Россия делает все от нее зависящее, чтобы удержать соседнюю Беларусь в своей геополитической орбите. Минск, со своей стороны, стремится сохранить как можно больше суверенитета. Двадцатилетний альянс между двумя этими странами может начать разрушаться, после того как недавно Беларусь отказалась разместить на своей территории российскую авиабазу, а также продемонстрировала, что не особенно заинтересована в углублении интеграции в рамках союзного государства.
Самым большим препятствием для развития белорусско-российских отношений в настоящий момент является то, что лидеры двух стран никак не могут найти выход из тупика, в который зашли планы интеграции союзного государства. Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко недавно в очередной раз обсуждали перспективы этого альянса, но им не удалось прийти к соглашению по таким ключевым вопросам, как введение единой валюты и цены на газ, а также унификация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В принципе, они договорились углубить интеграцию между Россией и Беларусью к 8 декабря, когда будет отмечаться двадцатая годовщина подписания договора о союзном государстве. Однако, пока не видно никаких признаков того, что к этому моменту Москва и Минск смогут решить принципиальные проблемы, которые мешают дальнейшему интеграционному процессу.
Минск крайне заинтересован в более низких ценах на газ и нефть, но в то же время пытается сохранить общий статус-кво в отношениях с Москвой. Лукашенко осознает, что любые уступки Кремлю означали бы ослабление суверенитета Беларуси, которая уже на протяжении нескольких десятилетий успешно балансирует между Россией и Западом. Кремль, в свою очередь, планирует установить для Беларуси еще более высокие цены на российскую нефть и газ, а также, возможно, приобрести часть наиболее успешных белорусских компаний.
У западных держав тоже есть свои интересы в Беларуси. Более того, хотя они предпочли бы, чтобы президент Лукашенко был смещен со своего поста, но если это окажется невозможным, они не возражали бы, чтобы белорусский лидер оставался у власти, но только при условии, что он порвет связи с Россией и войдет в западный геополитический лагерь.
В сентябре нынешнего года заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл встретился с президентом Александром Лукашенко, поскольку две страны движутся в направлении нормализации отношений. В частности, Соединенные Штаты и Беларусь планируют обменяться послами после 11-летнего периода полной заморозки дипломатических связей.
Затем, в октябре Минск посетил советник по национальной безопасности Джон Болтон, который стал самым высокопоставленным американским чиновником, совершившим визит в Беларусь за многие годы. Согласно сообщениям СМИ, он предупредил президента Беларуси Александра Лукашенко об «угрозе безопасности, которую представляет для его страны Россия». Болтон, скорее всего, имел в виду провалившиеся российские планы построить в Беларуси авиабазу.
Со своей стороны, белорусские официальные лица, заявили, что не видят необходимости в создании такой авиабазы, поскольку это может привести к обострению региональной напряженности. Реакция России показала, что у нее нет механизмов, с помощью которых можно было бы заставить Минск разместить у себя российский военный объект. Москва даже не стала выдвигать обычных пустых угроз в адрес своих соседей. Вместо этого министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал этот отказ «не более чем неприятным эпизодом».
Тем временем, Беларусь продолжает позиционировать себя в качестве посредника и миротворческой силы в конфликте на Донбассе. Так, президент Лукашенко заявил, что его страна готова развернуть там миротворческую миссию и взять под контроль участок украинско-российской границы, к которому у украинского правительства сейчас нет доступа. Если Россия допустит такое развитие событий, она фактически может потерять контроль над самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, которые были созданы после начала вооруженного конфликта на Донбассе в 2014 году.
Кремль может потерять и Беларусь, своего самого близкого союзника среди всех постсоветских государств. Минск десятилетиями пытается заигрывать с Западом, и любое улучшение отношений между Беларусью и Западом должно вызывать тревогу в Москве. Поскольку переговоры по Союзному государству, скорее всего, не приведут к какому-либо прогрессу, российское влияние в Беларуси будет снижаться. В то же время западное влияние будет постепенно нарастать, но до тех пор, пока Александр Лукашенко находится у власти, он будет делать все возможное, чтобы сохранить баланс между Россией и Западом.
Впрочем, если Россия по-прежнему будет оказывать давление на Беларусь, чтобы принудить ее к углублению интеграции в рамках Союзного государства в обмен на дешевый газ и нефть, весьма вероятно, что Лукашенко попытается еще больше дистанцироваться от Кремля. В этом случае будет любопытно посмотреть, как Запад воспримет человека, которого прежде было принято называть «последним европейским диктатором».