В 2013 году на киевском Майдане собрались протестующие против решения Януковича об отказе от интеграции с Европейским союзом и принятия им спасательного кредита от России. Внешнеполитический истеблишмент Америки явно был на стороне протестующих, ведь они, по большей своей части, были сторонниками европейского уклада гражданского общества и прав человека. Янукович был пророссийским и коррумпированным.
Вскоре там появился Маккейн и произнес вдохновляющую речь. Наш посол Нуланд раздавала протестующим печенье, одновременно с этим закулисно планируя состав правительства после свержения Януковича. В итоге протестующие победили и Янукович бежал из Киева. Он был смещен в результате парламентского голосования, которому, в соответствии с конституцией страны, все же не хватало достаточного количества голосов для его импичмента.
В общем, триумф внешней политики США. Однако был у всего этого один неприятный антидемократичный аспект. Протестующих на Майдане никто не выбирал. Президент, которого они сместили, был избран на срок до 2015 года. Протестующие представляли собой прозападные городские круги, но это не значит что они были большинством. Украина большая страна.
И эти параллели с нынешними разговорами в США об импичменте весьма явны. В обоих случаях избранного президента (на Украине Януковича, в США Трампа) истеблишмент называет коррумпированным. В обоих случаях результаты выборов президента называют подтасованными — в случае с Януковичем утверждали что он подтасовал голоса, а в случае с Трампом, что это было внешнее вмешательство в процесс голосования. В обоих случаях злодеем выступала Россия.
И в обоих случаях победа означала отказ от результатов национального голосования. Украинская «Революция достоинства» возможно и не была законной в соответствии с конституцией, но поэтому она и называется революцией. Судороги в других странах, когда в них к власти приходят прозападные правители, вызывают у американцев справедливые аплодисменты.
Тем не менее, Соединенные Штаты не другая страна. Нам не нужна революция. Мы не должны игнорировать нашу конституцию, которая неслучайно требует, чтобы имело место «особо тяжкое преступление», прежде чем выбранный президент был бы лишен своих полномочий. Недостаточно просто думать что Трамп так же ужасен как Янукович, а герои-сопротивленцы — наша версия благородных обитателей Майдана. Это не Украина.
P.S.: Внешняя политика, которую я здесь имею в виду, конечно, не ограничивается Украиной. В последние десятилетия во всем мире мы привыкли поддерживать не большинство, которому отказывают в справедливом голосовании авторитарные правители, а прозападно настроенных городских жителей, которых, тем не менее, перевешивают голосами невежественные «консервативные» сельские обитатели (звучит знакомо?). Одно дело, если наши политики слишком быстро принимают сторону просвещенной, хотя и проигравшей выборы стороны за рубежом. Но теперь это перенесли и к нам.