Слишком быстро подтвердилось наше предупреждение том, что мировое православие стоит на пороге смертельной для него эпидемии. Вот и в дружественной к РПЦ Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧС) нашёлся протеже Варфоломея, совершивший молитву с украинским Епифаном. Там завёлся носитель вируса антиканоничности, который, если его оперативно не изолировать, способен заразить весь епископат ПЦЧС и клир собственной епархии.
Речь идёт об Исайе (Славинке). Само его появление в епископате Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧС) – результат антиканонического вмешательства Фанара в дела чехословацкой и сербской церквей.
«Кидок» по-фанарски
В 1951 г. Московский патриархат предоставил автокефалию своему чехословацкому экзархату. До 1946 г. православные приходы на территории Чехии и Словакии (включая Подкарпатскую Русь) находились в юрисдикции Сербской православной церкви. После воссоединения части Подкарпатской Руси (в виде Закарпатской области УССР) с «Большой Русью» они перешли по братскому согласию между Сербской и Русской церквами в юрисдикцию последней. Что естественно, поскольку 99% православных в Чехии и Словакии – русины.
Стамбул тогда автокефалию ПЦЧС не признал. Экуменический патриарх Мелетий Метаксакис с появлением на руинах Австро-Венгерской империи новых государств устроил в Сербской церкви раскол, учредив «Православную церковь в Чехословакии» под своей юрисдикцией. Никто в неё не пошёл; контора приказала долго жить, но ростки из её могилы проросли.
Метастазы Метаксакиса – основоположника ересей восточного папизма и «православного» экуменизма – проявились и в 2013 году. Тогда, в преддверии выборов нового предстоятеля ПЦЧС, один из кандидатов решил заручиться поддержкой продолжателя чёрного дела Мелетия – действующего ересиарха Варфоломея. Дело в том, что последний в 1998 г. вынужден был пойти на компромисс и издать-таки свой томос об автокефалии ПЦЧС (на своих условиях – как преемницы фанарской «Православной церкви в Чехословакии»).
В 2013 г. на выборах предстоятеля ПЦЧС, несмотря на интриги Варфоломея и бесцеремонное давление Эммануэля Галльского и Арсения Австрийского, победил нынешний митрополит Ростислав. Стамбул его не признал, продолжая считать местоблюстителем своего протеже архиепископа Симеона.
Руками последнего в том же 2013 г. Экуменический патриархат приступил к воссозданию параллельной антиканонической структуры на канонической территории ПЦЧС. Однако в 2016 г. Варфоломею срочно понадобилось участие признанного всеми церквами митрополита Ростислава в предстоящем «Всеправославном соборе». И ПЦЧС «ради залечивания раскола» вновь наступает на старые грабли, соглашаясь на компромисс с заведомым «кидалой»: Варфоломей признает митр. Ростислава, а епископат ПЦЧС принимает в свой состав поставленных Фанаром «епископов».
Эти птенцы гнезда бармалеева и организовали ныне в Чехии очередную структуру, подчиняющуюся непосредственно Стамбулу и, соответственно, признающую «Святейшую церковь Украины».
А ведь ещё в 2016-м было видно, чем оборачиваются компромиссы с Варфоломеем на примере его вторжений на каноническую территорию Русской церкви.
С 1991 по 2016 г. Фанаром были попраны те же каноны, что и в случае с созданием параллельных структур на территории ПЦЧС.
Плоды бездействия
В 1996 году Варфоломей принял под свой омофор часть бывших священников РПЦ в Эстонии – извечной территории Московского патриархата. В 1993 г. эти клирики (преимущественно эстонской национальности) объявили о своём выходе «из-под руки Москвы» – Русской православной церкви. Они заявили о своём присоединении к так называемому Стокгольмскому синоду, или – официально – «Синоду Эстонской апостольской православной церкви».
Данная «церковь» в юрисдикции Стамбула была основана Мелетием ещё в 1923 г. – во время первых вторжений Фанара на каноническую территорию ослабленного большевистскими гонениями Московского патриархата. В 1945 году РПЦ восстановила свои исконные права в Эстонии. В 1978 г. Экуменический патриархат объявил свой «томос» 1923 года недействительным, но «синод ЭАПЦ» (бежавший в гитлеровском обозе и осевший в Стокгольме) не распустил.
И вот в 1993 г. эстонский Департамент по делам религий официально зарегистрировал этот «синод», хотя последний не имел ни одного представителя в Эстонии. А автономная Эстонская православная церковь (Московского патриархата) так и не была зарегистрирована. Шовинистически настроенные священники перешли во вновь зарегистрированную структуру. Через три года Фанар «возобновил действие томоса ЭАПЦ».
Московский патриархат сразу «приостановил» евхаристическое общение с Экуменическим патриархатом, но уже через три месяца «стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из юрисдикций принадлежать». Этим был попран принцип «одна церковная область – одна епархия», что не могло не поощрить Варфоломея к дальнейшим захватам. И чего ради? Каноническая Эстонская церковь и сейчас объединяет от 100 до 200 тыс. верующих, тогда как «ЭАПЦ» – всего 7 тыс.
Кафедральный собор ЭПЦ (МП) во имя св. Александра Невского в Таллине
Кафедральный собор «ЭАПЦ» в Таллине
В 2006 году Варфоломей принял в свою юрисдикцию епископа Сурожской епархии РПЦ, хотя тот не получил отпускной грамоты от патриарха Московского.
«Мы отрицаем возможность Константинопольского патриархата вмешиваться в юрисдикцию других Церквей», – заявил тогда председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, напомнив, что «именно эта идея разделяет нас сегодня с Римом». Из этого, однако, следовал вывод, что хотя бы со Стамбулом «единство следует соблюдать, ни в коем случае не отвечать ни на какие провокации, в результате которых это единство может быть разрушено». То есть во главу угла тут было поставлено единство с провокатором. Той же логике соответствовала и реплика митрополита Кирилла, согласно которой «лицо всего мира» было бы другим, если бы в XI веке не произошло церковное разделение между Римом и Константинополем. Как будто «лицо мира» изменил не отход Рима от Православия, не искажение им христианства, а последующее очищение Православия от этого пагубного для всего мира искажения. Можно представить, каким бы было лицо Русского мира, окажись он в орбите Западного христианства с его современными венчаниями педерастов, отпеваниями собак, поклонениями языческим идолам, распродажами храмов и культом мирского успеха.
Окончательно уверовав в собственную безнаказанность, Варфоломей приступил к действиям на Украине. Как мы теперь знаем, только гордыня «патриарха Филарета» (дай Бог ему подольше здоровья) сорвала в 2008 г. сделку Ющенко с Варфоломеем об объединении УПЦ-КП и УАПЦ в Киевскую митрополию Экуменического патриархата.
Киев, 2008 г.
Следует сказать, что в Киев тать прибыл по официальному приглашению патриарха Московского Алексия. И это – спустя какие-то три месяца после того, как Экуменический патриархат включил в свою Гонконгскую митрополию Китай. Так была образована параллельная структура на канонической территории автономной Китайской православной церкви Московского патриарха – наследницы русской духовной миссии (действовавшей с 1684 года), Пекинской епархии РПЦ (с 1922 г.) и Восточно-Азиатского экзархата РПЦ (с 1946 г.).
К «объединению украинского православия» Фанар вернулся в 2015 г., направив своих кураторов готовить «Объединительный собор». Однако и этим планам тогда не дано было осуществиться – Михаил Антонович Денисенко не согласился с пропорцией квот УАПЦ на этот «собор».
«Собор» Фанару удалось провести через три с небольшим года – была учреждена «Святейшая церковь Украины». Однако даже это пока не привело к мерам канонического воздействия на раскольника Варфоломея.
Отдсюда закономерное следствие: 28 октября 2019 г. минюст Латвии зарегистрировал «Латвийскую православную автономную церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата».
Что же, на очереди Российская Федерация? Ведь на её территории действуют три «епархии» (на самом деле пара-тройка приходов) «Киевского патриархата». И как только 92-летний бунтарь Денисенко отойдёт в мир иной, эти структуры вольются в СЦУ. А последняя – структура, напрямую подчиняющаяся Фанару.
Но мы-то не под НАТО!
«А ведь ситуация, сложившаяся в результате беспрецедентного вмешательства Константинопольского Патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви, была фактически запрограммирована, ее можно было упредить, – печалился ещё в 2001 г. епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько). – Первые "звонки" из Стамбула прозвучали в 1991 году, когда тогдашний патриарх Димитрий написал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию абсолютно вздорное письмо, в котором заявил, что признает каноническую территорию Московского Патриархата только в границах конца XVI века – времени основания Московского патриаршества (впервые эта не выдерживающая исторической критики “аргументация” прозвучала в 1924 году, когда Фанар признал в пределах канонической территории РПЦ раскольничью “Польскую православную церковь”). Мы просто "проглотили" это, не среагировали должным образом на этот вопиюще антиканонический акт. Затем Варфоломей, тогда еще митрополит, бывая в Киеве, поговаривал, что "Константинопольский Патриархат несет Украине мир". Опять не последовало должной реакции. Затем Патриарх Варфоломей вопреки канонам вмешивается в дела Иерусалимской поместной Церкви, запрещая в священнослужении ее клирика митрополита Лиддского Тимофея. Опять нет отпора. А коли нет отпора – началась эстонская история. А потом – украинская».
Епископ Ипполит (Хилько)
Отметим, что одновременно с «запрещением» архиепископа Лиддского Варфоломей с предстоятелями Александрийской и Элладской церквей «запретил» также убеждённых антиэкуменистов архиепископа Капитолийского Исихия и самого патриарха Иерусалимского Диодора. Последний не раз указывал Варфоломею, что гораздо разумнее было бы время, которое понапрасну тратится на бесполезные экуменические диалоги, использовать на установление взаимных контактов с сестринскими Православными Церквами и преодолевать межправославные проблемы.
По иронии судьбы принимавшая участие в судилище над суверенным предстоятелем Элладская церковь и сама через десять лет стала объектом вмешательства Варфоломея. В 2003 году он потребовал права личного утверждения епископов на «северных территориях» ЭПЦ (до присоединения к Греции в 1912-1913 гг. входивших в состав Турции). Афинский архиепископ Христодул проигнорировал вздорное требование Варфоломея (Экуменический патриарх по акту 1928 года имел право лишь на ознакомление со списком кандидатур в епископы). После того как Элладская церковь в 2004 г. избрала епископов самостоятельно, стамбульский патриарх прекратил евхаристическое общение с архиепископом Афинским. Вскоре, впрочем, последний вынужден был пойти на уступки. Что со светской точки зрения вполне объяснимо: Греция – член НАТО, Варфоломей – протеже гегемона в НАТО.
Посол США в Греции Пайетт на приёме у Иринея. Видно, кто хозяин
И уж вообще никакого отношения к «северным территориям» (теперь – двойного подчинения) не имела епархия южной Аттики (где расположены и престольные Афины). Тем не менее в 2010 г. Варфоломей потребовал от архиепископа Афинского Иеронима пересмотреть решение, по которому митрополит Аттики был снят с кафедры. Последний, будучи обвинённым в финансовых нарушениях, подал апелляцию... Экуменическом патриарху. И тот с удовольствием воспользовался самовольно присвоенным себе «правом разрешать споры между епископами внутри поместных церквей». Тогда Иероним заявил, что налицо грубое вторжение во внутренние дела Элладской церкви. Однако сегодня смирился и тихо поддакивает Варфоломеевой ереси.
Впрочем, не все согласны с тем, что вторжение на чужую каноническую территорию является ересью. Ведь это, казалось бы, не попрание вероучительных истин. И тогда действия Фанара на Украине, в Чехии и Словакии, в Греции, на Аравийском полуострове, среди славянских диаспор Западной Европы (это отдельный разговор) не могут быть основанием для предания анафеме.
Однако такая точка зрения полностью извращает действительное положение вещей. «Не каждый еретик – раскольник, зато каждый раскольник – еретик! – поясняет Фонду стратегической культуры священник Андрей Кудрявцев. – Ересь раскола заключается в нарушении догмата о единстве Церкви, который мы исповедуем в Символе Веры. Ведь мы веруем и исповедуем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это вероучительные догматы. Самим фактом своего существования раскол и самочинное сборище отрицают догматическую истину о единстве Церкви Христовой. Поэтому всякий раскол, всякое самочинное сборище – это практическая ересь; ересь по факту, пусть и не по теории».
«Догматы, каноны, «consensus partum» («согласие св. отцов») имеют один и тот же источник – Духа Святого, – напоминает диакон Илья Маслов. – Искажение Предания Церкви в какой бы то ни было форме есть грех против Святого Духа».
И как сказал Христос, «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). Ересиархи уже приговорены к смерти вечной. А Церковь земная обязана удостоверить это отлучением – дабы оградить чад своих от расколоучителей.