Молниеносные и оказавшиеся весьма эффективными действия России в Сирии пока не получили должной и объективной оценки на Кавказе.
Как правило, тут видят главную причину резкого усиления влияния Москвы на Ближнем Востоке в её геополитическом противостоянии с Западом. А в лучшем случае -- в нанесении превентивного удара по террористам из ИГИЛ (организации, запрещённой в РФ – От ред.), большое число из которых были выходцы из России и стран СНГ.
Но это только верхушка айсберга. На самом деле перед Путиным в это же время стояла намного более важная задача: не допустить повторения истории XX века, усиления конфронтации России с Германией и Турцией, которые традиционно проводили антироссийскую политику, а, наоборот, перевести их из разряда противников в разряд, как минимум, партнёров.
Очевидно, что значение выполнения этой задачи в геополитическом долгосрочном плане для России намного превосходит все остальные российские внешнеполитические проблемы, включая даже Кавказ или Украину.
И, разумеется, российский дешёвый трубопроводный газ это никакое не «оружие», а просто средство для построения новой экономической реальности, в которой и Германия, и Турция это уже не противники России, состоящие в блоке НАТО, а партнёры, которым этот самый газ необходим как главное условие развития эффективной конкурентно способной экономики, не зависящей от капризов кого бы то ни было, включая США.
Есть ещё одно обстоятельство, на которое после сирийских событий почему-то в Закавказье не обращают внимания – это полный конфуз Вашингтона, как союзника, которому можно доверять. Попытка госпереворота в Турции в 2016 году, отказ НАТО поддержать Турцию после того, как она сбила российский бомбардировщик Су-24, предательство курдов – такие вещи на Востоке не прощают.
К тому же постепенный отход Турции от безоглядной ориентации на Вашингтон повлёк за собой коренные изменения в военно-политической ситуации вокруг бассейна Чёрного моря. Трудно теперь предположить, что Анкара после ввода в строй «Турецкого потока», строительства российской АЭС «Акуя» в Турции и поставок С-400 будет далее следовать окрикам из Белого дома. А это означает, что американская поддержка прозападных кругов в государствах Закавказья не будет столь эффективной.
Но тут с пониманием новой геополитической реальности большие проблемы.
Так, Соединенные Штаты и Грузия недавно заключили новое рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны на ближайшие три года взамен предыдущего, действовавшего с 2016 по 2019 год. Его подписали первый замминистра обороны США Дэвид Норквист и министр обороны Грузии Ираклий Гарибашвили.
Согласно новому соглашению, Соединенные Штаты продолжат реформирование вооруженных сил Грузии, помогут усилить территориальную оборону и продолжат проводить совместные военные учения, в том числе и крупномасштабные. Возможно строительство военного аэродрома на базе Вазиани близ Тбилиси. Другие подробности заключенного договора не приводятся.
Неужели в Тбилиси не понимают, что интерес Вашингтона к Грузии заключается лишь в в использовании Грузии как постоянного раздражителя России в Закавказье? И в этом смысле судьба Грузии и грузин волнует Вашингтон не больше, чем судьба приманки для более крупной дичи интересует охотника?
Да, США имеют интерес к Грузии ещё и в смысле использования её как плацдарма в конфронтации с Ираном. Но опять-таки американский интерес состоит в использовании. И это наводит на мысль, что нынешнее грузинское руководство, прекрасно зная о таких милых нюансах грузино-американских отношений, вполне этим не только довольно, но ещё и жаждет как можно больше увеличить свою зависимость от Вашингтона.
В Тбилиси предпочитают делать вид, что не знают о том, что внутренняя нестабильность в странах-союзниках США, избранных на роль моськи для российского медведя, является обязательным условием, так как весьма способствует напряжённости в регионе. И последние массовые протесты в Грузии, связанные с изменением выборного законодательства, тому яркий пример. Разумеется. в условиях постоянных внутренних конфликтов о развитии грузинской экономики можно забыть надолго.
Кроме этого, такая «пикантная» близость к Вашингтону нужна Тбилиси не столько и не сколько для развития страны и повышения благосостояния граждан, а для обеспечения сохранения власти у действующего режима. Но, как показывает опыт, Вашингтон всегда с лёгкостью бросает своих союзников, когда этого требуют его интересы.
Так что «благодаря» Грузии о военно-политической стабильности в Закавказье остаётся только мечтать. И сочувствовать грузинскому народу и его соседям – Армении и Азербайджану.