Маленькая Россия простирается по бульвару Гири от 17-ой до 27-ой авеню. Этот небольшой русский анклав был основан в начале 1920-х годов в связи с прибытием в Сан-Франциско после окончания гражданской войны в России первой иммигрантской волны. Вторая волна пришла сюда после Второй мировой войны, когда русские, жившие в Китае, бежали оттуда из-за угрозы коммунистического захвата. Распад Советского Союза и бурный рост экономики в районе залива в 1980-х, 1990-х и начале 2000-х годов привели к последующим миграциям, благодаря которым в городе быстро увеличилось русское население, и многие из вновь прибывших поселились в районе Ричмонда.
Самой узнаваемой достопримечательностью Маленькой России является Собор Пресвятой Богородицы, также известный как «Радость всех скорбящих». Храм был построен в 1965 году и является крупнейшим русским православным собором за пределами России. Это грандиозное красочное сооружение пронзает небо своими шпилями красного, белого и зеленого цветов, увенчанными покрытым 24-каратным сусальным золотом куполами. Все это выглядит не совсем уместным рядом с соседствующими хозяйственными магазинами и маникюрными салонами.
Несмотря на свое название, Маленькая Россия не является исключительно русским местом. В этом районе также обитают ирландская, итальянская, китайская и другие общины. Здесь множество превосходных ресторанов — от корейских барбекю и китайских закусочных до мексиканских ресторанов и уличных точек японской кухни. Все они вместились между русскими булочными, чайными и кофейнями.
Район настолько разнообразен, что иногда может показаться даже немного сюрреалистичным. В тени величественного собора Пресвятой Богородицы располагается старейший в Сан-Франциско тики-бар ‘Trad’r Sam’.
Примерно в то же время, когда я открыла для себя Маленькую Россию, я пошла с друзьями в ‘Trad’r Sam’ после обеда в старинном итальянском ресторане «Гаспаре», расположенном на той же лице. Я сидела с одним из моих друзей Эриком и заказала фруктовый напиток, который принесли с маленьким зонтиком; в это время другие танцевали. В какой-то момент Эрик улыбнулся мне, и я поняла, что он мне нравится. Внезапно почувствовав себя застенчивой и взволнованной в связи с таким поворотом событий, я быстро ушла. Я до сих пор помню, как он стоял у паркомата и с унылым видом помахал рукой, когда я отъезжала. Если бы я могла вернуться в прошлое, я бы сказала ему: «Не волнуйся, я вернусь. И через несколько лет мы поженимся».
Когда я рассказала своему другу, который живет по соседству, что пишу эту статью, он сказал: «Прекрасно. Не забудь рассказать о Маленькой России — пока она не исчезла». К сожалению, многие обожаемые нашими мамами и папами магазинчики закрылись. Елисеевский гастроном предлагал широкий выбор мясных деликатесов, сыров и напитков; в Troika Gifts продавались великолепные расписанные вручную миски, вазы и статуэтки; Гастроном деликатесов славился великолепной русской кухней и дружелюбной атмосферой; а кафе Javacat, которое я посетила в тот день в 2004 году, было идеальным местом для чтения книг и учебников, где можно было просто посидеть, наблюдая через большие окна кафе за всем проходящим в Гири.
Хотя некоторые заведения закрылись, Маленькая Россия не исчезла. Ресторан «Русский Ренессанс» работает здесь с 1959 года. Стены украшены богатыми красочными картинами русских художников, а в меню включены блюда домашней восточно-европейской кухни. В трех кварталах отсюда находится банкетный зал «Эрмитаж», где предлагаются превосходная еда и живая музыка. «Красная таверна», расположенная в одном квартале от Клемент-стрит, открылась в 2011 году и предлагает в уютной обстановке домашнюю еду, такую как борщ и бефстроганов. ‘Aziza’, популярный марокканский ресторан, который, как полагали все местные жители, закрылся навсегда, только что вновь открыл свои двери для посетителей. А популярная булочная «Золушка», хотя и находится за пределами Маленькой России, является как бы продолжением района, предлагая национальную русскую выпечку, пироги и закуски.
Я часто бываю в этом уголке города по делам и чувствую признательность за то, что по пути на почту или в магазин бытовой техники я могу пройти мимо великолепных церквей и источающих ароматы булочных. Я покупаю персидские огурцы на Королевском Рынке и маринованную капусту на рынке Новый мир. Я брожу по «Европе Плюс», продуктовому магазину с огромными коллекциями русских DVD-дисков, пожелтевшими книгами на русском языке в мягкой обложке, матрешками, и, если вы рискнете воспользоваться хрупкой металлической лестницей, можно подняться на второй этаж, посвященный детским книгам.
В Маленькой России я могу забыть о всех своих проблемах и раствориться в окружающем меня мире, который говорит на многих языках. Я на несколько славных мгновений превращаюсь в путешественника в городе, который называю своим домом.