Чуть ли не первым антиканоническим деянием Варфоломея в качестве Экуменического патриарха стало вторжение в дела Иерусалимской церкви. Ему мешал убеждённый антиэкуменист патриарх Диодор. Для этого Варфоломей созвал «собор», на котором присутствовали патриарх Александрийский, архиепископ Элладский, часть епископов Экуменического патриархата, представители Кипрской церкви и греческой диаспоры со всего мира. По мнению профессора церковного права Салоникского университета Кириакоса Кириазопулоса, отказ пригласить в Стамбул представителей негреческих церквей был обусловлен «этнофилетизмом организаторов».
Тогда сместить патриарха Иерусалимского не удалось. Только в 2005 г. Фанар смог усадить в патриаршее кресло своего ставленника. И уже через пару лет Варфоломей благодарил возглавляемое патриархом Феофилом Братство Святого Гроба, «которое, несмотря на проблемы, существовавшие на протяжении веков, постоянно вело борьбу и удержало за нашей нацией святые места». Такие вот «чисто конкретные понятия» о святости земли, по которой ступал Христос…
Но не при жертвенной ли поддержке России — денежной (когда и самим-то не всегда хватало) и политической (нередко — в ущерб собственным интересам) удержалось греческое православие на Святой Земле? «Вся история взаимоотношений между Греческими и Славянскими Церквами есть история постоянной жертвенности славянских и, главным образом, Русской Церкви, жертвенности и материальными средствами и кровью своих сынов в пользу освобождения своих порабощенных греческих братьев от турецкого ига и козней их мнимых западных друзей», — напоминал ещё предшественникам Варфоломея проф. С.В. Троицкий.
Не есть такое слово на той же Земле Обетованной — хуцпа…
До поры до времени в Руской церкви ради православного единства старались не акцентировать внимание на этих болезненных моментах. Но год назад, когда РПЦ разорвала с Экуменическим патриархатом евхаристическое общение, стал вопрос Афона: можно ли верным Русской церкви совершать паломничество в эту монашескую республику на территории Греции, но духовно подчиняющуюся Экуменическому патриархату?
Тогда ваш покорный слуга обратился с вопросом к духовнику первого на Украине (и последнего, похоже) подворья русского афонского Пантелеимонового монастыря протоиерею Роману (Барановскому): «Может ли всё это вызвать протест Афона против действий Варфоломея?»
«Думаю, нет, — ответил священник. — Большинство монастырей греческие. А греки очень гордые. И они вообще «не понимают», что мы на их Афоне делаем. Хотя они видят, что наши паломники больше всех денег им приносят, заказывая службы и покупая их рукоделия. Очень много спонсоров из России и Украины. И они содержат в том числе и греческие монастыри. Строят для них новые помещения. Но греки есть греки. Национализм — их болезнь. Поэтому у них и надменность к славянам. Наш брат не уважаем в греческих монастырях. Они не восстанут против патриарха из-за нас. Они нашу печаль не разделят. Их не будет волновать, что Варфоломей раскалывает нашу церковь. Даже наш монастырь не восстанет, потому что он очень зависим от греков, от Греции. Варфоломей продумал всё. Продумал, как отреагирует Афон. Понял, что не восстанут».
Оценку о. Романа в целом разделяет духовник просветительского центра «Киевский Иерусалим» протоиерей Петр Семащук: «Я очень теперь переживаю за афонских монахов — выходцев из СНГ: на каком они теперь положении там будут? Им и в «мирное время» не очень-то сладко там жилось. Всегда было противостояние славянско-греческое. Даже на бытовом уровне. А сейчас греки получили «все основания» лишить всех прав наших собратьев. Причиной тому извечная греческая ревность, стремление к конкуренции за первенство в православном мире. Считают, что если они нам дали христианство, значит, они главные. Чтобы понять, о чём я, нужно посмотреть фильм «Моя большая греческая свадьба» (первую часть). Там всё о греках сказано: “От нас всё пошло, поэтому мы лучше и умнее”».
Вот что писал мне один одесский православный благотворитель, два десятилетия ведущий бизнес с греческими партнёрами (а потому предпочитающий не разглашать своё имя): «На Святой Земле греческим паломникам не рекомендуют посещать святыни, находящиеся не в греческих храмах. Священники с амвона «проповедуют» о том, что знание греческого языка является одним из обязательных условий спасения. Я не осуждаю весь народ, Боже упаси, но… Это очень тяжелый, горделивый и лукавый народ. Очень любят деньги, но когда стоит выбор между заработать или унизить русского, ВСЕГДА выбирается второе. Так что, ничего "такого" в греческом понимании, Варфоломей не сказал (что именно — ниже, — Д.С.). Для них это общеизвестно и неоспоримо. Это мы никогда ничему не учимся. В том числе и на своих ошибках».
На мой риторический вопрос «И как это сочетается с православием?», собеседник ответил: «Да никак. Я к ним очень скептически отношусь. Более сорока раз был на Святой Земле в индивидуальном порядке. Иногда месяцами жил. Такое знаю и такого насмотрелся, Господи помилуй. Я не про плохое, я про общую картинку — очень странное Православие, такой греческо-кошерный вид. Мне оно непонятно, и оно очень далеко от того, чему меня наставляли здесь».
А вот вышеупомянутые слова Варфоломея: «Наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в православии». Но «нравится или нет нашим русским братьям, рано или поздно они последуют решениям, которые принял Экуменический патриарх, потому что у них нет другого выбора». Сказано это было на собрании греческой диаспоры Константинополя. Вдумаемся только в словосочетание «греческая диаспора Константинополя»! И эти люди запрещают нам «иметь другой выбор»!
И сказано было тем самым «сверхчеловеком» (пребывающем в некогда Константинополе на птичьих правах), который несколькими часами ранее произнёс на воскресной проповеди, что «Экуменический патриархат борется за защиту Православия от опасности национализма и… тщеславия»!
Кстати, вот как выглядят величественнейшие службы самого-самого «Вселенского» патриарха при участии бесчисленных толп «высшей расы».
20 февраля 2019 г. Варфоломей направил предстоятелю Албанской церкви архиепископу Анастасию письмо по украинскому вопросу, в котором Экуменический патриарх буквально восклицает: «Мы недоумеваем, как наглость и злостная клевета по отношению к Матери Церкви и нашей Мерности лично бывает терпима некоторыми, а в некоторых случаях они вольно или невольно усваивают ее под видом согласия и повторения аргументации тех, кто воздвиг пяту на своего благодетеля. Неужели эти ученики любят Церковь и ее единство больше своих учителей? Да не будет этого».
На это секретариат Синодальной библейско-богословской комиссии (похоже, пером прот. Андрея Новикова) спокойно растолковал: «Отношения ученика и учителя по своему характеру всегда являются временными и конечными. Попытка выстроить вечную субординацию между народами по принципу «учитель — ученик» не может быть терпима в Церкви Христовой. Возмущение Предстоятеля Константинопольской Церкви, как видно, вызывает сам факт аргументированного несогласия с его неканоническими решениями по украинскому церковному вопросу».
Увы, проникли метастазы филетизма и в другие церкви греческой традиции. Вот что пишет тот же о. Андрей Новиков в соцсети: «Почитал выборку из Устава Кипрской Церкви. Пришёл в шок — как все запущено и насколько мы ложно политкорректно шли мимо вот этого с закрытыми глазами. И удивляемся сейчас Варфоломею. Греческий расизм (не обвиняю в этом весь греческий народ!) проник в матрицу самосознания Греческих Церквей. По Уставу Кипрской Церкви Архиепископом может быть только киприот, грек по национальности. Вот такой канцелярский, сам-собою-разумеющийся расизм. Представляете, какой бы вой поднялся в Европах, если бы в Уставе Русской Церкви было написано, что Патриархом может быть только русский по национальности! А если окажется, что какой-нибудь архимандрит, гражданин Кипра, по-гречески прекрасно говорит, но есть подозрение, что мама его с болгарином согрешила? Как будут определять? Череп измерять? Анализ ДНК проводить? Полное и официальное отвержение прямого указания Священного Писания: “нет ни Эллина, ни Иудея..., ни варвара, ни Скифа” в уставном документе ХРИСТИАНСКОЙ Церкви...».
Обнадёживает, впрочем, то, что опасность филетизма осознают лучшие греческие богословы.
«Как греческий священник и ученый я был бы счастлив, если бы в украинском вопросе историческая правда и священные каноны были бы за греко-православным Константинопольским патриархатом, — признаётся Виднейший богослов, протопресвитер Феодор Зисис. — Однако, к сожалению, правда на стороне Москвы, и, следовательно, мы должны поддержать сторону, против которой совершена историческая несправедливость, и прямо сказать, на чьей стороне история (хотя несомненно, что многие, движимые этнофилетизмом, обвинят нас в антипатриотизме и антигреческой позиции).
Я не возражаю ни против древнегреческого выражения «Платон мне друг, но истина дороже», ни против слов греческого национального поэта Дионисиоса Соломоса «Мы должны считать национальным то, что истинно».
Полагаю, что мы, христиане, превыше земных отечеств должны ставить нашу небесную родину и ее земное воплощение — Церковь, членами и гражданами которой мы все являемся, независимо от расового или национального происхождения: и греки, и русские, и сербы, и болгары, и грузины, и румыны, и арабы. Мы все являемся членами одного Тела Христова, коим является Церковь, и во Христе «нет уже Иудея, ни язычника… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 28). Любой, кто ставит во главу угла патриотизм и ценит его выше своей церковной идентичности, вводит в Церковь этнофилетизм, который нарушает соборность Церкви и ее наднациональное измерение. К сожалению, те, кто поддерживает или осуждает действия священноначалия, основываясь на принципе «свой — чужой», а не на исторической правде, впадают в этнофилетическое заблуждение.
Так и сегодня мы, греки, грекоязычные Поместные Церкви, в случае поддержки ошибочных действий Вселенского Патриархата можем впасть в соблазн этнофилетизма и пойти против вселенского и соборного характера Церкви».
В итоге Зисис проходит к выводу: «Грекоязычные Церкви, опираясь на историческую правду и каноническое Предание, чтобы избежать окончательного раскола, должны отстаивать исторические и канонические права Русской Церкви и не поддерживать ни явно, ни молчаливо беззаконное вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию. Если они делают противоположное, отстаивая из родства и из патриотизма греческого патриарха, то впадают в ересь этнофилетизма, которая была осуждена самим Константинополем в 1872 г.».
И если греческие церкви (или здоровые силы в них) прислушаются к словам богослова и его единомышленников, значит, будут у РПЦ союзники, когда придёт время выносить вопрос фанарских ересей если не на всеправославное обсуждение, то на архиерейский собор русской церкви — уже для вынесения анафемы еретикам (в первую очередь — ересиарху Варфоломею). И чем раньше до всемирного православия будет донесена аргументация к такому решению, тем безболезненнее для Православия злокачественные опухоли будут удалены.
29 октября ОВЦС УПЦ (МП) сообщил, что решение по ЭПЦ будет принято на ближайшем заседании синода. И обнадёживает то, что в его составе есть такие архиереи, как наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел, который ещё в начале Фанарского вторжения заявил: «Греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись… Но для меня первая — это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства — ничто».
Дмитрий Скворцов,
специально для alternatio.org