского Сената выразил надежду, что «в будущем» действовавший с 2012 по 2016 год режим МПП с Калининградской областью будет возвращён.
Москва, со своей стороны, не видит объективных причин для принятого Польшей решения о приостановлении режима МПП с Калининградской областью. Его суть заключалась в том, что жители российского анклава могли пересекать польскую границу без визы, но с загранпаспортом и карточкой-разрешением на право находиться в Польше до 30 дней за одну поездку и до 90 дней за полгода. Скорее всего, Варшава пошла на этот шаг, чтобы «наказать» Россию за Крым и Донбасс, но наказала саму себя, вернее, своих граждан, делавших бизнес на Калининграде.
И Дуда тоже
Если бы это дружелюбное заявление видного деятеля страны, из властных инстанций которой раздаётся постоянная критика России за всё и вся, было единичным, можно было бы не принимать его сильно всерьёз.
Однако буквально накануне Польша тоже и вдруг комплиментарно высказалась о России, да ещё на юбилейном саммите НАТО в Лондоне. Её президент Анджей Дуда, политическая карьера которого связана с правящей партией Ярослава Качиньского «Право и справедливость», на пресс-конференции по итогам форума отказался считать Россию врагом.
«Нет никакого врага. НАТО сейчас никто не атакует», — отметил он, подчеркнув, что врагом являются террористы. Дуда назвал Россию «соседом и партнёром». Да, Польша не всегда соглашается с её действиями, «но здесь речь не идёт о какой-то враждебности».
«Мы абсолютно не можем сегодня говорить о каком-либо враге на межгосударственном уровне», — подчеркнул он.
«Нельзя закрывать или изолировать какую-либо страну. Нужно работать над улучшением взаимоотношений», — подчеркнул президент Польши, который до сего времени высказывался о России весьма жёстко.
Смена курса?
Налицо смена курса? Возможно. Два таких заявления подряд, безусловно, отражают некие новые веяния и вряд ли, повторим, могут быть совпадением.
Однозначного ответа на вопрос, что могло обусловить очевидную смену курса, у нас нет. Как и ответа на вопрос о том, это риторика или нечто большее. Второе подтвердится, когда Польша перестанет крушить советские военные памятники. Но где искать ответ на эти вопросы, более-менее понятно.
Во-первых, именно в таком ключе говорить о России становится модно. Этим занимаются как президент США Дональд Трамп, так и политический лидер Европы президент Франции Эммануэль Макрон, рассчитывающие опереться на Москву в своей глобальной политике.
Это действительно модно
На том же саммите НАТО Трамп сказал: «Я считаю, что НАТО всегда нужно поддерживать диалог с Россией. Я думаю, с Россией можно выстроить очень хорошие отношения. Я не вижу никакой проблемы в том, чтобы генеральный секретарь (альянса — Прим. Царьграда) общался с Россией. Мне кажется, это очень важно».
Макрон назвал Россию «соседом и партнёром» в решении международных проблем. Он призвал «определить сферы совпадающих интересов», чтобы «вместе строить то, что я называю новой архитектурой доверия и безопасности».
Президент Франции не устаёт повторять: «Если мы хотим стабильности в Европе, то крайне важно начать стратегический диалог с Россией». Макрон настойчиво требует от НАТО прекратить смотреть на Россию как на врага.
Неудивительно, что генсек альянса, которому Россия объективно нужна именно в роли врага, Йенс Столтенберг, вынужден в этих условиях заявлять об «открытости полноценному диалогу» с Москвой. Назвав Россию в Лондоне ближайшим и самым большим соседом альянса, Столтенберг повторил: «Мы должны стремиться к диалогу, стремиться к улучшению отношений.»
Если США и Франция, а также НАТО, членство в котором Польша очень ценит, особенно в связи с тем, что у США Трампа появилась тенденция «кидать» своих союзников, ведут такие речи, то Варшава, видимо, просто не должна отставать. Угодить Вашингтону, Парижу и Брюсселю, где находится штаб-квартира НАТО, Польше никак не помешает.
Или испугались?
Во-вторых, в Варшаве могли, наконец, осознать, что оголтелой русофобией вкупе с расширяющимся конфликтом с ЕС по ряду проблем, требованиями «репараций» с Германии и России, поляки сами создают ситуацию, в которой однажды уже потерпели национальный крах. Никакой надежды на то, что Россия их спасёт в очередной раз, у них нет. Поэтому в интересах самосохранения и в условиях, когда полагаться на США становится проблематично (польскую элиту очень расстроила судьба курдов в Сирии), это самая правильная политика для того, чтобы снизить напряжённость в отношениях с Москвой. Россия как враг для поляков и для Запада была и есть неуязвима, зато придушить её в дружественных объятиях им иногда удавалось.
Поэтому если мы увидим, что поляки с меньшими энтузиазмом и настойчивостью будут зазывать к себе натовские и американские войска (что, как они не могут не понимать, делает их самих автоматически целью российских ракет), то выше высказанное предположение может оказаться справедливым. На «Северный поток – 2» смена курса, конечно, не распространится. Потому что он усиливают Германию, к которой у поляков сложные чувства. С другой стороны, они рассматривают самих себя как транзитную страну и хотят зарабатывать на российском газе.
На России можно «заработать»
Для смены курса имеется и очевидная внутриполитическая причина. И это в-третьих. Дело в том, что русофобия в глазах польского правящего класса всегда имела инструментальный характер. Однако правящая партия «Право и справедливость», как продемонстрировали очередные парламентские выборы, настолько популярна в народе и проводит такую потрясающую экономическую политику, что уже просто не должна нуждаться в таком сомнительном способе поддерживать свою популярность. Он – излишен. И он ей определенно вредит, поскольку прошедшее в парламент с 11 депутатами крайне правое политическое объединение «Конфедерация» выступает за тесные отношения с Россией, в которой видит родственную консервативную страну, а их голоса Качиньскому могут потребоваться.
Поскольку русофобия искусственно насаждается в Польше, а многие поляки так ей и не поддались, либерал-консервативная «Гражданская платформа» (как раз к ней принадлежит вице-спикер Сената Борусевич) также может попытаться сыграть на этом поле, чтобы отобрать у Качиньского часть сторонников. Особенно среди поляков, живущих в российском приграничье.
В общем, будем внимательно следить за тем, какие ветры и в какую сторону задули в Варшаве. Если данная версия верна и начинается «оттепель», будут новые позитивные заявления, а их количество однажды перейдёт в новое качество. Польша от этого только выиграет, даже на Украине.