То, что именно она в ближайшее время станет следующей после одиозного Филиппа Ильенко "рулить кино", практически вопрос решенный. В самом деле, стали бы Ассоциация киноиндустрии Украины, Украинская киноассоциация, Украинская киноакадемия при поддержке Министерства культуры, молодежи и спорта организовывать брифинг с кандидатом на поражение? 

Однако, следуя завету Ильича о том, что "важнейшим искусством для нас является кино", стали. Значит, уверены в лучшем из возможных вариантов. Этот или, лучше будет сказать, эта будущая глава на репетиции интронизации рассказала почти все, что ей предстоит сделать. 

В том числе и о том, что несколько месяцев назад не планировала вообще становиться руководителем Госкино. Честно сказать, несколько месяцев назад никто из украинцев не планировал, что страна вообще станет такой, как сейчас. Так что госпожа Синькевич еще хорошо отделалась. С другой стороны, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А Юлия была уже даже не солдатом, по кинематографическим меркам, а минимум полковником.

Юлия Синькевич — генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля, член наблюдательного совета и соучредитель Украинской киноакадемии, член Европейской киноакадемии, член Национального союза кинематографистов Украины, член Украинского оскаровского комитета.

 

В своей речи в Укринформе она, в частности, сказала, что новейшая история украинского кино началась в 2010 году. И с тех пор демонстрирует выросшее количество побед на международных кинофестивалях, общее количество произведенных фильмов, увеличившийся бокс-офис (доход от продажи билетов). Но сегодня пришел момент перехода на новый уровень. Это продемонстрировал кризис 11-го питчинга (конкурса сценарных идей в борьбе за госфинансирование).

Такая ретроспекция — явный камень в огород прошлого "очильныка", так как этот питчинг проходил в его каденцию. Его вероятная сменщица считает необходимым провести аудит финансовых обязательств Госкино за прошлые годы. Ведь Филипп Юрьевич раздал столько денег, что вернуть их государству будет ох как непросто! 

"Есть много проектов, которые из года в год переходят или по факту вышли в прокат, но считаются незавершенными. Не знаю досконально, по каким причинам эти проекты до сих пор не сданы и не закрыты. Но это то, с чем необходимо разобраться, и проекты такие завершить тем или иным путем. Даже судебными исками", — сказала Синькевич.

Юлия не думает, что при ее руководстве будут решены все проблемы, даже уверена, что не все ее решения будут нравиться всем и нас ждут ее ошибки. Но деловая репутация за прошедшие годы дает ей возможность пользоваться кредитом доверия, который нельзя потерять.

"Что бы я сделала первым делом: детальное, обоснованное и авторитетное исследование, анализ нашего рынка. Оно должно содержать много факторов и направлений: и вкусы аудитории, и объем рынка, и необходимость увеличения количества кинозалов, в т.ч. географическое. Мы должны получить ответ на вопрос: а сколько нам, собственно, нужно производить фильмов в год? 50 или 100? Мы этого не знаем достоверно, и, мне кажется, такое обоснованное исследование необходимо для нас и даст нам понимание того, куда мы можем двигаться и как строить стратегию развития киноиндустрии".

Из вышесказанного ясно, что курс взят на коммерциализацию, монетизацию и маркетизацию кинематографа. В условиях бюджетного дефицита дело, безусловно, своевременное. При условии, что это предложение найдет спрос у широкой аудитории, которая должна будет проголосовать, как говорится, гривной. И, желательно, настолько широко, чтобы не только гривной, но и евро, и долларом, которые в 25-30 раз ценнее украинской валюты. Ведь бюджеты в кино принято считать чаще в "зеленых".

 

Юлия это хорошо понимает и среди других пунктов своей декларации о намерениях называет разработку государственной программы по популяризации национальной кинематографии, создание бренда украинского кино.

"Об этом говорится много, кредит доверия украинского зрителя к украинским фильмам достаточно на низком уровне. Это должно быть модно, интересно, престижно — ходить на украинские фильмы, это должна быть достаточно масштабная кампания, которая зависит не только от Госкино, а должна быть в сотрудничестве с другими институтами, другими органами власти".

Тут, конечно, возникает вопрос: популяризация за счет государства, а бокс-офис — в пользу производителя? Но этот вопрос пока можно считать риторическим и оставить для следующих брифингов уже действующей главы, которая, тем не менее, понимает, что фильм не может быть и фестивальным, и кассовым хитом. Некоторые фильмы государство должно поддерживать для участия в киносмотрах, но должно быть понимание, что это за фильмы. Возможно, это курс на продолжение поддержки таких откровенно пропагандистских поделок, как "Атлантида". Или продажа франшизы на сериал "Что-то там в огне". 

Или стараниями советника главы СНБО Сергея Сивохо на питчинг выйдут фильмы о "донецких с человеческим лицом" и их — вдруг! — начнут снимать за деньги континентальной Украины, чтобы способствовать реинтеграции. Конкретики пока нет. Есть стремление запустить изменения нормативных актов и по опыту европейских кинофондов разработать программу поддержки производства и проката.

 

В вопросе дистрибуции Синькевич считает важным разработку программы субсидирования восстановления малых кинотеатров в городах с населением до 200 000 жителей. А также предоставление льгот на ввоз оборудования для кинотеатров и на производство оборудования в Украине, усиление защиты прав интеллектуальной собственности, поддержку продвижения украинских фильмов, кинофестивалей. "Пиратство есть проблема в Украине и отрезает часть прибыли, которую можно получить", — уверена Юлия.

В направлении международного сотрудничества Синькевич подчеркнула необходимость присоединения Украины к европейскому фонду поддержки кино Eurimages, а также к организации European Film Prоmotion, заключение двусторонних договоров о совместном кинопроизводстве, ежегодную поддержку Оскаровской кампании украинского фильма-кандидата, стратегическую поддержку Дней украинского кино за рубежом, налаживание сотрудничества с кинофестивалями класса А и стратегически важными кинорынками, проведение в Украине церемонии Европейской кинопремии.

Также Синькевич подчеркнула необходимость создания современного цифрового хранилища фильмов и разработку законодательных актов о государственном фонде фильмов для объединения в фонде всех киноархивов. Что весьма не демократично, но зато единоначально.

Итак, пора подвести промежуточные итоги: Юлия Синькевич набрала наивысшее количество баллов в конкурсе на должность председателя Госкино. Конкурс проводило Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. Заявилось 13 кандидатов, после первого этапа — проверки знания английского языка — осталось 8, после второго — знания законов Украины — 5, после решения ситуативных задач конкурентов у госпожи Синькевич не стало вовсе. Утверждение на должность должно произойти после собеседования в комиссии нацагентств госслужбы, которая будет рекомендовать Кабмину утвердить или не утвердить кандидатку в должности.

Довольно сложная процедура, надо признать. Как говорила Алиса в Стране чудес, «чем дальше — тем страньше и страньше». То ли дело в тоталитарном государстве: лидер назначил — электорат поддержал! Украине с этим сейчас временно не повезло — приходится пока играть в демократию без гарантий процветания. Хотя Зеленский и подает надежды на диктатуру с лицом комика, но надо еще подождать: мирной победы, консолидации вокруг вождя и выбора верного пути — в кинотеатры.