В дни годовщины Октябрьской революции, когда основными темами обсуждений являются вопросы, относящиеся к причинам революции, к её результатам, катастрофам и достижениям я хочу вновь вернуться к теме развала СССР. Почему развала, а не побед? Русская рефлексия сильна тем, что всегда готова к анализу негативных страниц своей истории. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?» — великий автор обратился не к победе под Малоярославцем, не к разгрому врага на Березине, не к казачьим сотням на улицах Парижа. Лермонтов устами молодого солдата озвучил главный русский вопрос той победоносной войны: «Можно ли было не оставлять французам Москву?» Так можно ли было избежать развала СССР?
Тема краха СССР многократно препарирована с разных сторон, казалось бы, ничего нового по этому поводу уже нельзя сказать. Подробно рассмотрена мина замедленного действия в виде федеративного устройства, заложенная Лениным — ожидаемая мировая революция требовала создания союза социалистических государств, к которым планировалось присоединять всё новые и новые социалистические государства. Рассмотрен процесс конвергенции с западом, который означал постепенный отказ от советского проекта. Разобрана роль элит, освобождённых Хрущёвым от контроля госбезопасностью. Сказано о желании элит передать по наследству госактивы, которыми элиты практически владели, но при СССР не могли оформить, как семейный капитал. Сказано об экономических перекосах, об отрицательном отборе элит, и много ещё о чём. Ну что же нового можно сказать на эту тему? Я предлагаю анализировать не факты, предшествовавшие событиям 1991 года за предыдущие двадцать, сорок или семьдесят лет. Я предлагаю применить иной метод — проанализировать причины, по которым это государство сформировалось, и важнейшие задачи, которые ему пришлось решать. Если мы поймём причины, по которым это государство было собрано и как оно смогло пройти через страшные испытания, то тогда и ответим на вопрос, почему оно развалилось.
Термин «это государство», применительно к нашей стране, я использовал не в качестве либерального штампа. Важно понять, что развалился не СССР, вернее не только СССР. СССР, пришедший на смену Российской империи, был лишь одной из форм Большой России. Следовательно, мы должны разобраться в причинах, по которым собралась Российская империя, а затем пересобралась, переучредилась в СССР, и какие задачи стояли перед страной. Ответив на данные вопросы, мы сможем понять, почему распалась Большая Россия. Для этого нам надо сначала заглянуть не в 1922 или 1917 годы, а значительно раньше, и рассмотреть мотивацию и действия основных исторических субъектов нашей истории. Главными субъектами рассматриваемых процессов были русский народ и его элиты, а также народы и элиты земель, вошедших в состав Большой России.
Так для чего же русскому народу и элитам понадобилось расширение своего государства? До 20-го века основным способом защиты своей жизни и своего дома был экстенсивный количественный способ. Чем дальше враг находится от твоего дома, чем больше твоё войско, тем больше шансов, что твой дом и твоя семья останутся целы. Вдох-выдох, вдох-выдох — дышало вместе с засечной чертой Московское царство. Ранней весной полки, состоявшие из служилых людей, собравшись в условленном месте, отправлялись охранять своё государство на рубежах засечной черты, и возвращались домой поздней осенью. Всё было подчинено этому ритму и этой задаче — земля должна была рожать, крестьянин, прикреплённый к земле, должен был возделывать эту землю и обеспечивать служилого человека всем необходимым для службы, дворяне, дети боярские должны были большую часть года провести в седле боевого коня. Вдох-выдох, вдох-выдох — тяжёлое дыхание засечной черты по Оке. Но чем дальше засека отодвигалась на юг и восток, тем спокойнее становилось дыхание нашей страны.
До второй половины 18-го века одной из важнейших статей бюджета Русского царства, а затем Российской империи являлся выкуп своих пленников из ордынского рабства. И только со взятием Крыма удалось окончательно прекратить набеги ордынцев. Размер имеет значение, это осознали и Наполеон в 1812-м и Гитлер в 1941-м. Расширение нашего государства, находящегося на цивилизационном перекрёстке, являлось естественной защитной реакцией.
А как же народы и элиты земель, вошедших в состав Большой России? Что они получали, соединившись с нашей страной? Россия являлась континентальной империей. Морская империя прирастает колониями, предназначенными для грабежа и эксплуатации в пользу метрополии. Континентальная империя прирастает провинциями, объединяя народы для совместного проживания и защиты. Маркиз де Кюстин назвал Россию тюрьмой народов, в то время, как сама Европа уже являлась кладбищем народов. Простой грузинский крестьянин всего этого не осознавал, он просто знал, что с появление русского гарнизона его саклю не разорят османские или персидские солдаты. А грузинские князья, получив соответствующий статус в России, воспринимали свои княжества частью большого целого. Грузинский князь Багратион, командовавший русской армией и погибший, защищая Москву, вошёл в пантеон русских национальных героев. Тогда, как англичане не могли себе даже представить, что бы английскими солдатами командовал индийский раджа. Шах-Али, штурмовавший в составе русского войска Казань, знал, что его статус, его вера останутся с ним. Главным критерием успешности большого полиэтничного государства является готовность присоединившихся к государству народов воевать и умирать за него. В 1612 году представители многих народов зарождающейся империи сражались вместе с русскими полками за Москву.
Конечно, не всё было так радужно во взаимоотношениях русской власти и присоединённых народов и элит. Поляки, создавшие ранее мощное и успешное государство, не смирились с потерей своей государственности и при первой же возможности восстановили её. Но большинство народов, входивших в состав Большой России, не воспринимали это, как бремя, подтверждением чему являются последствия революции 17-го года.
Россия, оказавшись в историческом тупике, вновь прошла через смуту и ослабление. Те народы, которые считали себя частью иного цивилизационного пространства, отделились от России. Но большинство народов, как и в 1612 году, остались с Россией, значит, они всё ещё чувствовали в этом необходимость. Разговоры о том, что их силой удержала Красная армия, не выдерживают критики. В этом случае Латвия должна была бы остаться в составе советского проекта, ведь красные латышские стрелки были одной из самых боеспособных сил Октябрьской революции и последовавшей гражданской войны.
Русский народ на уровне коллективного бессознательного почувствовал, что стране в 20-м веке предстоит пройти через страшные испытания и выбрал для власти силу наиболее дисциплинированную и жёсткую, предложившую новые цивилизационные идеи — большевиков. Большевики, переучредив Российскую империю в СССР, стали осуществлять советский проект, и это был один из скрепляющих факторов обновлённой Большой России.
Кроме того, перед народами СССР встала практическая задача по реализации научно-технического рывка, экстенсивных способов обеспечения безопасности уже было недостаточно. Страна готовилась к большой войне. Большая задача всегда является скрепляющим фактором.
Вторая мировая война показала, что Большая Россия продолжает оставаться успешным многонациональным государством. Одни представители народов СССР сражались и умирали за свою страну, другие не готовы были умирать, но были лояльны к Большой России, третьи с оружием встали на сторону противника. Однако первых и вторых было большинство.
С появлением ядерного оружия отпала жизненная необходимость в огромных территориях. Сдерживающим врага фактором стала возможность взаимного уничтожения. Но для этого сначала пришлось реализовать ракетно-ядерный проект, масштабы, которого были настолько велики, что побочным эффектом стал полёт Гагарина в космос. Для выполнения такой грандиозной задачи была необходима большая страна с возможностью концентрации сверхусилий.
И вот наступила вторая половина 70-х годов 20-го века. Мир кардинально изменился. В СССР, Европе и многих соседних странах выросли новые поколения, не знающие, что такое война. Люди народов СССР поверили в то, что наступили новые времена — времена без геноцида. Стало казаться, что никто не сожжёт твой дом, не отнимет землю, не убьёт семью. Экономическая глобализация создавала иллюзию, что для успешного экономического развития теперь нет необходимости в большом и сильном государстве, достаточно встроиться в «мировой рынок». Народы, когда то вошедшие в состав Большой России, решили, что им уже не требуется большое общее государство для защиты и сытой жизни.
Русский народ, создавший ракетно-ядерный щит, обеспечил новое качество безопасности. У многих сложилось впечатление, что теперь можно обойтись без глобальных пространств, защищающих от врага. Теперь врага сдерживали «Воеводы», «Тополя», «Белые лебеди». Всё чаще стали звучать слова про «империю наоборот», в которой русскому народу уготовлена роль донора.
Элиты русского и других народов поняли, что настал их шанс — теперь они могут делать всё и за это им не будет ничего.
И наконец, во второй половине восьмидесятых практически официально было объявлено о сворачивании советского цивилизационного проекта.
В течение одного десятилетия сложилась ситуация идеального шторма — причины, по которым изначально собиралось государство уже были не актуальны, жизненно важные задачи, стоявшие ранее перед страной были решены, советский проект был прекращён. У исторических субъектов Большой России появилось впечатление, что большая общая страна им теперь не нужна, а для элит она стала просто обузой. Крах такого государства был вопросом времени.
Существовала ли возможность спасти Большую Россию от развала? Теоретически да. Для этого требовались талантливые активные лидеры, и новый цивилизационный проект. Однако отрицательный отбор элит лишил СССР талантливых руководителей, полнейшая деградация руководящего звена отчётливо проявилась в дни ГКЧП. С большим новым проектом ещё сложнее. К настоящему моменту мир, уже лет десять, как осознал, что наступил полнейший кризис идей, однако новые цивилизационные идеи до сих пор не сформулированы.
Означает ли это, что время Большой России ушло навсегда? Не думаю. Вполне возможен новый глобальный проект, предложенный Россией. В случае успеха подобные проекты всегда включают в свою орбиту многие народы. Кроме того, похоже, что мир движется к новым «тёмным векам», а в такие времена, чтобы выжить, необходимо найти защиту у сильного. Россия является одним из таких центров силы. При таком сценарии Большая Россия в той или иной форме опять соберётся естественным образом. Но, похоже, что не всем желающим будет позволено укрыться от надвигающихся геополитических бурь под сенью Российского орла.
Источник
Рейтинг публикации:
|