Кыш отсюда!
В первой части истории мы познакомились с
историей военной и гражданской авиационной орнитологии. В окончании уделим внимание приемам предотвращения столкновений самолетов с птицами, которые до сих пор, к сожалению, далеки от совершенства.
Схема размещения средств активного отпугивания птиц на аэродроме
Самым, наверное, бережливым способом защиты летательных аппаратов от невинных птиц является регулярный уход за территорией аэродрома. Цель – создание такого внешнего вида, который бы не привлекал птиц. Поэтому никаких свалок поблизости, а все бытовые отходы требуется хранить только в непрозрачных мешках, чтобы не привлекать лишнего внимания зорких птичьих глаз. Кроме этого, все мелкие водоемы должны быть также устранены – они могут стать местом обитания самых опасных, тяжелых и неповоротливых водоплавающих птиц. Траву вблизи ВПП, естественно, регулярно выкашивают (чтобы всякие перепелки гнезда не вили) либо заменяют невысоким клевером с люцерной. Отсутствие высокой травы помогает избегать еще и расселения мелких грызунов, на которых охотятся хищные пернатые. Также предпочтительно вырубать на удалении в 150-200 метров от рулежных дорожек и ВПП все деревья и кустарники.
Это является одним из указаний Международной организации гражданской авиации (ICAO, International Civil Aviation Organization), координирующей соблюдение безопасность авиаперевозок. Дальше – сложнее. В уважающих себя компаниях специалисты исследуют флору на предмет медоносов, которые привлекают насекомых, которые, в свою очередь, являются кормовой базой для птиц. Нередко все вышеописанные приемы не дают ощутимого эффекта – стаи птиц продолжают летать косяками поперек взлетной полосы. Приходится тщательно обследовать территорию на удалении в несколько километров от аэропортов. Таким образом в Томске удалось пресечь смертельно опасные полеты голубиных стай поперек ВПП местного аэропорта. Оказалось, что голуби сотнями летали кормиться из ближайшего села на ферму. Пришлось все доступные корма изолировать от птиц, что и стало решением проблемы. Кстати, выносить аэропорты в глухомань от всего населенных пунктов нельзя – птицы рассматривают поселки как отличную кормовую базу и не отвлекаются лишний раз на место базирования самолетов.
Естественно, пассивные методы защиты аэродромом и аэропортов абсолютно недостаточны и должны применяться в комплексе с активными приемами отпугивания. При этом важно помнить, что только в России каждый десятый вид пернатых занесен в Красную книгу. Это заставляет разрабатывать особые подходы к активной защите путей авиасообщения.
Одним из самых первых способов отпугивания птиц стали биоакустические приспособления, транслирующие пернатым нарушителям сигналы тревоги и крики хищных птиц. Первыми в этом деле стали американцы, когда в 1954 году разогнали нежелательные стаи скворцов записанными птичьими криками бедствия. Современным примером служит зарубежная установка Bird Gard, которая имеет широкий спектр применения — от токсичных для птиц производств и сельскохозяйственных угодий до крупных авиационных транспортных узлов. Из отечественных аналогов можно привести установки «Биозвук МС» и «Беркут». Общим требованиям к использованию подобной техники является удаленность от мест проживания людей – издаваемые звуки очень громкие (более 120 Дб) и способны нарушить психическое равновесие обитателей небольшого поселка. На расстоянии в 100 метров такой звук может вызвать у человека рвоту. Система «Биозвук МС» и менее мощная модификация ММ с 2017 года поставляется в Министерство обороны России. Очевидно, что одним из важнейших объектов использования биоакустических отпугивателей стала авиабаза в Хмеймиме. Во-первых, в зимний период там активность пернатых если и уменьшается, то незначительно, поэтому опасность встречи с птицами фактически круглогодична. И, во-вторых, Ближний Восток – это одна из главных миграционных трасс птиц разного сорта и калибра. Производители биоакустических систем напоминают, что только панические для птиц сигналы недостаточны. Требуются еще как минимум еще и шумовые пропановые пушки, время от времени имитирующие оружейные выстрелы. Настоящим хайтеком стала роботизированная система «Airport Birdstrike Prevention System» от южнокорейских инженеров, которая в автономном режиме способна патрулировать окрестности аэропорта и военной базы. В случае обнаружения бортовым локатором пернатого нарушителя машина отпугивает его акустическим
оружием (знает «язык» 13 видов птиц) и облучает лазером.
Американская установка Bird Gard
Однако птицы далеко не всегда готовы адекватно реагировать на звуковые раздражители. Так, в конце 80-х годов в СССР военные и гражданские авиаторы решили провести эксперимент и определить, насколько быстро чайки адаптируются к биоакустическим отпугивателям. Для испытательного полигона выбрали свалку вблизи аэропорта Пулково, которая была словно в снежном покрывале от кормящихся чаек. Включили отпугивающие сигналы. Оказалось, что с каждым разом все меньшее количество птиц реагировало на раздражитель. Удивительно, но даже курицы, живущие в хозяйствах вблизи вертолетных площадок, со временем стали абсолютно индифферентны к пролетающем прямо над ними винтокрылым машинам. Поэтому все ухищрения по биоакустике могут быть эффективны только против непуганых экземпляров.
В своё время ВВС Советского Союза с такими защитными аэродромными системами зашли в тупик. Ежегодно армия теряла от столкновений с птицами до 250 двигателей и несколько самолетов с пилотами. Вот что сказал в начале 80-х годов генерал-майор Виктор Литвинов, начальник Метеорологической службы ВВС:
«Главной причиной того, что мы до сих пор не достигли удовлетворительных результатов, считаю человеческий фактор. Некоторые должностные лица ещё не прониклись чувством ответственности за решение важной государственной задачи. Они относят столкновения с птицами к стихийному явлению и считают его фатальной неизбежностью. Поэтому работа нештатных орнитологических комиссий авиационных частей зачастую сводится к выполнению обязанностей, возложенных на метеорологические подразделения. Профилактическая работа по предупреждению столкновений с птицами ведётся не всегда целенаправленно. Сказывается и отсутствие надёжных методик регулирования численности и поведения птиц в районах аэродромов. Технические средства обнаружения и отпугивания птиц не соответствуют современным нормам. Еще проблема. Советы министров союзных и автономных республик, местные советские органы не препятствуют, как им предписано, созданию на прилегающих к районам аэродромов участках местности свалок промышленных и бытовых отходов, плодово-ягодных плантаций, вызывающих скопление птиц».
Итогом такой критики стало постановление правительства СССР, в котором прямо говорилось о необходимости разработке комплекса мер по борьбе с птицами вблизи авиаобъектов. Но случилось это за несколько лет до развала страны…
Петарды, химия и шары
Для усиления эффекта отпугивания дополнительно применяют пиротехнические средства типа ракетницы «Халзан» с патроном ПДОП-26 (патрон для отпугивания птицы). Устройство создает в небе настоящее шоу с хлопками до 50 децибел, искрами и оранжевыми дымами. Предшественниками шумовых газовых пушек были карбидные установки, в которых взрывался ацетилен. Со временем поняли, что гораздо безопаснее и удобнее взрывать готовый газ, чем синтезировать его из карбида и воды. Но в любом случае такие системы малоприменимы для гражданских аэропортов из-за своей взрыво- и пожароопасности. С конца 80-х в мировую практику вошли лазерные излучатели, способные создать ситуацию дискомфорта у птиц на расстоянии до 2 км. Первопроходцами в это деле также были американцы, испытавшие устройства на птицах долины Миссисипи.
Кардинальным способом борьбы с птицами стало банальное отравление животных. Эта практика разрешена не во всех странах. Так, Италии, Австрия, Португалия и еще несколько стран Евросоюза не применяют химическое воздействие на птиц. Авициды (птичьи яды) запрещены и в США. В России такие вещества используются не в авиационном секторе, а для защиты сельскохозяйственных полей. Основным препаратом стал авитрол. Он и его производные в самых минимальных концентрациях вызывают непроизвольные конвульсии у животных, сопровождаемые криками птичьего ужаса. Это очень хорошо отпугивает остальных собратьев по виду. Альфахлоралоз – это снотворное для птиц, используемое на аэродромах. Вид спящих в произвольных позах собратьев вызывает у остальных птиц панику, подозрение в массовом и смертельном отравлении территории. В итоге крылатые нарушители воздушного пространства надолго ретируются. Кстати, прием развешивания трупов птиц на всеобщее обозрение также является эффективным средством отпугивания. Минусом использования химических веществ является немалый процент летальности, а также выветривание отравы с аэродромов.
У птиц очень зоркие глаза. Ученые решили обратить это свойство против них. Яркое изображение глаза хищной птицы или просто контрастные круги на шарах стали новым средством борьбы с пернатыми. Но лишь на первое время. Из воспоминаний советских военных метеорологов:
«Помню такое нововведение, как “шар-глаз”. Японцы предложили СССР закупить у них эффективное средство борьбы с птицами. В районе взлётно-посадочной полосы в воздух на тросе поднимался надувной шар с изображением глаза ястреба. Птицы должны были думать, что это глаз хищника, пугаться и улетать. Мы опробовали шар на одном из аэродромов и выяснили, что он действительно работает. ВВС закупили у японцев крупную партию шаров, которые распределили между всеми объединениями. Вскоре, однако, выяснилось, что птицы привыкают к присутствию “шара-глаза” и со временем начинают его игнорировать. Использование японского новшества, само собой, завяло, а на даче у каждого уважающего себя аэродромного метеоролога появились невостребованные шары».
Точнее об эффективности визуальных средств борьбы и сказать нельзя…
Грозный "глаз-шар"
Естественный хищник на службе аэропорта
Среди множества других способов защиты летательных аппаратов (сетей, трещоток, радиоуправляемых моделей птиц, зеркальных шаров, пугал и радиолокаторов) выделяются по своей эффективности ручные хищные птицы отрядов соколиных и ястребиных. Они на генетическом уровне вселяют страх в большинство пернатых. Впервые соколы и ястребы встали на службу в основных аэропортах и военных базах мира в 60-х годах, но в СССР они пришли только к концу 80-х. Помогли соседи по социалистическому лагерю из Чехословакии, которые создали методику дрессировки среднеазиатских соколов-балобанов. Однако в Советском Союзе так и не успели наладить практику широкого использования крылатых хищников в интересах авиации. Пожалуй, соколы эффективно работали только в Кремле, отгоняя мирных птичек от ухоженных пейзажей и цветников. Сейчас же большинство крупных аэрогаваней России пользуется недешевыми услугами орнитологической службы, главные роли в которых играют соколы и ястребы. Это тоже не панацея: животные болеют, линяют, устают, требуют специфического ухода и дрессировки. К тому же некоторые птицы отличаются бесстрашием (например, чайки), и, как только хищник садится на руку «оператора», тут же возвращаются на старое место.
Противостояние самолета и пернатых далеко до своего финала. С каждым новым шагом человека птицы находят пути адаптации и снова возвращаются в привычное место обитания. А человек как был лишним в воздухе, так им и остался.