Говорят, что новая метла по-новому метет.
Вот и новый президент Украины подписал новый указ. В нем идет речь о поручении до 31 декабря 2019 разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины целый перечень законопроектов, в том числе и в отношении информационной политики, а если конкретно, то «об урегулировании деятельности медиа в Украине, предусмотрев, в частности, положение о требованиях и стандартах новостей, механизмах предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения… а также предусмотреть усиление ответственности за нарушение законодательства об информации».
Урегулировать деятельность? Почему бы и нет. В законодательстве много неурегулированного и откровенно мутно и двусмысленно написанного.
Усилить ответственность? Тоже, почему бы и нет, хотя сначала нужно бы урегулировать. Вот, к примеру, во Франции журналистом является тот, кто половину и более своего дохода получает от того, что-то пишет, снимает или редактирует, то есть как-то связан со СМИ, а на Украине интернет-журналисты, когда нужно их наказать – журналисты, а когда защитить – уже не журналисты.
Механизмы предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации и ее опровержения нынешним украинским СМИ, давно превратившимся из средств массовой информации в средства массовой дезинформации и пропаганды лишними однозначно не будут. Хотя для того, чтобы они снова стали действительно СМИ. Может, еще не все потеряно, и это возможно?
А дальше странно, потому что речь идет о требованиях к новостям и их стандартам. Какие могут быть требования к новостям, помимо требования к их достоверности, а какие стандарты? Новости – они и в Африке новости, хотя бы потому, что в Африке к новостям нет никаких требований, а тем более стандартов. Их нигде нет, за исключением лишь Северной Кореи, пожалуй. Там не слышали о свобод слова и выражения взглядов, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека.
Понимание приходит, когда в указе читаешь о «запрете физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине». Нигде в законодательстве Украины не указано, какое именно государство является агрессором, но на украинском новоязе так называют Российскую Федерацию.
Окончательное же осознание, что значит этот новый указ нового украинского президента, приходит, когда понимаешь, что разрабатывать законопроекты будет детище государственного переворота - Министерство информационной политики, которое никто иначе, чем оруэлловским Министерством правды, а значит лжи, манипуляций и дезинформации никто не называет, и все придуманные им запреты приобретут силу закона.
Метла-то новая, но еще интенсивней метет по-старому.
Начало конца свободы слова? Нет, не начало. Продолжение. Начало было положено на майдане.
А может, чего мелочиться-то? Сразу официально ввести цензуру, обрубить интернет, а за иностранное радио и телевидение сажать в тюрьму, как в Северной Корее? К чему полумеры?