«Когда в апреле прошлого года Серж Саргсян объявил о своём уходе с поста Армении драматической фразой «Никол Пашинян был прав, а я ошибался», никто тогда не мог предположить, что эти его слова станут последним публичным выступлением на следующие полтора года, во время которых он будет хранить молчание», – говорится в статье Ани Меджлумян, опубликованной на крупнейшем американском портале, который рассказывает о событиях в бывших советских республиках.
После отставки Саргсян практически не появлялся на публике и не делал никаких заявлений. Он даже не принимал участие в парламентских выборах, которые состоялись в декабре прошлого года и на которых его Республиканская партия провалилась.
Издание отмечает, что в начале текущего года один из соратников Саргсяна в разговоре с корреспондентом Eurasianet рассказал, что экс-президент (и экс-премьер) просто выжидает. Саргсян и раньше не был особенно разговорчивым, однако он не собирается уходить из политики, просто он выжидает подходящего момента, когда сможет вернуться.
«Должна быть правильная атмосфера и подходящий момент. Момент, который работает на президента», – пояснил собеседник Eurasianet.
Неужели этот момент настал, задаётся вопросом автор статьи. Ведь на прошедшей неделе Саргсян вновь появился в информационном пространстве – дважды за одну неделю и в обоих случаях отметился выпадами против правительства Пашиняна.
30 октября он принимал участие в торжественном вручении аттестатов выпускникам политической школы имени Андраника Маргаряна. После торжественной части один из учащихся задал вопрос, не боится ли политик судебного преследования «на фоне волны судебных дел против бывших членов правительства»?
«Если мой арест сделает наш народ довольным и счастливым, если мой арест проложит путь к полному урегулированию событий 1 марта и 27 октября и нейтрализует угрозы для нашей страны, вернёт переговоры по Нагорному Карабаху на правильный путь, тогда пусть меня арестуют»,
– цитирует Eurasianet ответ Саргсяна.
Издание напоминает, что 1 марта 2008 года в ходе подавления массовых протестов погибло десять человек, а 27 октября 1999 года в парламенте Армении был совершён террористический акт, во время которого погибли восемь человек, среди них – два высших руководителя страны.
Затем 5 ноября Саргсян встретился с послом США в Армении Линн Трейси в офисе Республиканской партии в Ереване.
«Настоящая демократия – это ответ на популизм, ставший серьёзной проблемой для многих государств мира. Вопросы безопасности Армении и Арцаха, стабильности и мира в регионе будут оставаться приоритетными для нашей политической партии»,
– заявил он на встрече с послом США.
Во время встречи Линн Трейси отметила, что Соединённые Штаты всегда сотрудничали с различными армянскими партиями, в том числе и Республиканской, и «продолжают поддерживать демократическое, социальное и экономическое управление в Армении». Трейси подчеркнула, что это не последняя встреча с Саргсяном.
Eurasianet отмечает, что бывшему руководителю Армении пока удавалось избежать ареста, чего не скажешь о его соратниках и даже членах их семей. Сам же Саргсян большую часть времени проводит в Нагорном Карабахе – самопровозглашённой республике, президентские выборы в которой должны состояться уже в следующем году. По мнению издания, «Саргсян и его союзники видят в этих выборах последнюю возможность остаться у власти».
Между тем нынешнее руководство Армении прокомментировало появление на публике бывшего президента и премьера достаточно своеобразно.
Так вице-спикер парламента Ален Симонян заявил, «каждый раз, когда тот ложится спать и просыпается, ему следует бояться, потому что всё, что он и его окружение делали, никто не забыл».