Встреча лидеров «нормандской четверки» должна состояться 9 декабря. Информацию об этом подтвердили в немецком правительстве и Елисейском дворце. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в российских государственных органах сообщает, что на саммите будут обсуждать вопросы особого статуса Донбасса, безопасности, амнистии и местных выборов. Вероятно, позиция Кремля останется неизменной: Украина должна четко и последовательно выполнять все обязательства, которые взяла на себя еще при Порошенко.
В преддверии исторической встречи лидеров Россия, Украины, Франции и Германии «Свободная пресса» решила разобрать 6 главных мифов о Минских соглашениях, которые бытуют по обе стороны фронта.
1. Особый статус — это выбор Донбасса
В последнее время местные власти в Донецке и Луганске активно внедряют миф о том, что особый статус в составе Украины — это якобы выбор народа. Достаточно вспомнить нашумевший флешмоб «Зеленский, признай выбор Донбасса», в котором по официальным данным приняли участие более миллиона человек. Большинство, разумеется, не по своей воле — пришла разнарядка «сверху». А «наверху» уже давно решили, что Донецк и Луганск должны ратовать за особый статус.
В действительности свой выбор Донбасс сделал 11 мая 2014 года. Вопрос, который выносился на референдум, был сформулирован предельно четко: «Поддерживаете ли Вы акт государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики?» Абсолютное большинство участников при высокой явке ответили утвердительно.
Недавнее социологическое исследование в Донбассе, проведенное украинским изданием «Зеркало недели», можно воспринимать как косвенное подтверждение результатов референдума. На шестом году войны 64,3% респондентов видят ЛДНР в составе России, 16,2% выступают за независимость, 13,4% - за особый статус в составе Украины. Только 5,1% готовы вернуться в «неньку» на условиях, которые существовали до 2014 года. Эти данные снова заставляют задаться вопросом: а кто сказал, что Донбасс поддерживает особый статус?
Референдум о самостоятельности ЛДНР можно не признавать и сомневаться в его репрезентативности, но он состоялся — это факт. Об особом статусе местных жителей никто не спрашивает — это тоже факт. Поэтому говорить о «народном выборе» совершенно неуместно.
2. Выборы в Донбассе нужны исключительно для легализации местной власти
Некоторые эксперты полагают, что проведение местных выборов в Донбассе — это инструмент легализации нынешних представителей ЛДНР. Сегодня Киев не рассматривает их как полноценную сторону переговоров, из-за чего минский процесс трудно сдвинуть с мертвой точки. Но после проведения выборов диалог с Донецком и Луганском выйдет на новый уровень.
Отчасти это правда: непризнание ЛДНР тормозит переговорный процесс (вспомним, как Леонид Кучма недавно отказался ставить свою подпись на одном документе с «лидерами боевиков», из-за чего могло сорваться согласование «формулы Штайнмайера»). Но ключевые вопросы будущего сосуществования стороны должны решить до голосования. Собственно говоря, нужно согласовать сам закон о местных выборах в Донбассе. Если в Донецке и Луганске его не одобрят, то и выборов не будет.
Закон об особом статусе также должен быть согласован и принят до выборов, поскольку он вступает в действие сразу после закрытия избирательных участков (де-юре он уже действует). С изменениями в Конституцию и амнистией теоретически можно разобраться потом. Но предварительно Донбасс должен как минимум получить подтверждение того, что Украина внесет изменения в Основной закон и не будет преследовать участников вооруженного конфликта.
Как ни крути, Киеву нужно оформлять «брачный договор» с «террористами». После выборов останется только проработка деталей.
3. У украинских партий на выборах в Донбассе нет никаких шансов
В качестве аксиомы по обе стороны фронта воспринимается утверждение о том, что после выборов у власти в Донецке и Луганске останутся те же люди. Пушилин и его команда, возможно, уйдут, но изберутся те, кто был на вторых ролях. Логика здесь простая: свои могут быть плохие, но чужие -хуже вдвойне. Поэтому Донбасс все равно проголосует за своих.
Так ли это на самом деле? «К местным выборам мы не готовы. Сейчас антирейтинг власти ДНР очень высок, и мы можем получить протестное голосование», — предупреждает экс-председатель Народного совета республики Андрей Пургин.
Трудно не согласиться: власть в Донецке оторвана от народа, результаты её деятельности за пять с лишним лет откровенно провальные. Успех на местных выборах может сопутствовать ей только в том случае, если в глазах избирателей она окажется меньшим злом.
Никаких шансов на выборах в Донбассе нет у украинских партий, которые стоят на националистических и прозападных позициях («Европейская солидарность» Порошенко, «Голос» Вакарчука и т. д.). Но ими политический спектр не ограничивается. Есть, к примеру, бывшие регионалы из «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ), которые последовательно выступают за нормализацию отношений с Россией. Виктор Медведчук и вовсе вхож в кабинет Путина, о чем лидеры ЛДНР даже мечтать не смеют.
Если Кремль посодействует, то ОПЗЖ, как минимум, покажет в Донбассе неплохие результаты. Максимум — получит в местных советах относительное большинство. По крайней мере, этот сценарий не стоит сбрасывать со счетов.
4. После выборов местная власть сможет инициировать присоединение Донбасса к России
Этот миф активно используется в ДНР для «обеления» Минских соглашений. Местным жителям пытаются доказать, что «Минск» — это некий окольный путь в Россию. Дескать, пройдут выборы, мы обзаведемся законной властью, и тогда эта власть сможет на легальных основаниях отделиться от Украины.
Конечно, это утверждение не выдерживает никакой критики. Полномочия местной власти в Донбассе будут четко прописаны в соответствующих законах. Баллотируясь на пост депутата местного совета, человек будет четко понимать, какие вопросы входят в его компетенцию, а какие — нет.
В уже принятом законе об особом статусе Донбасса, с которым согласны в Донецке и Луганске, ничего не говорится о возможности местных органов самоуправления отделяться от Украины, провозглашать независимость, проводить референдумы и т. д. Если депутаты все-таки решатся на этот шаг, у Зеленского будут все основания утверждать, что эти действия незаконны. Ни Киев, ни Запад мириться с ними не будут.
5. В результате реализации Минских соглашений Донбасс получит автономию
На Украине этот миф активную используют как «страшилку»: Донбасс вернется на правах автономии и во всех вопросах будет игнорировать позицию официального Киева. В этом контексте показательно недавнее интервью лидера националистов Андрея Билецкого, в котором он описывал масштабы предстоящей «зрады»: «Мы будем вынуждены признать особый статус Донбасса. Мы признаем суды, отдельную ветку прокуратуры, которая будет зависеть от сепаратистов. Признаем их право контролировать границу, их право не распространять на себя законы Украины, заключать экономические, политические и военные союзы с РФ».
Согласиться можно только с первыми двумя предложениями. По закону об особом статусе в Донбассе действительно должен действовать специальный порядок назначения судей и прокуроров. Но это не значит, что Киев остается за бортом. Предполагается «участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов». Формулировка очень размытая, однако очевидно, что некая процедура согласования кадровых назначений с центральной властью все же предусмотрена.
Остальные тезисы — сплошная ложь. Контролировать границу в результате реализации Минских соглашений будут украинские пограничники. О каком праве «не распространять на себя законы Украины» может идти речь, если «Минск» предполагает возвращение Донбасса в украинское правовое поле?
Никаких «союзов с Россией» тоже не будет. Будут только договоры о приграничном сотрудничестве с административно-территориальными единицами РФ. Вообще, о каких «военных союзах» говорит Билецкий, если у ОРДЛО не будет своей армии? Останется только народная милиция для охраны гражданского порядка, отряды которой создаются по решению местных советов.
К иным преимуществам особого статуса можно отнести разве что право на языковое самоопределение и государственную защиту расходов на социально-экономическое развитие региона (их объем при сокращении утвержденных бюджетных назначений должен оставаться неизменным). Ничего более Киев предлагать не собирается.
Пример реальной автономии — республика Крым, у которого при Украине была своя Конституция, свой парламент, свое правительство. А у Донбасса будут только стандартные местные советы с расширенными полномочиями. Так о какой автономии идет речь?
6. Минские соглашения помогут воссоединить Донецкую и Луганскую области
Как известно, границы Луганской и Донецкой республик не совпадают с границами соответствующих областей — линия фронта буквально «разрезала» регион. Если неподконтрольные Киеву территории возвращается в Украину, то формально эти области действительно воссоединяются. Но особый порядок местного самоуправления будет действовать не во всем Донбассе.
Одна часть региона будет жить по «стандартным» довоенным правилам, а другая будет пользоваться описанными выше привилегиями. То есть политически Донбасс останется разделен. Что с этим делать, похоже, никто не знает.
Источник
Рейтинг публикации:
|