Озвученное Лавровым условие заключения мирного договора с Японией выявило базовое расхождение переговорных позиций Москвы и Токио. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Центра японских исследований Институт Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Признание Японией суверенитета России над южной частью Курильских островов является условием для заключения мирного договора между странами, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Этим он ответил на мероприятии рамках подготовки саммита "Большой двадцатки" главе внешнеполитического ведомства Японии Есихидэ Суге. Японский министр заявил, что Токио продолжит переговоры с Москвой, исходя из базовой позиции - решение территориального спора и последующее заключение мирного договора.
"Такая расстановка переговорных позиций показывает, что Москва и Токио зашли в тупик по ключевому вопросу, - отмечает востоковед. – Как известно, за последние годы премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент РФ Владимир Путин встречались 27 раз, основной тематикой диалога для Токио является "возвращение северных территорий" – так японцы называют острова Южно-Курильской гряды. Они с 1940-х годов уверены, что СССР незаконно отнял эти земли и в конечном итоге они должны быть возвращены.
Как известно, Абэ поклялся на могиле отца, что приложит все силы для возвращения Японии Курильских островов, потерянных в результате Второй Мировой войны. Казалось бы, определенный прорыв в переговорах наступил в ноябре 2018 года, когда Москва и Токио договорились вести диалог на основе Московской декларации 1956-го. Она предусматривает возвращение Японии двух из четырех островов – Шикотана и необитаемой гряды Хабомаи. И Абэ явно надеялся на формулу "два плюс альфа".
Японская стратегия
Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (государством-продолжателем которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны и что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Никто в мире не поддерживает претензии Токио.
Лавров в споре с Сугой подчеркнул, что лидер двух стран согласились продвигаться в обсуждении проблем на основе Московской декларации 1956 года. А в этой декларации четко сказано, что сначала должно быть признание итогов Второй мировой войны и признание суверенитета России над всеми ее землями, включая и Южные Курилы. И только потом речь пойдет о мирном договоре и каких-то территориальных обсуждениях.
"Формула "два плюс альфа", на которую рассчитывал Абэ, подразумевала, что Россия и Япония заключают мирный договор, и Москва тут же передает Токио Хабомаи с Шикотаном. А в договоре должно было быть прописано, что стороны вернутся к переговорам о суверенитете Итурупа и Кунашира, которые в конечном итоге тоже должны стать Японскими. Токио был уверен, что эта схема будет реализована – вплоть до того, что стал делать крайне самонадеянные заявления.
Так, в начале этого года Япония позволила себе реплики, что права русскоязычного населения Курил при передаче островов нарушены не будут. Спустя несколько дней прозвучало, что Токио "великодушно" не станет требовать у Москвы финансовых компенсаций за годы "оккупации" японских территорий. Это стало последней каплей в чаше терпения Москвы, которая в жесткой форме указала, что не намерена обсуждать вопрос суверенитета Курил – это произвело эффект холодного душа для японской стороны", - подчеркивает эксперт.
Переговорный тупик
Есть еще одна проблема, связанная с заключением мирного договора между Россией и Японией - это военный союз Токио с Вашингтоном. При подписании Московской декларации было установлено условие, что ее выполнение возможно только в контексте прекращения военного присутствия США на территории Японии. В этой стране на Окинаве размещена крупная военная база США – ни Токио, ни Вашингтон никогда не говорили о ее выводе.
Москва же справедливо опасается, что Япония сделает Курилы форпостом американской армии, с которой могут быть атакованы российские территории. Абэ заявлял, что Токио готов дать гарантии, что этого не случится. В России же понимают: срок полномочий нынешнего японского премьера истекает в 2021 году, а любой его последователь без особых проблем аннулирует любые принятые предшественником решения. Потому Курилы для РФ – вопрос государственной безопасности, решения которого Токио так и не предложил.
"Перепалка Лаврова и Суги показала, что все переговоры последних лет завели Россию и Токио в тупик – базовые позиции разнятся принципиально. Формула "два плюс альфа" явно реализована не будет и Японии придется о ней забыть. Равно как и о других планах получить в обозримом будущем острова Южных Курил. По сути, слова Лаврова показали: стороны вернулись к позициям, с которых диалог когда-то и начинался.
А значит, диалог Москвы и Токио может развиваться в сфере торговли, инвестиций, туризма или других вопросах по согласованию сторон. Вопрос Курил подвешен в воздухе, сколько бы ни питали иллюзий японские власти. И все указывает на то, что нового плана по возврату этих территорий, взамен провалившемуся, у Токио на сегодняшний день нет", - заключает Валерий Кистанов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+