В США началась президентская кампания. Кандидаты от партий готовятся к праймеризу и проводят первые теледебаты. Причем за номинацию активно конкурируют только в среде Демократической партии. В Республиканской партии так никто и не решается бросить вызов президенту Дональду Трампу, который четко изъявил желание идти на вторую каденцию.
Поэтому обратим внимание на то, что происходит в лагере демократов. А там в ходе борьбы за номинацию неожиданно вспыхнул скандал, причем с участием Хиллари Клинтон. Нет, бывшая первая леди, экс-госсекретарь и «большой друг Украины», как ее в свое время называли представители отечественного истеблишмента, не участвует в баллотировании. Она, как пообещала, что после проигрыша в 2016 году больше не будет претендовать на кресло в овальном кабинете, так четко и придерживается своего слова. Но вот критиковать претендентов от своей партии она не обещала.
Ссора Клинтон с Габбард
Объектом критики госпожи Клинтон стала конгрессвумен от Гавайев Тулси Габбард (Tulsi Gabbard). Хотя слово «критика» в данном случае — не совсем корректная формулировка, здесь уместнее употребить слово из полукриминального лексикона — «наезд». Так вот, Хиллари Клинтон наехала на Тулси Габбард в том плане, что последняя является ставленницей России в США. Что, мол, Кремль делает на этот раз ставку именно на нее, и если не на победу, то по крайней мере на успешную конкуренцию с оттягиванием голосов у официального претендента от демократов.
«Я не делаю никаких прогнозов, но считаю, что россияне положили глаз на одну женщину, которая берет участие в демократических праймериз, они готовят ее, на роль кандидата от третьей партии. Она любимый кандидат россиян. У них есть целый ряд сайтов, боты и другие способы оказывать ей поддержку», — заявила госпожа Клинтон в беседе с бывшим советником Обамы Дэвидом Плуфф (David Plouffe), которая транслировалась на телевидении.
Экс-госсекретарь сначала не назвала Габбард по имени, однако, о том, что речь идет именно о ней, сначала подтвердили работники офиса госпожи Клинтон, а впоследствии и она сама.
Стоит хотя бы в нескольких словах рассказать, кто же такая Тулси Габбард. А лицо она довольно экстравагантное. Ее родители — успешные гавайские политики — были одновременно ярыми кришнаитами. В конце концов, и имя своему ребенку они дали соответствующее: в переводе со санскрита «тулси» означает «несравненная». Сама Тулси приняла индуизм, став впоследствии первым членом Конгресса с такой экзотической религиозной принадлежностью.
Тулси Габбард в довольно молодом возрасте успешно начала свою политическую карьеру. Ей был всего 21 год, когда она стала депутатом гавайского законодательного органа. Потом Габбард неожиданно прерывает свою политическую деятельность и подается в армию. Она даже служила в горячих точках — в Ираке и Афганистане.
Габбард вернулась к политике уже в ранге майора. И неожиданно стала радикальной пацифисткой. В уже упомянутых теледебатах она свято пообещала прекратить все военные операции, которые Америка ведет за рубежом. «Как президент я остановлю эти войны по смене режимов, сделав две вещи. Во-первых, я буду пресекать эти драконовские санкции, вроде тех, которые ввела Саудовская Аравия против Йемена, приведшие к смерти и голоду десятки тысяч мирных жителей Сирии. Во-вторых, я гарантирую, что мы прекратим поддерживать террористов типа „Аль-Каиды" (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии, которые являются сухопутными войсками в войне по смене режима», — вот такое довольно контрпродуктивное было заявление Габбард. Трудно сказать, сознательно ли она подыгрывала Москве или бессознательно попала в лагерь так называемых полезных идиотов.
Стоит добавить еще один специфический штрих к ее политическому портрету: Габбард стала единственной представительницей Демократической партии в Конгрессе, которая не поддержала импичмент Дональда Трампа.
Но вернемся к скандалу, конгрессвумен от Гавайев не ответила госпоже Клинтон «наездом на наезд», а ответила ей еще резче. «Вы, королева поджигателей войны, воплощение коррупции и олицетворение разрушения, которое пронизывало Демократическую партию в течение долгого времени, наконец-то вы вышли из-за кулис», — заявила она, обращаясь к Хиллари Клинтон.
Излишне напоминать, что российские масс-медиа бросились наперебой превозносить Тулси Габбард и обливать грязью экс-госсекретаря. Еще бы, госпожа Клинтон стала кровным врагом Кремля еще в марте 2014 года, когда на благотворительной вечеринке в Калифорнии высказалась о сходстве между курсом нацистской Германии в 1930 годы, которая выступала за защиту этнических немцев в других странах, и политикой России в украинском Крыму.
Российская пресса оптимистично заявляла, что своими высказываниями (не о Крыме, а о Габбард) госпожа Клинтон только повысила популярность Габбард, и теперь ее рейтинг внутри партии подскочит до небес. Подскочил… вплоть до одного процента. То есть шансов выиграть номинацию (стать кандидатом от демократов — прим. ред.) у нее не больше, чем у Шуфрича избраться мэром Львова. Правда, вероятность того, что Габбард примет участие в выборах как независимый кандидат или представитель другой партии, все еще есть, хотя она обещала не прибегать к такому шагу. Тогда теоретически она может оттянуть голоса у кандидата от демократов, как это в 2016 году сделала Джилл Стейн, став кандидатом от Партии зеленых и забрав у Хиллари Клинтон около полутора миллиона голосов.
Украинский фактор
Но что интересно нам в контексте описанного скандала? Лишь то, что российский фактор фактически не повлиял на кандидатские рейтинги в США. А вот с фактором Украины на этот раз ситуация кардинально другая. Сейчас «украинский вопрос» в США может стать определяющим для избрания нового президента (или сохранение на должности старого).
Помните, как Владимир Зеленский заявил во время пресс-марафона: «Я не хочу вмешиваться никаким образом в выборы независимой страны под названием Соединенные Штаты Америки. Выбирайте своего президента сами». Но иногда обстоятельства выше наших желаний. Волей-неволей и Зеленский в частности, и Украина в целом все-таки повлияли на предстоящие американские выборы, причем довольно существенно.
Посмотрим, что натворил в американском политическом истеблишменте пресловутый Украгейт. Еще несколько месяцев назад безоговорочным лидером номинации в Демократической партии был бывший вице-президент Джо Байден. С незначительным отставанием от него шел Берни Сандерс (известный нам по президентской кампании 2016 года, как конкурент Хиллари Клинтон на номинацию от демократов). А третью позицию с фактически безнадежным отставанием занимала Элизабет Уоррен — сенатор от штата Массачусетс. И вот грянул скандал, связанный с июльским телефонным разговором Дональда Трампа с Владимиром Зеленским, в котором прозвучало имя Джо Байдена, его сына Хантера, задействованного в скандале с украинской нефтегазовой компании Burisma, и все кардинально изменилось. Теперь уже большинство социологических институтов отдает первенство сенатору Уоррен. Поэтому именно она может выиграть номинацию, а значит стать представителем от Демократической партии и составить конкуренцию Трампу за президентское кресло.
Уоррен выходит вперед
Это хорошо? По моему мнению, не очень. Элизабет Уоррен прославилась своими слишком левыми, слишком популистскими программами, которые планирует реализовывать на посту главы Белого дома. Она, например, намерена повышать корпоративные налоги и налоговые сборы для американцев с высоким уровнем дохода. Одним из центральных пунктов программы Уоррен является внедрение системы всеобщего здравоохранения Medicare for All, которая может существенно повысить нагрузку на американских налогоплательщиков.
И эти левые программы могут оттолкнуть от голосования за кандидата от демократов достаточно большую часть американских избирателей. Существует и другая опасность. Несколько крупных спонсоров Демократической партии, представляющие крупный бизнес и венчурный капитал, на условиях анонимности рассказали телеканалу CNBC, что не будут спонсировать партию или вообще переметнутся к Трампу, если демократы выберут Уоррен своим единым кандидатом.
Каковы шансы у Трампа?
Кстати, о Трампе и Уоррен. Действующий американский президент называет свою вероятную конкурентку «Покахонтас», намекая на давний скандал, когда Уоррен, работая правоведом, а затем преподавателем юриспруденции в Гарварде, указывала в анкетах, что является представительницей коренных народов Америки. А это в США дает определенные привилегии, в частности во время приема на работу. Тогда возник небольшой скандал, который сейчас уже почти забыли, но он еще может сыграть свою роль в активной фазе президентской кампании.
«Независимо от того, любите вы меня или ненавидите, вы будете вынуждены проголосовать за меня, потому что от моей победы в 2020 году будет зависеть ваше будущее, ваши пенсии», — уверенно провозгласил во время встречи с избирателями в Нью-Гэмпшире, Дональд Трамп. Он предостерегал американцев от того, чтобы они не голосовали за кандидатов с левыми взглядами наподобие Уоррена ли Сандерс. Трамп напомнил избирателям, что сейчас на счетах Пенсионного фонда накопилось более 400 миллиардов долларов. И предостерег, что как только в Белый дом прорвутся Уоррен или Сандерс, они сольют эти деньги «по трубам в канализацию».
Однако эти предостережения пока не очень повлияли на американцев. Все социологические исследования демонстрируют, что если бы президентские выборы состоялись в ближайшее время, то любой из действующей тройки демократов победил Трампа с отрывом от 15% до 6%. Наибольшая разница зафиксирована в паре Байден-Трамп.
Почему так? Почему американцы перестали уважать действующего президента? Все из-за той же Украины, которая довела Трампа до импичмента. Однако существующая ситуация для него не является столь безнадежной. Вот, к примеру, рейтинговое агентство Moody's Analytics делает ставку на действующего главу Белого дома несмотря на всю актуальную социологию. По мнению аналитиков агентства, Трамп одержит не просто победу, а уверенную победу, значительно более убедительную, чем четыре года назад.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.