Hukou - это система регистрации домохозяйств, используемая в материковом Китае . Сама система более правильно называется "худжи" и имеет свое происхождение в древнем Китае ; Хукоу это регистрация человека в системе. Регистрационная запись домохозяйства официально идентифицирует человека как жителя области и включает в себя идентификационную информацию, такую как имя, родители, супруг и дата рождения.
Хукоу также может ссылаться на семейный регистр во многих контекстах, поскольку регистр домашних хозяйств ( упрощенный китайский : 户口簿 ; традиционный китайский : 戶口簿 ; пиньинь : hùkǒu bù ) выдается на семью и обычно включает рождения, смерти, браки, разводы и перемещает всех членов семьи.
Система происходит частично от древних китайских систем регистрации домашних хозяйств. Система хукоу также повлияла на аналогичные системы в соседних восточноазиатских странах - например, в рамках структур государственного управления Японии ( косэки ) и Кореи (ходзю ), а также во Вьетнаме (хоху ). В Южной Корее система hoju была упразднена в январе 2008 года. Несмотря на то, что прописка в Советском Союзе и регистрация резидентов в России были несвязанными, они имели аналогичную цель и служили образцом для система хукоу современного Китая.
Из-за его связи с социальными программами, предоставляемыми правительством, которое назначает льготы, основанные на сельскохозяйственном и несельскохозяйственном статусе проживания (часто упоминаемый как сельский и городской), систему хукоу иногда сравнивают с формой кастовой системы. Это стало источником большого неравенства в течение десятилетий с момента создания Китайской Народной Республики в 1949 году, поскольку городские жители получали пособия, которые варьировались от пенсии по возрасту до образования и здравоохранения, а в сельской местности граждане часто оставались на произвол судьбы. В последние годы центральное правительство начало реформировать систему в ответ на протесты и изменение экономической системы, но эксперты размышляют о том, были ли эти изменения существенными или нет.
Автоперевод из https://en.wikipedia.org/wiki/Hukou
Реформа
В связи с быстрой индустриализацией Китая система Хукоу нуждалась в реформировании, чтобы приспособиться к новой экономической реальности страны. В 1984 году Государственный совет условно открыл двери торговых городков крестьянам. Жителям страны было разрешено получить разрешение нового типа под названием «продовольственное зерно с самообеспечением» Хукоу, при условии, что они удовлетворяют ряду требований. Основными требованиями является то, что мигрант должен работать на предприятии, иметь собственное жилье на новом месте и иметь возможность самостоятельно обеспечивать себя продовольственным зерном. Владельцы по-прежнему не имеют права на многие государственные услуги, и они не могут переехать в другие городские районы с рейтингом выше, чем этот конкретный город.
В 1992 году КНР запустила еще одну форму разрешения под названием «синяя печать» Хукоу. В отличие от «самообеспеченного продовольственного зерна» Хукоу, который ограничен определенными деловыми крестьянами, «синяя печать» Хукоу открыта для более широкого населения и допускает миграцию в более крупные города. В некоторых из этих городов были особые экономические зоны (ОЭЗ), которые были убежищем для иностранных инвестиций. Приемлемость была в основном ограничена теми, кто имел семейные отношения с отечественными и зарубежными инвесторами. Система Хукоу пережила еще одну форму освобождения в 2001 году после вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Хотя членство в ВТО подвергало сельскохозяйственный сектор Китая иностранной конкуренции, что приводило к потере рабочих мест, оно стимулировало трудоемкие сектора, особенно в текстильной и швейной промышленности, что приводило к росту спроса на рабочую силу в городах. Интенсивность патрулирования и проверки документов были ослаблены.
В 2003 году также были внесены изменения в порядок содержания и обработки незаконных мигрантов. Это стало результатом взрыва СМИ и интернета, когда образованный в колледже урбанист по имени Сунь Чжиган был избит до смерти после того, как его арестовали за работу в мегаполисе Гуанчжоу без надлежащего удостоверения личности Хукоу.
Несмотря на реформы, нынешняя система Хукоу по-прежнему остается принципиально неповрежденной из-за сохраняющихся различий между сельскохозяйственным и промышленным секторами штата. Хотя система весьма противоречива и оскорбительна, полный отказ от Хукоу нецелесообразен из-за сложности и взаимосвязанности современного китайского экономического общества.
Его устранение может привести к такой масштабной миграции, что это может нанести вред городской инфраструктуре и разрушить сельскую экономику. На данный момент небольшие изменения будут по-прежнему вноситься в Хукоу, поскольку это совпадает с изменяющимся политическим климатом в Китае.
Источник - https://ru.lifehackk.com/29-chinas-hukou-system-1434424-4288
* * *
...Китайские рабочие еще не разочаровались в возможности восстаний против эксплуатации. Быстрая индустриализация и миграция из села в город за последние 20 лет представила плодородную почву для промышленных переворотов гигантских масштабов. Но масштабная борьба рабочих на местном уровне все еще не закрепилась в какой-либо организованной форме на фабриках и не объединилась в организованное рабочее движение.
Ненадежный и недолговечный характер трудовой миграции, который отчасти способствовал готовности рабочих участвовать в борьбе, также препятствовал развитию стабильного и организованного пролетарского движения. Десять лет назад предвидели, что второе, а сейчас уже третье поколение приезжих рабочих, больше осядет в городах, оставив свои сельские привычки и прервав все связи, и сформирует основу для стабильной рабочей силы и движения. В то время как многое указывает на этот процесс, существуют также значительные тенденции, препятствующие этому развитию.
Во-первых, вопреки надеждам на более серьезные реформы системы прописки «Хукоу», китайская государственная политика не полностью устранила институциональную дискриминацию мигрантов. Некоторые города, в том числе Пекин и Шэньчжэнь, усилили социальную изоляцию путем осознанного и явного сокращения численности мигрантов и периодического выдворения мигрантов за границы города. Многие приезжие рабочие, ощущая нестабильность существования в городе, оставили свою прописку на селе вместо того, чтобы придерживаться своих требований на землю как на источник средств к существованию. Поэтому уровня стабилизации миграции пока что не предвидится.
Во-вторых, мировой финансовый кризис привёл в действие процесс деиндустриализации в Южном Китае, что и дестабилизировало формирование рабочего класса. Китайское государство, которое сохранило экспортную экономику во время кризиса и обеспечило отсутствие массовой безработицы, настроено отходить от модели дешевого экспорта и модернизировать обрабатывающую промышленность с помощью отказа от низкоквалифицированных рабочих мест, оно инвестирует и субсидирует автоматизацию производства. Тем временем, подъем сферы услуг вобрал в себя множество приезжих рабочих, бегущих от каторжного труда на производстве, и изменил конфигурацию ландшафта рабочего движения.
В третьих, государство значительно повысило способность реагировать на конфликты рабочих и усмирять их, а также отслеживать и преследовать рабочих активистов. В условиях сужения политического пространства в условиях правления Си Цзиньпина, это ограничило условия, в которых можно организовать движение трудящихся. Несмотря на это, рабочие и активисты развили свою сеть, и рабочие центры, такие как в Гуанчжоу и Шэньчжэне, и не только передали опыт организации, но и начали поддерживать согласованные действия рабочих активистов.
…
Борьба китайский рабочих никогда не зависела от поддержки посторонних активистов и организаций. За последние два десятилетия они всегда объединялись независимо, и никакие меры этого не изменят, какими бы суровыми они ни были. Однако, борьба рабочих может перемещаться как в промышленности, так и между регионами. Производство уже не будет таким эпицентром забастовок, может быть его обгонят сфера услуг и логистика. Например, до конфликта на Jasic, без всякой помощи рабочих центров, дальнобойщики и крановщики самостоятельно организовали забастовки национального характера, которые продолжались сутки. Учителя и работники санитарно-гигиенической службы также самостоятельно объединялись в последние годы.
В конце концов, онлайн протест технических работников 996:ICU, хотя и не является конфликтом или забастовкой на рабочем месте, но все же это признак того, что нужно обратить внимание не только на промышленные забастовки и забастовки на фабриках(хотя и промышленные забастовки несомненно продолжатся, в большей степени в провинциях, далеких от прибрежных регионов) но и на другие формы борьбы рабочих, которые появляются в Китае
Источник: rabkor.ru.
Рейтинг публикации:
|